ЕРЕСИ В РОССИИ

ЕРЕСИ В РОССИИ , возникли
с принятием христианства как протест нар. масс против насильств. христианизации
и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерк. окраску носили восстания
смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной чертой Е. 11-12 вв.,
получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства,
являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством (см. Богомильство)
представлений.
Первой Е., возникшей в рус. городах, было движение стригольников (сер.
14-1-я пол. 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия этой Е.
не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями
(стрижка сукна, цирюльничест-во), другие - с особым обрядом посвящения
(специфич. стрижка). Активными участниками движения стригольников были
посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церк. иерархию и
монашество, весь "чин священнический", к-рый поставлялся за деньги, "по
мзде", таинство "священства", а также таинства причащения, покаяния, крещения,
исполнение к-рых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства.
Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права
религ. проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные
мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Церковь
жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако их учение продолжало
бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где в поддержку стригольников
выступили епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень.


Новый подъём еретич. движения
в России наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород.
Иосиф
Волоцкий
называл основателем этого вида Е. некоего "жидовина Схарию",
приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков "жидовомудрствующими",
произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских
еретиков кон. 15 - нач. 16 вв. "жидовствующими", бытовавшее в дореволюц.
лит-ре, отвергнуто сов. историками. Основной контингент новгородских еретиков
составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения
были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики
отрицали церк. иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие
настроения, а нек-рые придерживались антитринитарских взглядов (см. Антитринитарии),
подвергая
критике с рационалистич. позиций основной догмат православия о троичности
божества.


В кон. 15 - нач. 16 вв. еретич.
движение распространилось на Москву. Здесь ок. сер. 80-х гг. 15 в. сложился
кружок во главе с Фёдором Курицыным. Московская Е. носила более
светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна,
сноха Ивана III, представители гос. аппарата (нек-рые дьяки), купечества,
профессиональные переписчики книг. Для моск. кружка характерен интерес
к гуманистич. идеям. В своих произв. ("Лаодокийское послание", "Написание
о грамоте") Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли ("самовластии души"),
достигаемой путём образования, грамотности. Новгородско-московские еретики
поддерживали великокняж. власть против феод. раздробленности, выступали
за секуляризацию церк. земель. Но боязнь распространения еретич. идей среди
нар. масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитич.
планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризац. намерений
и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и нестяжатели,
и
иосифляне.


Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий,
написавший ряд обличит. сочинений; жестоким гонителем еретиков был новгородский
архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников
Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы
Фёдор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк
Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены. По соборным приговорам
1490, 1494, 1504 сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии нач.
16 в. привели к ослаблению Е. Однако вместе с тем в нач. 16 в. шёл процесс
самоопределения еретиков по социальному составу. Продолжавшиеся в условиях
конспирации еретич. проповеди вызывали бурный протест со стороны апологетов
воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 писал великому московскому
князю Василию III Ивановичу о том, что от еретических учений может
погибнуть всё православное христианство.


Наибольшего развития Е. в
России получили в сер. 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье,
на Сев. Двине. Впервые в еретич. движении наряду с горожанами, низшим духовенством,
отд. представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Подъём движения
в сер. 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономич. и политич.
жизни страны. В обстановке гор. восстаний и выступлений крестьян в деревне
внутри движения наметилось размежевание на течения среди демокра-тич. слоев
города и крест.-плебейское течение. Идеологом последнего выступил Феодосии
Косой.
Для созданного им "нового учения" характерны ярко выраженный
антитринитаризм и радикализм социальных выводов: отрицались не только феод.
церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феод. господства
и подчинения. Феодосии Косой выступал против войн и провозглашал равенство
всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о "разуме
духовном", противостоящем "человеческим
преданиям", о "боге живых" и православном "боге мертвых". Ф. Косой
считал "спасение" человека делом его собственных рук и отказывал богу в
спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Е.
Феодосия Косого была вершиной рус. еретич. мысли.


Официальные власти ополчились
против Косого, но он избежал казни, укрывшись в Польше. Защиту интересов
горожан взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства
16 в.- Матвей Башкин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов,
но более умеренный в социальных выводах. Анализируя Евангелия, Башкин отверг
догмат о троице и признавал Христа простым человеком. Вследствие этого
Башкин считал иконы подобными идолам и призывал заменить церковное покаяние
отказом делать дурные дела. По доносу попа его схватили и заточили в монастырь.
Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далёких от того,
чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Фёдоров, Пётр Метиславец
и др.). Подъём сер. 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие
церковники при поддержке гос. власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям.
В 50-х гг. по инициативе митрополита Макария проводятся церк. соборы. Многие
еретики были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. монастыри
или казнены во время опричнины. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем
развитии рус. обществ. мысли и культуры. С именами еретиков связаны выдающиеся
памятники права и всемирной истории (труды Ивана-Волка Курицына и Ивана
Чёрного). Крупный вклад внесли они в создание демократич. рус. языка и
грамотности. Е. дали толчок мощному культурному движению, в к-ром проходило
самоопределение русской гуманистич. мысли. В нач. 18 в. осн. комплекс идей,
выработанных в сер. 16 в., в т. ч. и антитринитарских, встречается в учении
Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистических элементов Е. стали вырождаться
в религиозное сектантство.


Лит.: Голубинский
Е., История русской церкви, т. 2, М., [1900]; Рыбаков Б. А., Воинствующие
церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, №3-4; Казакова Н. А. и Лурье
Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв.,
М. - Л., 1955; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958;
Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV- первой половине
XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике
конца XV - начале XVI вв., М. - Л., 1960; Будовниц И. У., Монастыри на
Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966; Церковь в истории
России (IX в. -1917 г.), М., 1967. В. И. Корецкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я