ЕРЕСИ

ЕРЕСИ (от греч. hairesis
- особое вероучение, религ. секта), в христианстве религиозные течения,
отклоняющиеся (или
впоследствии осуждённые церковью как "отклонившиеся") от офиц. церк. доктрины
в области догматики и культа. В период господства религ. идеологии Е. являлись
специфич. формой социального протеста. Наибольшего развития и обществ.
значения Е. достигли в ср. века, когда сложилась духовная диктатура христ.
церкви, освящавшей феод. строй божественным авторитетом и соединявшей с
идейным господством огромное политич. и экономич. могущество, когда нападки
на феодализм и феод. церковь принимали форму Е.


Е. в Рим. империи в период
формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства
возникали течения, позднее осуждённые христ. церковью как Е. Уже Апокалипсис
упоминает
ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др.
Последователи Е. 1 - 2 вв.- преим. представители нар. масс, их учение -
протест против усиления в христианстве тенденций к образованию "богатой
церкви"; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое
наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархич. епископата.
Идейными корнями раннехрист. Е. являются иудаизм и особенно иудейское сектантство
(напр., эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона
Александрийского). В 3 в., в период сплочения церк. организации и гонений
на христианство, богословскофилос. разногласия отошли на задний план и
центр. место заняли организац. споры, прежде всего по вопросу об отношении
церкви к "отпавшим" от неё во время гонений лицам. Демократич. элементы
христианства (Е. новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном
отвержении от церкви "отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо
относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства
или положения в обществе. Одновременно зародились Е. (монархиане, савеллиане
и др.), предвещавшие христологич. и тринитарные споры (о природе Христа
и о Троице).


Е. в Византии. В 4 в. христианство
было признано офиц. религией империи, и с этого момента можно говорить
о появлении Е. в собственном смысле слова. В союзе с гос. властью церковь
получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения
гос. должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против
еретиков (к к-рым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший
им в трёхмесячный срок принять офиц. вероучение. Нек-рые Е. 4-7 вв. тесно
смыкались с нар. движениями (донатизм, близкий к движению восставших в
Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался
со стремлением к политич. независимости окраин империи (особенно монофиситство).
Наиболее значит. Е. этого времени - арианство, несторианство, Е.
монофиситов,
монофелитов.
Еретики выступали против офиц. догматов христ. церкви
о троичности божества и богочеловечности Христа. Еретики, представляя Христа
как подчинённое божество (ариане), видя в нём только человеческую (несториане)
или только божественную (монофиситы) природу, по сути дела ставили под
сомнение осн. догматы христианского богословия.


Идейные предпосылки этих
Е. коренились в антич. рационализме, противоречившем концепциям относительно
единства троицы или единства божеств. и человеч. природы в одном лице.
С развитием феод. отношений Е. в Византии принимают преим. форму дуалистич.
учений, резко противопоставляющих "испорченный" земной мир, созданный не
богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни
этой идеологии - протест нар. масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации.
Осн. дуалистич. Е. в Византии - Е. павликиан, а также богомильство
(распространённое,
помимо Болгарии, преим. в зап. областях империи) - своими идейными истоками
восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным
социальным протестом, но с 11-12 вв. в них всё более заметными становятся
черты пассивного созерцатель-ства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас
сближается с Е. исихастов. С 11 в. в Византия появились Е., выросшие на
гор. почве и опиравшиеся на рационалистич. мировоззрение (учение Иоанна
Итала,
Евстратия Никейского, Сотири-ха и др.).


Е. в Зап. и Центр. Европе
в средние века. В Зап. и Центр. Европе Е. приобрели широкое распространение,
став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи
с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя
энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость
мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост
самосознания и обществ. активности ср.-век. горожан, порождённый освободит.
борьбой гор. коммун. Развитие товарно-ден. отношений в деревне вело и здесь
к резкому обострению феод. противоречий и создавало почву для вовлечения
крестьянства в потоки еретич. движений. Осн. Е. средневековья были гор.
Е. (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.
361).


Районами наибольшего распространения
Е. были области интенсивного гор. развития: Сев. Италия, Фландрия, Юж.
Франция. Гл. объект нападок еретиков - богатство церкви, к-рому противопоставлялся
идеал "апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов,
апостоликов.
Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего
феод. неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистич.
доктрины восходивших к богомильству Е. (катары, альбигойцы), отвергавших
"мир" - собственность, гос-во, церковь - как творение дьявола. С 12 в.
возродились хилиастич. настроения (вера в тысячелетнее "царство божье"
на земле). Хилиазм пытался в рамках религ. мировоззрения сконструировать
какой-то позитивный идеал в будущем; большое влияние имели идеи Иоахима
Флорского,
получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических
кругах. Но только Долъчино в нач. 14 в. удалось преодолеть свойственную
хилиазму пассивность и соединить хилиастич. идеал с открытым крестьянским
восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крест.-плебейская Е.,
к-рая почти всегда соединялась с восстанием. В крест.-плебейской Е. идея
абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства
и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в
Англии 14 в., табориты в гуситском революц. движении в Чехии 15
в.).


В отличие от крест.-плебейской
Е., бюргерская Е. не покушалась на устои феод. порядка и ограничивалась
нападками на феод. церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения
замкнутого сословия духовенства, секуляризации церк. богатств, упрощения
культа, ликвидации политич. власти папы и ка-толич. церкви вообще. Бюргерская
Е. ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12
в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии
15 в. Обострение обществ. борьбы и политич. активизация масс привели к
открытому конфликту между бюргерской Е. и крест.-плебейской, что ярко проявилось
в гуситском движении. Бюргерская Е. явилась непосредственной предшественницей
бюргерской церковно-реформа-ционной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация),
а
крест.-плебейская Е.- предшественницей идеологии революц. масс в ранних
бурж. революциях 16-17 вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретич.
движения в целом в истории зап. средневековья очень велико; Е. подрывали
основы феодализма. По мере развития собственно политич. формы борьбы Е.,
в к-рых обществ. отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религ.
облачением, мешая прояснению клас. сознания угнетённых, становились тормозом
освободит. движения масс.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому, [Вторая
половина ноября,
1913], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48; Ранович А. Б., О раннем христианстве,
М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1960; Сидорова
Н. А., Народные еретические движения во Франции в XI -XII вв., в сб.: Средние
века, в. 4, М., 1953; Бортник Н. А., Еретические секты в Италии первой
пол. XIII в., там же, в. 10, М., 1957; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино,
"Преподавание истории в школе", 1949, № 4; Мansе11i R., Studi sulle eresie
del secolo XII, Roma, 1953; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953; Moyimenti
religiosi popoiari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo,
Firenze, [1955] (Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche,
v. 3); Aegarter E., Les heresies du moyen age, P., 1939; Buttner Th., Werner
E., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie,
В., 1959; Erbstosser M. und Wernеr Е., Ideolqgische Probleme des mittelalterischen
Plebejertums. Die freigeistige Haresie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960.

А. П. Каждан. С. М. Стам.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я