ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
одно из широко распространённых понятий политич. и правовой мысли, обозначающее
совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных
естеств. природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных
социальных условий и гoc-ва. Е. п. выступало всегда как оценочная категория
в отношении действующей в данном политич. обществе правовой системы и закрепляемого
ею строя обществ. отношений. В концепциях апологетич. плана этот строй
и действующее право объявлялись соответствующими Е. п. и естеств. справедливости;
в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок
отношений и право объявлялись несоответствующими Е. п. и справедливости.
За многовековое существование Е. п. его содержание варьировалось в зависимости
от историч. условий, а также социаль-но-политич. позиций его выразителей.
Ф. Энгельс отмечал, что Е. п. и естеств. справедливость представляют собой
"...идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических
отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны" (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273).


Идея Е. п. развивалась уже
в древности, особенно в античном мире; она использовалась греч. софистами,
Аристотелем
и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражд. правом и правом
народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов
природы и естеств. порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон гос-ва,
противоречащий Е. п., не может рассматриваться как закон.


В ср. века Е. п. носило по
преимуществу теологич. форму, являясь составной частью религ. учений (напр.,
в учении Фомы Аквинского Е. п.- конкретизация божеств. разума, управляющего
миром, основа права, создаваемого гос-вом). И в совр. период идея Е. п.
остаётся составной частью официальной теологич. и политич. доктрины католич.
церкви (см. Неотомизм).


Своё наивысшее социальное
звучание идея Е. п. получила в 17-18 вв. в качестве осн. идеологич. орудия
борьбы прогрессивных сил общества с феод. строем. Идеолога Просвещения
- Дж. Локк, Ж. Руссо, III. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев
и др. широко использовали идею Е. п. для критики феод. порядков, как противоречащих
естеств. справедливости. В этих концепциях Е. п. выступало в качестве неизменных
принципов природы человека и его разума, к-рые должны быть выражены в действующих
законах, что повлечёт замену правления людей (т. е. абсолютизма) правлением
законов. Идеи Е. п. нашли отражение во франц. Декларации прав человека
и гражданина
(1789), амер. Декларации независимости (1776) и др. актах.
В тот же период (17-18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи
Е. п. феодально-абсолютистских режимов (напр., С. Пуффендорф в Германии).


С упрочением капиталистич.
строя бурж. идеологи 19 в. отказались от Е. п., объявив бурж. строй единственно
возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно
решительно против идеи Е. п. выступает позитивизм.


В 20 в. происходит процесс
т. н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма
в монополистич., а затем и гос.-монополистич. стадию потребовал переоценки
ряда правовых институтов, в т. ч. и при помощи Е. п., а рост сознательности
трудящихся заставил бурж. идеологов искать популярные лозунги, к-рые можно
было бы обратить против социалистич. идей. Теория Е. п. оказалась удобной
для этих целей (напр., отрицание частной собственности объявляетсянарушением
осн. принципов Е. п. После 2-й мировой войны 1939-45 в Зап. Германии, Италии
и нек-рых др. странах Е. п. использовалось, с одной стороны, для отмежевания
от фаш. идеологии, а с другой стороны - для того, чтобы воспрепятствовать
далеко идущим социально-политич. реформам. "Возрождённое Е. п." испытывает
сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Е. п. прагматистский
характер (напр., Е. п. "с меняющимся содержанием" или "Е. п. конкретной
ситуации").


Марксистский материалистич.
подход к праву как отражению экономич. строя и политич. структуры классового
общества делает излишним понятие Е. п. в качестве предпосылки существования
и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно
право, устанавливаемое гос-вом, а в своей пра-вотворческой деятельности
гос-во связано принципами данного социального строя, к-рые определяются
не "природой человека", а социально-экономич. строем и способом произ-ва.
Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием Е.
п. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина,
а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в
т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми,
исторически меняющимися, а не априорными категориями.


Лит.: История политических
учений, 2 изд., М., 1960, с. 213-215, 236 - 249, 269 - 327. В. А. Тушнов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я