Транспорт.

Транспорт. Осн. часть
внутр. перевозок осуществляется автомоб. и ж.-д., а также частично речным
транспортом. Протяжённость (1969) шосс. и грунтовых дорог 21,6 тыс. км

т. ч. св. 9300 км с твёрдым покрытием). Автомоб. дороги связывают
Каир с Асуаном, Александрией, Порт-Саидом, Суэцем, а также с насел. пунктами
дельты Нила, оазисами Ливийской пустыни и побережьем Красного м. В 1969
насчитывалось 121,8 тыс. легковых автомашин, 28,1 тыс. грузовых. Протяжённость
жел. дорог (1970) составляет 7,2 тыс. км, в т. ч. 4,2 тыс. км
ширококолейных.
Осн. ж.-д. магистрали: Каир-Асуан, Каир-Александрия, Каир-Исмаилия, Порт-Саид
- Суэц, Хелуан-Бахария, оазис Харга - долина Нила, Александрия - Эс-Саллум.
Длина судоходных путей по Нилу превышает 3 тыс.
км. Навигация осуществляется
по Нилу и магистральным каналам Бахр-Юсуф, Ибрахимия, Исмаилия, Мансурия,
Тауфикия, Райя-Минуфия, Эль-Махмудия. Внешние перевозки производятся авиац.
и мор. транспортом. Тоннаж речного флота (1969) ок. 1,2 млн. т. Гл.
мор. порты: Александрия, Порт-Саид,Суэц. Аэропорты: в Каире, Александрии,
Луксоре и др.

Внешние экономические
связи. Стремясь создать благоприятные условия для развития нац. произ-ва,
пр-во ограничивает импорт товаров, к-рые в достаточном количестве производятся
в стране, в то же время поощряет импорт пром. оборудования н сырья, а также
стимулирует экспорт товаров нац. произ-ва. В 1969/70 экспорт составил 328,1
млн. египетских ф., импорт 324,9 млн. египетских ф. Наиболее важные экспортные
товары: хлопок и изделия из него (хлопковая пряжа, хл.-бум. ткани; ок.
70% стоимости егип. экспорта), затем рис и лук. В импорте преобладали:
продовольствие (ок. 20%), машины, хим. товары, трансп. средства и оборудование,
минеральное сырьё, чёрные металлы. В 1970 ок. 35% импорта и 60% экспорта
приходилось на долю социалистич. стран, в т. ч. на СССР - 12% импорта и
37% экспорта, на долю ГДР соответственно 4,5% и 5,9%, Чехословакии 4,0%
и 4,8%; араб. стран 6,5% и 8,1%. Другие внешнеторг. партнёры: США (6% импорта,
1% экспорта), ФРГ (7,8% и 2,7%), Италия (6,6% и 3,3%), Индия (8% и 5,4%),
Франция (7,4% и 2%), Япония (1,5% и 3,2%).


Значит. доход Е. приносит
иностр. туризм (66 млн. долл. США в 1969). В 1969 Е. посетило 345,3 тыс.
чел.: из СССР, др. социалистич. стран, а также из развивающихся стран (гл.
обр. Ливана, Кувейта, Сирии, Иордании, Ирака) и развитых капиталистич.
стран (в основном из Бельгии, Швейцарии, Австрии). Осн. центры туризма
в Е.: Каир, Александрия, Гиза, Асуан, Луксор, а до израильской агрессии
1967 - зона Суэцкого канала (Порт-Саид, Суэц, Исмаилия). Д е н. единица
- егип. фунт. По курсу Госбанка СССР на апр. 1972 1 егип. фунт = 2,08 руб.

Внутренние различия. По
уровню экономического развития на терр. Е. выделяются: Нижний Е. (дельта
Нила и мухафазы Каир и Александрия) - наиболее экономически развитый агр.-индустр.
р-н, специализированный на произ-ве высококачеств. длинноволокнистого хлопка,
идущего на экспорт. На его терр. сосредоточена преобладающая часть тяжёлой
и лёгкой пром-сти страны. Средний Е. (долина Нила к Ю. от юж. границы мухафазы
Каир до широты г. Эль-Минья) - преим. аграрный р-н, специализирован на
произ-ве хлопка и возделывании зерновых н бобовых культур. Верхний Е. (долина
Нила к Ю. от Эль-Минья) - агр.-индустр. р-н, с. х-во к-рого специализировано
на выращивании сах. тростника, кукурузы и хлопчатника. Пищевкус. пром-сть,
на крайнем Ю. (Асуан) - электроэнергетика и химия. Зона Суэцкого канала
- трансп.-пром. район.


