ЖРЕЧЕСТВО

ЖРЕЧЕСТВО служители
культа, почитавшиеся как посредники в общении людей с воображаемым миром
богов и духов (слово "жрец" происходит от старослав. "жрьти" - приносить
в жертву). Возникновение Ж. связано с развитием религии. У первобытных
племён и некоторых совр. народов (австралийцев-аборигенов, папуасов, ведда,
огнеземельцев и др.) не было спец. служителей культа; религ.-магич. обряды
совершались преим. главами родовых групп от имени всего рода либо людьми,
по личным качествам снискавшими репутацию "знающих" приёмы воздействия
на воображаемый мир духов и богов (знахари, колдуны, шаманы). С разложением
первобытной общины, общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы,
присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Закрепляется
преемственность Ж., иногда путём прямой наследственности жреческого звания.
Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению и
по положению близки к вождям, к-рые и сами зачастую выполняют жреческие
функции (священные вожди, "цари-жрецы"). В классовых ра-бовладельч. и феод.
обществах Ж. обычно составляло часть господствующего класса. В Др. Египте,
Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землёй, рабами,
располагало большой политич. властью. Жрецы были хранителями всех имевшихся
науч. знаний. В древней и ср.-век. Индии жрецы-брахманы, соперничавшие
со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же
положение занимали жрецы и в древних гос-вах Америки (особенно в Мексике
и Перу). В Иудее 6-1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей),
всё экономич., политич. и идеологич. могущество сосредоточилось в руках
иерусалимского Ж.: это была "иерократическая" форма гос-ва. Лишь в антич.
Греции и Риме Ж. не играло самостоят. роли - должности жрецов были выборными
и замещались обычно гражд. лицами, но и в этих гос-вах жрецы пользовались
значит. преимуществами и оказывали влияние на политич. жизнь. То же было
в Японии.


В Китае даосскую религию
возглавляли многочисл. жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился
в руках светских лиц - от императора до главы рода. Религ.-мифологич. и
богословские спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению
религии, созданию новых мифов, религ. догматов и систем. В большинстве
классовых обществ религия жрецов сильно отличается от нар. верований. В
мировых религиях (буддизм,
христианство, ислам) преемником Ж. явилось духовенство.


Лит.: Энгельс Ф.,
Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1-2,
М.- Л., 1928; Lippеrt J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1
- 2, В., 1883-84. С. А. Токарев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я