ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС , комплекс
социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и
семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщины от
угнетения. Ж. в. в марксистско-ленинском понимании - часть вопроса об условиях
победы социалистич. революции и построения коммунистич. общества. Подчинённое,
бесправное или неполноправное положение женщины в семье и обществе, освящённое
религией, характерно для всех классовых антагонистич. формаций. Капитализм
создал условия для всё большего вовлечения наёмного женского труда в общественное
производство, по подверг женщину дискриминации в отношении оплаты труда,
сохранил сё прежнее подчинённое положение в семье, социальное и культурное
закрепощение и породил Ж. в. как неотъемлемую часть вопроса общесоциального
и рабочего вопроса, в частности. "...Женская половина рода человеческого
при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом
и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются,
во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает;
во-вторых, - и это главное - они остаются в "домашнем рабстве", "домашними
рабынями", будучи задавлены самой
мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой
кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства", - отмечал В. И.
Ленин в 1921 (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 368-69). Эта характеристика
условий жизни женщины в капиталистич. обществе в значит. мере сохраняет
свою силу, несмотря на известное улучшение её положения после 2-й мировой
войны, связанное с общим подъёмом рабочего н общедемократического движения.


Вовлечение женщины при капитализме
в обществ. произ-во, с одной стороны, и сохранение её бесправного положения
- с другой, порождают известную противоречивость в отношении бурж. общества
к женщине. Идеологические предшественники Великой франц. революции видели
в угнетённом положении женщины нарушение "естественных прав человека".
Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей
идеологии франц. буржуазии периода Великой франц. революции, выступавшей
в то время под лозунгами "свободы, равенства, братства", рассматривал рабское
положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах
па женщину и, игнорируя, как н др. бурж. авторы, классовоэкономич. корни
Ж. в., видел путь к эмансипации женщины в юридич. равноправии н в воспитании
[позднее с защитой сходных взглядов выступил англ. философ, экономист и
социолог Дж. С. Милль- автор книги "О подчинении женщины" (1869)].
В годы Великой франц. революции, к-рая нанесла сокрушит. удар феодальным
отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение
женщины. Так. в 1791 был принят закон о жен. образовании. Декретом от 20
сент. 1792 женщине были предоставлены нек-рые гражд. права. В апр. 1794
Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже
в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.


Кодекс Наполеона (1804) и
бурж. гражд. кодексы в других странах резко ограничивают гражд. права женщины,
ставят её в подчинённое мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе,
родительской власти, имуществе.


Юридич. и фактич. бесправие
женщины нашло теоретич. "обоснование" в трудах многих бурж. авторов. По
мнению франц. философа О. Копта, сторонника т. н. биологич. теории, весьма
распространённой в бурж. литературе, неравноправное положение женщины в
обществе определяется "естественной слабостью женского организма"; обществ.
равенства между мужчиной и женщиной, по мнению Копта н мн. др. бурж. авторов,
не может быть; исключит, призвание женщины - семейные обязанности. Подобная
биологич. трактовка Ж. в., объявляющая его вечным и неразрешимым, распространена
в капиталистич. странах с теми или иными модификациями и поныне.


В кон. 19 - нач. 20 вв. в
Германии и др. странах получила распространение бурж.-мещанская "теория"
трёх "К" (нем. Kirche, Kuche, Kinder - церковь, кухня, дети), к-рыми, по
мнению приверженцев этой "теории", должен ограничиваться круг интересов
женщины. Эта концепция была позднее в основном воспринята фашистами. Она
близка, с определёнными коррективами, взглядам нек-рых совр. бурж. теоретиков
Ж. в., к-рые приводят в качестве "довода" против участия женщины в обществ,
произ-ве и обществ. жизни соображения о физиологич. особенностях женщины
как матери или будущей матери.


Однако закономерности развития
капиталистич. общества, так же как и развитие науки, техники и культуры,
втягивающие женщин в произ-во, культурную и обществ. деятельность, выявляют
несостоятельность подобных концепций, что было раскрыто идеологами революц.
демократии и особенно идеологами пролетариата. Социалист-утопист ТТТ. Фурье
показал, что степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения
в каждом данном обществе. В отличие от бурж. защитников жен. равноправия,
социалисты-утописты (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) понимали связь между
угнетённым положением женщины и характером бурж. общества; жен. эмансипация
- важный пункт их планов переустройства общества. Рус. революц. демократы
19 в. сделали ещё один шаг вперёд в подходе к Ж. в. они отметили исключит.
важность вовлечения женщины в обществ. жизнь и призвали её к активной революц.
борьбе.


