ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ здание
или комплекс зданий, сооружений и устройств на остановочных пунктах ж.-д.
транспорта, предназнач. для обслуживания пассажиров, управления движением
поездов и размещения служебного персонала. В нек-рых Ж. в. в значит. объёме
осуществляются грузовые, почтовые и багажные операции. Ж. в. всегда является
частью ж.-д. станции и т. н. вокзального комплекса, в к-рый, помимо пассажирского
здания, входят привокзальная площадь и перрон. Объём работы Ж. в. характеризуется
его пропускной способностью и единовременной вместимостью (см. Вокзал).
По
вместимости Ж. в. подразделяются на малые (до 200 пассажиров), средние
(от 200 до 900), большие (от 900 до 1500), внеклассные (св. 1500).


В зависимости от расположения
пассажирского здания по отношению к перрону различают Ж. в.: берегового
типа, для к-рых характерно наличие транзитных (сквозных) путей и промежуточных
платформ; тупикового типа, размещаемые в торце ж.-д. путей; островного
типа, располагаемые между ж.-д. путями. На Ж. в. берегового и островного
типов для связи осн. пассажирских помещений с платформами, отделёнными
от здания вокзала путями, устраиваются пешеходные туннели или мостики.
В первом случае высота спуска и подъёма по лестницам -3,5-4,0 м, во
втором - 6,0-7,0 м.


Во всех Ж. в. должно быть
обеспечено разделение встречных и пересекающихся потоков пассажиров, а
также путей движения пешеходов и транспорта.


Это достигается последоват.
расположением осн. групп помещений, а также использованием распределит.
залов-конкорсов, в т. ч. подземных, расположенных под ж.-д. путями (как
на Ж. в. в Риге) или надземных, поднятых над ж.-д. путями (как на Ж. в.
в Челябинске). Иногда встречаются сочетания этих двух способов (Ж. в. в
Киеве).


Осн. здание Ж. в. обычно
состоит из 3 зон (групп помещений): операционной зоны (вестибюли, кассовые
залы, справочные, помещения приёма и выдачи багажа, почта-телеграф и пр.);
зоны ожидания и попутного обслуживания (залы и комнаты длительного отдыха,
комнаты матери и ребёнка, залы ресторанов и кафе, торговые киоски и пр.);
зоны служебно-технич. и подсобно-вспомогат. помещений. Большие Ж. в. оборудуются
билетопечатающими
машинами
и кассами-автоматами, системой телевизионных справочных бюро
и световых табло, извещающих о прибытии и отправлении транспорта. Транспортировка
и перегрузка багажа механизированы. Значит. часть малых и средних Ж. в.
в СССР строится по типовым проектам. Для больших и внеклассных вокзалов,
как правило, требуются индивидуальные решения.


Для упорядочения обслуживания
непрерывно растущих потоков пассажиров и облегчения условий пересадок Ж.
в. часто объединяются с пассажирскими зданиями и сооружениями др. видов
транспорта, образуя объединённые вокзалы (гл. обр. жслезнодорожно-автобусные),
а также кооперируются с учреждениями культурно-бытового обслуживания (гостиницами,
кафе-ресторанами, туристскими агентствами и пр.). В зарубежной практике
Ж. в. нередко объединяются с различными учреждениями (почтамтами, торговыми
центрами, универсальными магазинами), большими автостоянками и гаражами,
крупными адм. и др. комплексами зданий массового посещения. В связи с этим
возрастает роль Ж. в. в архитектурно-планировочной структуре города и в
формировании его облика.


Планировочная схема Ж. в.
сложилась уже в 1860-х гг.: вестибюль и кассовый зал - в центр. объёме
с повышенным порталом гл. входа, залы ожидания и служебные комнаты - в
боковых крыльях.


Финляндский вокзал в Ленинграде.1960.
Архитекторы Н. В. Баранов,П. А. Ашастин, Я. Н. Лукин, инженерИ. А. Рыбин.

907-6.jpg




Применение металлич. конструкций
позволило создавать в Ж. в. обширные помещения зального типа, к-рые оказывали
большое влияние на его архит. облик (Ж. в. Сент-Панкрас в Лондоне, 1868-74,
арх. . Дж. Г. Скотт, У. Барло; Анхадьтский вокзал в Берлине, 1871-82, арх.
Ф. Швехтен, разрушен). Фасады и интерьеры Ж. в. 19- нач. 20 вв. нередко
получали пышную декоративную отделку в эклектич. духе (Ж. в. в Одессе,
1879-83, арх. В. А. Шрётер, разрушен). Архит. облик совр. Ж. в. формируют
гл. обр. крупные объёмы операционных залов, для перекрытия которых используются
преимущественно большепролётные сборные или монолитные железобетонные конструкции.
См. также Вокзал.


Лит.: Васильев Е.
В., Щетинин Н. Н., Архитектура железнодорожных вокзалов, М., 1967; Голубев
Г. Е., Анджелини Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы, М., 1967.


Г. Е. Голубев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я