Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ всеобщий
закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий
и как закон её познания, выражающий суть, "ядро" диалектики. Этот закон
занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное
методологич. значение. В мире нет таких явлений, к-рые бы находились вне
процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности
противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых
отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону
Е. и б. п. указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то
вне его самого, не в метафизич. или сверхъестественных силах, а в самом
объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие
внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую
целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы
или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность
всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её
историч. становления.


Закон Е. и б. п. снимает
иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы су ществования
в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера
таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания
ими своих возможностей. Напр., в биологич. эволюции именно путём Е. и б.
п. наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.
В физ. процессах именно Е. и б. п., выступающие, напр., как корпускулярные
и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой
для "драмы идей" в физ. науке, где противоборство корпускулярной и волновой
теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение Е.
и б. п. в товарно-капиталистич. мире - это потребительная стоимость и стоимость;
наиболее развитые противоположности капитализма - рабочий класс и буржуазия;
капиталист выступает как персонификация капитала, как "...порождение труда,
враждебное труду" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.26,
ч. 3, с. 307).


Относительно внешняя сторона
Е. и б. п. состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности,
такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный
полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга
(нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют,
отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности
(см. Рассудок) познаёт только эту, внешнюю сторону Е. и б. п. Оно
видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически
равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются
метафизич. концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты ("свет"
и "тьма", абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика
же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности
проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное
отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг
в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия (см.
Противоречие)
и
разрешение через борьбу. "Диалектикаесть учение о том,... как бывают...
тождественными противоположности..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5
изд., т. 29, с. 98). С точки зрения разумного диалектич. мышления (см.
Разум)
действительных
противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения
и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без
специфич. противоположностей (напр., нового и старого, традиционного и
творческого и т. п.).


В истории философии первоначально
сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании
и замещении друг другом, о том, что они "сходятся". Из этого представления
выросла концепция поляризма (напр., у Лао-цзы, в пифагореизме), к-рая в
иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф.
В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм). Собственно диалектика зарождается
там, где вскрывается проблема противоречия - сначала противоречие обнаруживается
в виде образа - "гармония лиры и лука" (Гераклит)
или апории. Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал
диалектику Е. и б. п. Платон. В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей"
развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение
об антиномиях, И. Фихте - учение о диалектике в деятельности "Я",
Гегель - учение о Е. и б. п. как содержательно-логическом принципе. Последнее
- одна из важнейших ист. предпосылок марксистской диалектики.


В совр. бурж. философии преобладают
две тенденции. У позитивистов противоположности сводятся к полюсам, а их
отношение - к взаимной дополнительности (комплементаризм). У иррационалистов
противоположности заключают якобы принципиально не выразимые познанием
или неразрешимые антиномии (трагич. диалектика и т. п.). В маоистской лжедиалектике
Е. и б. п. подменяется мифо-логич. представлением об извечной все-разрушит.
войне между мировыми абсолютами и о фатальном расколе каждого предмета
на антагонистич. полюсы. Исходя из этого, маоисты находят антагонистич.
противоречия и в социалистич. обществе. Реформисты и правые ревизионисты,
напротив, пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит
методологич. "основанием" для их соглашательства с буржуазией в политике.


В марксистской философии
Е. и б. п.- фундаментальный методологич. принцип. В. И. Ленин считал важным
исследовать Е. и б. п. "... как закон познания (и закон объективного мира)"
(там же, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того,
что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно
раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно
лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика
требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама "истина есть
процесс" (см. там же, с. 183).


Выражение "борьба противоположностей"
содержит следующий смысл: 1) всякая органич. система заключает в себе внутреннее
противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится;
3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относит. самостоятельностью
внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение
таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход
к высшей форме.


В обществе развитие совершается
как Е. и б. п., присущих процессу, в к-ром люди (классы и т. п.) делают
свою историю. Прогресс материальной и духовной культуры происходит через
порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности,
всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и
т. п. "Сосуществование двух взаимно-противоречивых сторон, их борьба и
их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения"
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с.
146). Однако в условиях классовых формаций созидательная диалектика процесса
человеч. деятельности скована и изуродована классовым антагонизмом.


Капитализм, последняя антагонистич.
формация, порождает и формирует рабочий класс, призванный исторически в
конечном счёте преодолеть мир антагонизмов. Поднимаясь в своём развитии
и образовании, рабочий класс всё больше становится творчески-революц. силой,
выступающей против всех форм социального гнёта. Он становится способным
также "... сбросить с себя всю старую мерзость..." и создать коммунистич.
общество (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).


Марксистское понимание Е.
и б. п. противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать
их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть
лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями.
Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без
единства, без общности происхождения.


Закон Е. и б. п. не совместим
ни с субъективизмом, подменяющим конкретные решения проблем предвзятыми
абстрактными разграничениями, ни с объективизмом, не проникающим в противоречивость
объективных процессов. Борцы за коммунизм видят в Е. и б. п. философский
принцип коммунистич. идеала и метод его реализации в истории.


Лит.: Розенталь М.
М., Диалектика "Капитала" Маркса, 2 изд., М., 1967; История марксистской
диалектики, М., 1971. См. также лит. при ст. Антагонизм, Противоречие.
Г. С. Батищев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я