Наиболее ярким защитником
раскрепощения женщины среди русских революц. демократов был Н. Г. Чернышевский,
в романе к-рого "Что делать?" выведен образ женщины, вырвавшейся из узкого
семейного круга и завоевавшей себе право на независимое существование и
активную обществ. деятельность. Однако путь к освобождению, намеченный
в романе Чернышевского, отражает элементы утопизма, содержащиеся в его
учении.


К. Маркс и Ф. Энгельс впервые
вскрыли классовые корни Ж. в. и показали, что решение его в пользу трудящихся
женщин в капиталистич. обществе невозможно, что первым условием действит.
освобождения женщины является уничтожение строя капиталистич. эксплуатации.
Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц
не только раскрывали связь угнетённого и униженного положения женщин с
частной собственностью на средства произ-ва и эксплуатацией человека человеком,
но и показывали несостоятельность прудонистского подхода к Ж. в. (Прудон
и его сторонники выступали против участия женщины в общественно полезном
труде), создавали теоретич. базу для развития пролетарского жен. движения.
Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин
как величайший резерв пролетарской революции. "Пролетариат,- писал В. И.
Ленин, характеризуя диалектич. связь между пролетарской революцией и решением
Ж. в.,- не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы
для женщин" (там же, т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде
и развитии марксистских взглядов по Ж. в. сыграла книга А. Бебеля "Женщина
и социализм" (1879). Существ. вклад в марксистскую постановку Ж. в. внесли
труды и деятельность К. Цеткин, Н. К. Крупской и др.


Потребности капиталистич.
произ-ва, развитие демократич. и пролет. движения, в частности женского
движения,
содействовали определённому прогрессу в законодательстве
о женском образовании и женском труде, а также нек-рому общему улучшению
правового положения женщины. Так, напр., в Великобритании ещёв 1847 был
издан закон об ограничении 10 часами рабочего дня для женщин, что рассматривалось
основоположниками марксизма как крупный успех рабочего класса; за ним последовали
новые законы об охране жен. труда. Женщинам стал открываться доступ в профсоюзы
(конгресс тред-юнионов принципиально решил этот вопрос в 1889). Стали создаваться
жен. средние школы, первоначально исключительно для девушек из состоят.
семей. Во 2-й пол. 19 в. женщинам в Великобритании был открыт доступ к
профессии учительницы, а позднее - и к другим профессиям. В 1858 женщины
получили право развода (но до 1938 женщина имела меньше прав, чем мужчина,
в вопросах развода), в 1870-1900 - ряд уступок в области гражд. права.


Женщины-налогоплательщицы
получили в 1869 ограниченное право участия в муниципальных выборах. В 1918
в Великобритании замужним женщинам, женщинам-съёмщицам квартир и обладательницам
университетских дипломов в возрасте старше 30 лет было предоставлено избират.
право; но только в 1928 право участвовать в выборах получили все женщины,
достигшие 21 года. Однако, несмотря на нек-рое улучшение формально-юридич.
статуса женщины в Великобритании, здесь сохраняется открытая дискриминация
женщин в области оплаты труда. В США женщины получили доступ к профессии
учительницы уже в 1-й пол. 19 в., а в 50-70-е гг.- к т. н. свободным профессиям.
В 1848 замужние женщины получили в США право иметь собственность. Но законодат.
ограничение рабочего дня женщин было впервые введено только в 1874 в штате
Массачусетс. С 1880 женщин начали принимать в "мужские" профсоюзы. В 1920
вступила в силу 19-я поправка к конституции США о недопустимости ограничения
избират. прав для женщин. Во Франции жен. лицеи были открыты по закону
1880, а первый закон, регулирующий условия жен. труда, был принят в 1892
(закон устанавливал 11-часовой максимальный рабочий день; в 1904 рабочий
день для женщин был сокращён до 10 часов). Вносившиеся во Франции с 1848
законопроекты об избирательном праве для женщин не имели успеха в течение
почти 100 лет. Лишь в 1944 французским женщинам было предоставлено избират.
право.


В Германии избират. право
было впервые предоставлено женщинам Веймарской конституцией 1919. Приход
гитлеровцев к власти в 1933 повлёк за собой лишение женщин тех поли-тич.
и социальных завоеваний, к-рых они добились в ходе длительной и упорной
борьбы. В царской России женщины были лишены избират. прав в Гос. думу,
а также в т. н. органы местного самоуправления. Несмотря на распространённость
женского труда, в России до 80-х гг. совершенно отсутствовало законодательство
по его охране. Рабочий день в отраслях произ-ва, где преобладал жен. труд,
был длиннее, чем в отраслях, где были заняты мужчины, а оплачивался он
почти вдвое ниже, чем мужской. Действовавшее в России законодательство
ставило женщину в подчинённое положение в семье. Февральская революция
1917 предоставила женщинам избират. право, сохранив их неравенство в области
гражданского права.