Лит.: Длин Н. А.,
Объединенная Арабская Республика, М.. 1963; Объединенная Арабская Республика.
(Справочник), М., 1968; Гатауллин М. Ф., Экономика ОАР на новом пути, М.,
1966: Лушникова Л. И., Государственные финансы ОАР, М., 1971; Матюхин И.
С., ОАР. Экономика н внешняя торговля, М., 1966; Теодорович Т. В., Некоторые
вопросы планирования экономического развития ОАР, в сб.: Планирование в
развивающихся странах Африки, М.. 1970; Дементьев И. А., Генин И. А., Объединенная
Арабская Республика, М., 1959; Исави Т., Египет в сер. XX в., пер. с англ.,
М., 1958.

Н. А. Длин.
VIII. Вооружённые силы


Вооруж. силы состоят из сухопутных
войск, ВВС, ВМС и командования ракетных войск. Верх. главнокомандующий
- президент. Общее руководство армией осуществляют зам. верх. главнокомандующего
(воен. министр), Ген. штаб и командующие видами вооруж. сил. Армия комплектуется
на основе закона о всеобщей воинской повинности (1960), срок действит.
воен. службы - 3 года (для лиц со средним образованием - 18 мес.), призывной
возраст- 18 лет. Офицерские кадры готовятся в воен. уч-щах, воен. колледжах
и военно-инж. академии.
IX. Медико-географическая
характеристика

Медико-санитарное состояние
и здравоохранение. В 1968 на 1000 жит. рождаемость составляла 38,2,
смертность 16,2; детская смертность (1970) 68,0 на 1 тыс. живорождённых
(в 1952 эти показатели равнялись соответственно 45,1; 17,7 и 127,1). Ср.
продолжительность жизни 51,6 года у мужчин и 53,8 года у женщин. Значит.
место в патологии занимают инфекционные и паразитарные заболевания (брюшной
тиф и паратифы, малярия, эпидемич. гепатит и др.). Важная проблема здравоохранения
-шистосоматозы, к-рыми страдает ок. 1/2 населения. Следствие распространения
конъюнктивитов и трахомы - большое число слепых (75 тыс. чел. с полной
потерей зрения и 120 тыс. со сниженным зрением). В АРЕ выделяют 4 медико-географич.
р-на. В долине и дельте Нила встречается подавляющее большинство известных
в стране заболеваний; поражённость ими более высокая, чем в др. частях
Е. Распространены антропонозы (брюшной тиф и паратифы, дизентерия, амебиаз,
эпидемич. гепатит, полиомиелит, трахома и др.). Известны очаги трансмиссивных
заболеваний (малярии, вухерериоза, лейшманиоза, арбовирусных инфекций);
встречаются бруцеллёз, ку-лихорадка и лептоспирозы. Пустынные территории
характеризуются выраженным воздействием на человека природных факторов:
большие суточные амплитуды темп-р обусловливают повышенную заболеваемость
простудными болезнями; сильная запылённость атмосферы и крайняя сухость
воздуха способствуют высокой поражённости органов дыхания; отсутствуют
геогельминтозы и большинство трансмиссивных заболеваний. В Ливийской пустыне
и на Синайском п-ове известны очаги клещевого возвратного тифа. На побережье
Средиземного м. часты простудные заболевания. Поражённость геогельминтозами
низкая. Эндемична лихорадка паппатачи. В оазисах значительно снижена заболеваемость
малярией, практически ликвидирован шис-тосоматоз. Известен очаг эндемич.
зоба (оазис Дахла). В оазисе Сива распространены желудочно-кишечные заболевания.
Поражённость аскаридозом низкая. В оазисе Бахария встречается анкилостомоз.


Мин-во здравоохранения имеет
отделы сел. здравоохранения, профилактич. медицины, эндемич. тропич. болезней,
больниц, аптек, школьной гигиены, лаборатории обществ. здравоохранения
и ин-ты, занимающиеся произ-вом вакцин и сывороток, и др. Созданы пост.
комитеты по вопросам шистосоматоза, выполнения программ сел. здравоохранения,
борьбы с инфекц. болезнями. В каждой из мухафаз функционирует департамент
здравоохранения. В районах работают бригады, состоящие из сестры-акушерки,
сан. работника и лабораторного техника. Бюджет Мин-ва здравоохранения в
1969/70 составил 39 677 тыс. егип. ф. (6761 тыс. в 1952/53).


