ЖДАНОВСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ

ЖДАНОВСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ морской
(б. Мариупольский), крупный порт на Азовском м. Построен в 1886-89. Мелководный
речной порт, существовавший в устье р. Кальмиус в 5 км от г. Мариуполя
и предназначавшийся для захода малых судов, перевозивших хлеб и соль, уже
во 2-й пол. 19 в. не мог справиться с возросшим грузопотоком хлеба, угля
и др. грузов. Необходимость иметь морской порт возросла в связи с развитием
каменноугольной и металлургической промышленности на Ю. России и прокладкой
до Мариуполя жел. дороги (1882). Порт был первоначально рассчитан на перегрузку
20 млн. пудов (св. 320 тыс. т) зерна и угля, что уже после двух навигаций
(1889-91) оказалось недостаточным. К 1910 была построена новая угольная
гавань и увеличены глубины акватории до 24 футов (7,3 м).


В сов. годы вырос вывоз кам.
угля, металла, зерна и ввоз марганцевой руды (из Поти), цемента (из Новороссийска)
и др. грузов. В 30-е гг. построен новый пирс, зерновой элеватор, установлены
перегрузочные механизмы. В 1936 были возведены новые портовые сооружения
близ з-да "Азов-сталь" для подвоза руды и агломерата на з-д и вывоза его
продукции. В период Великой Отечеств. войны, в 1941-43, порт был сильно
разрушен, возобновилась его работа в 1945. В 1952-61 порт был реконструирован,
перевалка осн. грузов комплексно механизирована. Наряду с ростом грузооборота
массовых грузов (угля, руды, зерна, металла) увеличивается количество судов,
перевозящих экспортно-импортные ген. грузы и пром. оборудование между СССР
и др. странами (Болгарией, Грецией, Италией, Югославией, Францией, Египтом,
Тунисом). С помощью ледоколов порт принимает и отправляет мор. суда круглый
год. Л. Д. Поликарпов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я