ЁМКОСТЬ PЫHKA

ЁМКОСТЬ PЫHKA возможный
объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически
предъявляемого или будущего спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной
потребности, к-рая представлена на рынке, обеспечена ден. эквивалентом
и удовлетворяется за счёт купли-продажи. Выделяют Ё. р. средств произ-ва
и Ё. р. предметов потребления. Ё. р. средств произ-ва - фактич. или потенциальная
потребность нар. х-ва в машинах, сырье, топливе и энергии, производств.
услугах, размеры к-рой зависят от темпов развития различных отраслей общественного
произ-ва, его специализации, роста производительности труда и др. факторов,
связанных с созданием и развитием материально-технич. базы произ-ва. Ё.
р. предметов личного потребления - фактич. или будущий спрос на потребительские
блага и услуги. Говоря о пределах, в к-рых представленная на рынке обществ.
потребность в потребительских товарах и услугах отклоняется от действительных
размеров совокупной обществ. потребности, К. Маркс указывал: "... количественная
определенность этой потребности чрезвычайно эластична п изменчива. Она
только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или
денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше..."
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206).


Ё. р. предметов личного потребления
имеет объективную тенденцию к расширению, материальной основой к-рой является,
как указывал В. И. Ленин, процесс возрастания уровня потребностей населения.
Масштабы расширения Ё. р. зависят от социально-экономич. факторов: степени
и уровня развития товарного произ-ва и производит. сил общества: роста
нац. дохода, соотношения между потреблением и накоплением; пропорций между
производством средств произ-ва и производством предметов потребления; уровня
дев. доходов, политики цен и др., к-рые в конечном итоге определяют объём
и структуру спроса населения, а также opг-ций, предприятий и учреждений
на товары и услуги.


Характер и темпы процесса
расширения Ё. р. зависят прежде всего от обществ. строя. В капиталистич.
обществе большую долю совокупного обществ. продукта присваивают эксплуататорские
Классы. Стремление получить максимальную прибыль и конкурентная борьба
побуждают капиталистов к безграничному расширению проиа-ва. Однако свойственные
капитализму тенденции к абс. и относит. ухудшению положения трудящихся
ведут К одновременному ограничению потребления товаров народными массами
и, следовательно, сдерживают расширение Ё. р., что чрезвычайно обостряет
проблему рынка. "Империализм, - говорится и Программе КПСС,- бессилен решить
эту проблему, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного
спроса трудящихся от роста производства" (1971, с. 28).


Совершенно иначе обстоит
дело в со-циалистич. обществе, основным Законом к-рого является всё более
полное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся. Социализм
создаёт наиболее благоприятные условия для постоянного планомерного расширения
Ё. р. Рост Ё. р. в социалистич. обществе определяется планомерными изменениями
пропорций между сферами и отраслями нар. х-ва, фонда личного потребления
и ден. доходов населения, структуры произ-ва товаров с учётом обществ.
потребностей в каждом из их видов и др.


Социалистич. гос-во, определяя
в нар.-хоз. планах темпы роста этих показателей, проводя соответствующую
политику цен, тем самым сознательно регулирует процесс расширения Ё. р.
и интересах всего народа. О масштабах расширения Ё. р. в СССР можно судить
по темпам роста розничного товарооборота. В 1970 он составил 155,2 млрд.
руб., что почти в 3 раза больше, чем весь фонд личного потребления в 1950.
Высокие темпы роста розничного товарооборота сохранятся п в 9-й пятилетке.
В 1975 он увеличится в 1,4 разя по сравнению с 1970.


Лит.: Маркс К.. Капитал,
т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, гл. 10; Ленин В. И.,
По повсюду так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 1; его же, Развитее капитализма н России, там же, т. 3; Материалы XXIV
съезда КПСС, М., 1971; Струмилин С. Г., На плановом фронте, М., 1956; Корженевский
И. И., Ёмкость рынка н методы её исчисления, М., 1962; Крутиков Ф. А.,
Теоретические основы определения ёмкости рынка, М..


1965. Ф. А. Крутчков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я