ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ комплекс
сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй
для
движения ж.-д. подвижного состава. Осн. элементы Ж. п.:
верхнее
строение пути, земляное полотно
и искусств. сооружения
(железнодорожные
мосты, туннели, виадуки,
дренажные трубы, подпорные стенки и др.).
Ширина рельсовой колеи может быть различной: 1676 мм
(в Индии, Испании,
Аргентине, Чили и др.), 1520 мм (в СССР), 1435 мм (в большинстве
стран Европы, Канаде, США), 1067 мм (в Японии, Индонезии, нек-рых
странах Африки) и др. (напр., 1000, 914, 891
мм и т. д.). План пути
представляет собой проекцию оси пути на горизонтальную плоскость, а продольный
профиль - вертикальный разрез по его оси. План и профиль определяют трассу
пути (положение оси пути в пространстве). Ж. п. состоят из прямых и кривых,
горизонтальных и наклонных участков. Для плавного перехода подвижного состава
с прямого на кривой участок Ж. п. в местах сопряжений устанавливаются переходные
кривые с постепенно изменяющимся радиусом (см. Пути кривая). Наилучшие
условия для движения поездов создаются тогда, когда верхнее строение пути
расположено на нулевом уклоне (площадке). Различают руководящий уклон,
по к-рому устанавливается вес грузового поезда для ж.-д. линии (для магистральных
линий уклон не должен превышать 0,006; 0,009); вредный, на к-ром необходимо
торможение; безвредный (торможение не применяется) и др.Ж. п. на железнодорожных
станциях,
разъездах и обгонных пунктах обычно располагают на площадках,
на уклонах, не превышающих 0,0025.


Для бесперебойного и безопасного
движения поездов состояние Ж. п. постоянно контролируют. По мере роста
скоростей, грузонапряжённости, нагрузок на ось подвижного состава укладывают
рельсы более тяжёлых типов, делают балластную призму повышенной устойчивости,
применяют железобетонные шпалы, сплошное железобетонное подрельсовое основание
в виде рам и плит и др. Для улучшения условий работы рельсового пути и
подвижного состава уменьшают кол-во стыков, устраивая бесстыковой путь
из
сварных рельсовых плетей длиной до нсск. км (в СССР принято до 800
м).


Лит. см. при статье
Верхнее
строение пути. В. П. Тихомиров.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я