С 1952 проводятся мероприятия
для развития фармацевтич. пром-сти и удешевления медикаментов; создана
Всеегип. орг-ция по произ-ву фармацевтич., химич. и мед. препаратов. В
1962 в Абу-Зааба-ле с помощью СССР построены химикофармацевтич. з-д и з-д
антибиотиков. Пр-во взяло на себя функции по распределению лекарственных
средств и снабжению аптек; цены на лекарства к 1969 снизились в среднем
на 25% . Мед. обслуживание для большинства трудящихся бесплатное.


В 1968 функционировали 175
больниц на 68 тыс. коек (2,16 койки на 1000 жит.), что почти на 100% больше,
чем в 1952. Внебольничную помощь оказывают частнопрактикующие врачи, амбулаторные
отделения гос. общих больниц, амбулатории по лечению кожных и венерич.
болезней и мед. бригады. В деревнях созданы 375 сел. центров здравоохранения.
В 1969 работали 16,2 тыс. врачей (1 врач на 1,9 тыс. жит.; 7,6 тыс. врачей,
т. е. 1 врач на 3,1 тыс. жит. в 1956), 2 тыс. зубных врачей, 5,4 тыс. фармацевтов
и около 20 тыс. лиц среднего медицинского персонала.


Врачей готовят на 6 мед.
факультетах ун-тов; ежегодный выпуск -ок. 1,5 тыс. чел. Зубных врачей готовят
на факультетах университетов в Каире и Александрии. Подготовкой мед. сестёр
заняты 18 школ.


На терр. Е. расположены курорты
Асуан,
Хелуан, Луксор.

Т. А. Кобахидзе, Л. В.
Максимова.


Ветеринарное дело. В
стране ликвидирована чума рогатого скота, африканская чума лошадей. Серьёзную
проблему представляет оспа овец и коз (80 новых очагов в 1970), против
к-рой ежегодно проводится обязательная бесплатная вакцинация. Регистрируется
ящур (15 новых очагов; здесь и ниже 1970). Степень распространения бруцеллёза
(387 новых очагов) окончательно не установлена (по выборочным обследованиям,
поражено в среднем 3,4% буйволов и 2,5% коров); положительно реагирующие
животные подлежат обязательному убою. Большой ущерб птицеводству наносят
болезнь Ньюкасла (375 очагов), оспа птиц и холера кур. Существенную проблему
представляет бешенство, имеющее энзоотич. характер (резервуар вируса -
дикие животные Нильской долины). Отмечаются спорадич. случаи сибирской
язвы, ку-ли-хорадки (в отдельных р-нах этой болезнью поражено до 27% животных).
Распространены пироплазмидозы, гель-минтозы; из болезней лошадей - мыт,
эпизоотич. лимфангоит. Функционируют 4 н.-и. вет. центра и 2 вет. ф-та-в
Каирском ун-те и в ун-те Асьют. В Е. св. 1500 вет. врачей. И. А. Бакулов.
X. Просвещение


До революции 1952 ок. 90%
взрослого населения было неграмотно. После революции была проведена реформа
начального и среднего образования. Провозглашено обязательное бесплатное
начальное обучение. За годы независимости число неграмотных снизилось до
62% (в 1970).


Система нар. образования
состоит из след. звеньев: детские сады для детей от 3 до 6 лет (в 1968
24,4 тыс. воспитанников); начальная 6-летняя школа (в 1969/70 уч. г. ею
было охвачено св. 3,6 млн. уч-ся, что составляет 88% детей соответствующей
возрастной группы против 25% детей в 1950); подготовительные школы с 3-летним
сроком обучения двух типов - общие и технические (в 1969/70 уч. г. в них
обучалось св. 793 тыс. уч-ся); средние 3-летние школы - обще-образоват.
и технические (в 1969/70 уч. г. во всех ср. школах обучалось ок. 535 тыс.
уч-ся). Преобладают ср. общеобразоват. школы; последний год обучения предполагает
специализацию по гуманитарным, естеств. или физико-математич. наукам. Учителей
нач. и подготовит. школ готовят начальные нормальные школы с 5-летним сроком
обучения на базе подготовит. школы (в 1969/70 уч. г. св. 25 тыс. уч-ся).


Для удовлетворения потребностей
страны в кадрах высококвалифицированных рабочих организуются (с 1956) центры
профобучения, куда принимаются окончившие ср. школу. Срок обучения в зависимости
от специальности колеблется от 9 мес. до 3 лет. 32 центра (к 1970) создано
при техническом содействии СССР.