Условия для подлинного решения
Ж. в. были впервые в истории созданы в Сов. гос-ве,
рождённом Великой Окт. социалистич. революцией. В первые же месяцы существования
Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравенство женщин.
Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое
2-м Всеросс. съездом Советов [25-27 окт. (7-9 нояб.) 1917], предусматривало
участие орг-ций работниц, наряду с др. массовыми организациями, в управлении
государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой
сов. конституции (1918). Рядом актов 1917-18 Сов. власть полностью уравняла
женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных,
в области образования, приняла меры по охране жен. труда, материнства и
младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд.


В результате создания социалистич.
производств. отношений, индустриализации страны и коллективизации с. х-ва,
культурной революции было в основном осуществлено фактич. равенство женщины
с мужчиной в сов. обществе (особенно большие трудности пришлось преодолеть
в борьбе за раскрепощение женщин Сов. Востока, где на его пути стояли вековые
традиции рабского положения женщины). Права женщин зафиксированы в ст.
122 Конституции СССР: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной
во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической
жизни". Возрастающая многообразная гос. помощь женщине-матери обеспечивает
женщине возможность пользоваться этими правами. Сеть учреждений, созданных
для охраны матери и ребенка, растёт из года в год. В 1971 в постоянных
детских садах и яслях находилось 9,5 млн. детей (в 1914- 4,5 тыс.). В 1956
отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 112 дней. Пенсии по
старости предоставляются женщине на 5 лет раньше мужчин и при меньшем (на
5 лет) стаже работы (многодетные матери пользуются дополнит. льготами по
пенсионному обеспечению).


В СССР глубоко укоренилось
уважение к женщине как к равноправному и деятельному гражданину социалистич.
гос-ва. Женщины (53,9% населения СССР в начале 1971) составляли в 1970
51% численности рабочих и служащих, занятых в нар. хозяйстве страны (24%
в 1928), 48% работников, занятых в пром-сти. Среди специалистов с высшим
и средним специальным образованием в 1968 было 58% женщин (с высшим образованием
52%, со средним специальным образованием -63% ), причём число их возросло
по сравнению с 1928 в 58 раз. 31% инженеров, 38% техников, 72% врачей (до
революции 10%), 69% педагогов и культ.-просвет. работников, 39% науч. работников
- женщины (1968). Среди избранных 14 июня 1970 депутатов Верх. Совета СССР
8-го созыва 463 женщины (30,5%; среди депутатов Верх. Совета 1-го созыва,
избранного в 1937, их было 16,5%). Женщины составляют 45,8% депутатов местных
Советов депутатов трудящихся (выборы 1971). Научно-технич. прогресс содействует
освобождению женщин от домашнего труда и их даль" нейшему вовлечению в
производственную и общественную деятельность.


Решение Ж. в. в СССР имеет
огромное междунар. значение. Опыт решения Ж. в. в СССР был использован
др. социалистич. странами. Законодательство этих стран гарантирует
равноправие женщин. Женщины широко используют право на труд, образование,
участие в общественно-политич. жизни.


Эмансипация женщин в социалистич.
странах в целом осуществлена. Однако устранение остатков фактич. неравенства
женщины в быту - длит. процесс, к-рый будет завершён в результате осуществления
постепенного перехода от социализма к коммунизму. Программа КПСС предусматривает
создание всех социальнобытовых условий, позволяющих выполнить эту задачу.


Под влиянием примера социалистич.
стран, прежде всего СССР, общего роста демократич. и социалистич. сил и
новых потребностей, вызванных к жизни научнотехнич. революцией, дальнейшие
существ. изменения происходят в положении женщин во всём мире. Права, за
к-рые жен. движение вело борьбу в течение десятилетий (избират. право,
право на труд и др.), признаны в большинстве капиталистич. стран, в молодых
независимых гос-вах и провозглашены в ряде междунар. документов, в т. п.
в Уставе ООН (1945), в резолюции (1946) и конвенции (1952) о политич. правах
женщин, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в Декларации ООН о ликвидации
дискриминации женщин (1967), в конвенции Междунар. организации труда о
равной оплате за равный труд (1951) и в её рекомендации о труде женщин
с семейными обязанностями (1965).