В системе высшего образования
- 6 ун-тов, институты и высшие нормальные школы. Важнейшей формой высшего
образования остаётся университетское (св. 140 тыс. студентов из общего
числа студентов 174 тыс. в 1967/68 уч. г.). Срок обучения в ун-те в зависимости
от факультета от 4 до 5 с половиной лет. Во всех ун-тах имеются факультеты
гуманитарных наук, естеств. наук, инженерные, мед., с.-х.; в ряде ун-тов,
кроме перечисленных, есть фармацевтич., юридич., коммерч. и др. ф-ты. Крупнейшие
ун-ты: Каирский университет, Айн-Шамс и алъ-Азхар в Каире,
Александрийский ун-т. Расширяется сеть технич. ин-тов. В 1968 открыт Эт-Таббинский
металлургия, нн-т, построенный с помощью СССР. Однако выпуск специалистов
с высшим технич. образованием ещё недостаточен; значит. количество молодёжи
направляется для получения высшего образования за рубеж, в т. ч. в СССР.


Крупнейшие библиотеки: Национальная
библиотека (осп. в 1870, 1 млн. тт.) в Каире, Александрийская городская
библиотека (осн. в 1882, св. 70 тыс. тт.), библиотеки Каирского и Александрийского
ун-тов.


Гл. музеи: Египетский
музей
Коптский (1908), Музей исламского иск-ва (1881), Геологический
(1899), Музей егип. цивилизации (1939), Музей земледелия (1930), Музей
совр. иск-ва (1920) - в Каире, Музей греко-римских древностей (1892) и
Морской музей (1948) в Александрии. Н. Г. Калинин.
XI. Наука и научные учреждения


1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
НАУКИ


Накопление научных и технических
знаний в Древнем Египте происходило гл. обр. в области математики, географии,
астрономии, медицины, строит. дела (см. Египет Древний, раздел Техника
и наука).


В первые века н. э. егип.
наука достигла выдающихся успехов. Александрия стала центром эллинистич.
культуры. Науч. исследования были сосредоточены в Александрийской академии
и Александрийском мусейоне. В этот период началась дифференциация
нерасчленённой науки, выделение в самостоят. отрасли знания астрономии,
математики, статики, развитие к-рых стимулировалось потребностями судоходства
и судостроения, землеустройства, воен. дела. Наряду с этим происходил подъём
технич. знаний, медицины. Крупнейшими учёными этой эпохи были математики
Евклид, Диофант, астроном Птолемей, медик Герофил.


В кон. 10 - нач. 11 вв. егип.
географы совершали путешествия в страны Азии и Африки, составляли описания
этих стран. С нач. 11 в. в Каире функционировал науч. центр "Дар-аль-Улюм"
("Дом знания"), где работали математик аль-Мисри, математик и физик Ибн
аль-Хайсам и др. (см. Арабская культура). В 1004 была построена
обсерватория; здесь на основе собств. наблюдений составлялись астрономич.
таблицы. Развивались медицина, химия. В 13-14 вв. продолжались географич.
исследования, обусловленные ростом экоиомич. связей Е. с Европой и странами
Индийского ок. В 15-18 вв. в сгип. пауке наблюдался застой.


Развитие совр. естественнонауч.
исследований, в первую очередь прикладных, связано с экоиомич. реформами,
проведёнными Мухаммедом Али в 1-й трети 19 в. Внедрялась более совершенная
агротехника ряда важных для Е. культур - хлопчатника, сах. тростника, индиго
и др. Большое внимание уделялось проблемам медицины. Подготовка нац. науч.
кадров проводилась в зарубежных ун-тах. Первыми видными медиками-египтянами
были Ахмед ар-Рашиди, Мухаммед алъ-Бакалим; в области ветеринарии известен
Мухаммед Сафват, фармакологии и химии - Ахмед Нада, астрономии - Махмуд
аль-фалаки. Во 2-й пол. 19 в. развернулось стр-во каналов и ирригац. сооружений.
Выдающиеся инженеры-строители - Ибрахим Рамадан (стр-во Суэцкого канала,
известен и как математик и геодезист), Салама Ибрахим и Мухаммед Сакиб.
Возникли первые науч. об-ва и учреждения: Географич. об-во Е. (1875), бактериологии,
лаборатории (1885), геологич. служба (1898), Об-во земледелия с рядом лабораторий
(1898)


В 1-й пол. 20 в., с связи
с ростом пром-сти и культуры, происходит дальнейшее расширение науч. исследований.
Помимо ун-тов в Каире и Александрии, создаются Ин-т астрономии и геофизики
(1903), Ин-т океанографии и рыболовства Красного м. (1929), Ин-т тропич.
болезней (1932). В 1939 основан Нац. совет исследований, в 1941 - егип.
Академия с 5 отделениями. В 1951 организован Ин-т промышл. и хим. исследований.