Наибольшие изменения достигнуты
в странах развитого капитализма и в развивающихся странах в борьбе за юридич.
равноправие женщин, в первую очередь в области политич. прав. Если до 1917
только в 6 странах (Н. Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия, Дания,
Исландия) женщины имели избират. права, а в 1917-20 их получили женщины
примерно ещё в 11 странах, то в нач. 1970, по данным ООН, в 121 стране
женщины имели право избирать и быть избранными во все органы гос. власти.
Участие женщин в политич. жизни после 2-й мировой войны значительно усилилось.
Но процент женщин в парламентах и даже в местных органах власти капиталистич.
стран очень низок. В нек-рых странах число женщин - депутатов парламентов
сокращается (во Франции с 39 в 1946 до 6 в 1968, в США с 19 в конгрессе
87-го созыва до 13 в конгрессе 92-го созыва и т. д.).


Оторванность значит. части
женщин от экономич. и общественно-политич. жизни, низкий политич. и культурный
уровень, в ряде стран массовая неграмотность (в кон. 60-х гг. женщины составляли
более 85% общего числа неграмотных во всём мире) препятствуют их активному
участию в политич. жизни. Во мн. бурж. странах сохраняется юридич. неравноправие
женщины в семейно-брачных отношениях. Сохраняется дискриминация женщин
в оплате труда. Законы о равной оплате за равный труд, принятые в ряде
стран (Италия, Франция, ФРГ, Аргентина, Канада, Турция и др.), как и междунар.
конвенции, нарушаются. В Великобритании в кон. 60-х гг. из 9 млн. работающих
женщин только 1,5 млн. получали равную с мужчинами зарплату. В США (данные
кон. 60-х гг.) женщины, составляющие 51% населения и 37% работающих, получают
за свой труд на 42% меньше мужчин, причём этот разрыв в зарплате в 50-60-х
гг. увеличился.


Дискриминация в отношении
женщин проявляется и в трудностях при получении профессии и образования
и в отсутствии необходимых условий для сочетания работы с выполнением своих
семейных обязанностей. В ряде капиталистич. стран доля женщин среди работников
высокой квалификации остаётся крайне незначительной. В США только 1% инженеров,
3% юристов, 7% врачей и 9% учёных - женщины. Уровень безработицы среди
женщин составлял в 1969 в США 4,7%, а среди мужчин 2,8%. Во всех несоциалистич.
странах особенно страдают от дискриминации крестьянки и с.-х. работницы.


Возникновение в результате
распада колон. системы империализма новых независимых гос-в сопровождается
процессом эмансипации женщин и усилением их роли в общественно-политич.
жизни. В развивающихся странах Азии и Африки делаются первые шаги в области
обеспечения равноправия женщин, решения проблемы их занятости в обществ.
производстве, преодоления архаичных обычаев и пережитков в семейных отношениях,
ликвидации неграмотности (в кон. 60-х гг. более 85% женщин в Африке были
неграмотны).


Неравноправное положение
женщин тормозит общественный прогресс в несоциалистич. странах. В этих
странах борьба против дискриминации женщин остаётся одной из важных задач
рабочего и общедемократич. движения.


Лит.: Маркс К., Энгельс
Ф., Ленин В. И., О женском вопросе, М., 1971; Бебель А., Женщина и социализм,
[пер. с нем.], М., 1959; Цеткин К., Социализм придет к победе только вместе
с женщиной- пролетаркой!, [пер. с нем.], М., 1960; её же, Заветы
Ленина женщинам всего мира, М., 1958; Крупская Н. К., Женщина-работница,
2 изд., М.-Л., 1926; её же, Женщина Страны советов - равноправный гражданин,
[М.], 1938; Коллонтай А. М., Избранные статьи и речи, М., 1972; Миловидова
Э., Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением
К.Цеткин, М.-Л., 1929; Бильшай В., Решение женского вопроса в СССР, 2 изд.,
М., 1959; Женщины и дети в СССР. Статистич. сб., М.. 1969; Роль женщины
в современном обществе. Материалы обмена мнениями, проводившегося в журн.
"Проблемы мира и социализма" в 1962 г., Прага, 1963; Петрова Л. И., Международная
демократическая федерация женщин за мир, равноправие и счастье детей, М.,
1956; Смирнова Р. М., Положение женщины в странах Африки. М., 1967; Бережная
Н. А., Положение и борьба трудящихся женщин стран Латинской Америки, М.,
1969; Браун Л., Женский вопрос, пер. с нем., М., 1922. А. Б.Герман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я