После революции 1952 наступил
новый этап в развитии егип. науки. Большую помощь в проведении исследований
в области ядерной и молекулярной физики, астрономии, паразитологии, использования
солнечной энергии, водных ресурсов, в подготовке науч. кадров оказывают
сов. учёные. С 1963 в Е. работала группа сов. специалистов по оказанию
технич. помощи в разведке месторождений полезных ископаемых, в геологич.
изучении страны.


Уделяется внимание усилению
научно-исследовательской деятельности в ун-тах, а также в науч. ин-тах
при ун-тах (Н.-и. мед. ин-т при Александрийском ун-те, Ин-т изучения рака
при Каирском ун-те).


Н. -и. работа ведётся в ряде
министерств, располагающих н.-и. центрами и лабораториями. С.-х. научно-исследовательский
центр Мин-ва с. х-ва включает все НИИ и лаборатории мин-ва, его экспериментальные
станции, а также НИИ пустынь. Значит. успехи достигнуты в селекции хлопка.
С 1958 егип. учёные с помощью СССР проводят программу исследований в области
почвоведения с целью тсо-рстич. изысканий и для рационального использования
земельного фонда. Мин-ву здравоохранения подчинены НИИ питания, тропич.
медицины и эндемич. заболеваний, офтальмологии, сывороток и вакцин, средств
борьбы с бешенством. В системе Мин-ва гражд. стр-ва имеется н.-и. строит.
ин-т (исследования стройматериалов и конструкций). Мин-во ирригации руководит
Станцией гидродинамич. исследований (близ Каира), Нильским контрольным
отделом и Отделом землемерных съёмок. Мин-во пром-сти, нефт. и минеральных
месторождений располагает научно-исследовательскими учреждениями по химии,
стандартизации, нефти, углю, геологич. исследованиям и др., а также центр.
лабораториями. Администрация Суэцкого канала имеет лабораторию и станцию
гидродинамич. исследований.


Н.-и. н технологич. Академия
подчинена премьер-министру. Она включает 14 спсциализиров. советов - по
проблемам промсти, нефтяных и минеральных ресурсов, растит. и животного
мира, земельных н водных ресурсов, источников энергии, окружающей среды,
а также по обществ. наукам. В её составе - хорошо оборудованные исследоват.
центры и ин-ты, подчинённые непосредственно президенту Академии. Нац. исследоват.
центр (1956) при Академии -крупнейшее науч. учреждение в стране. Будучи
многоотраслевой исследоват. орг-цией, центр занимается гл. обр. работами
по технологии пром-сти и с. х-ва, а также фундаментальными и прикладными
науками. Технологич. исследования охватывают области металлургии, текстиля,
нефти, стекла и керамики, бумаги и волокна, растит. масла, кожи, почвоведения
и животноводства. В центр входят н.-и. учреждения по различным отраслям
химии, физики, техники н медицины (в т. ч. по проблемам питания, фармакологии,
офтальмологии). Президенту Академии подчинён также Центр атомной энергии
(ядерный реактор, лаборатории по ядерной физике, геологии н химии, построенные
в Иншасе с помощью СССР), занимающийся проблемами мирного использования
атомной энергии, в частности радиоизотопами. В Академию входят 3 специализиров.
ин-та: Океанографический н рыбный НИИ (филиалы в Александрии, Суэце и Эль-Гурдаке
н станции в Асуане); Астрономии, нн-т с обсерваториями в Хелуане и Эль-Файюме;
Национальный ин-т метрологии и стандартизации.


Первые попытки планирования
и координации исследований относятся к 1939. В 1956 организован Науч. совет
- первое учреждение, успешно занимавшееся вопросами организации и планирования
исследований. В 1961 он заменён Мин-вом науч. исследований, а в 1963 -
Верх. советом науч. исследований. В 1968 вновь создано Мин-во науч. исследований.


2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Ср.-век.
философия, как и вся культура Е., развивалась с 8 в. в общем русле арийской
культуры,
будут её неотъемлемым элементом. Наивысшего расцвета араб.
философия достигла в 9-12 вв., после чего начался период упадка, сменившийся
с 16 в. относит. застоем. С 19 в. в истории араб. культуры, в т. ч. и философии,
наступает новый период, связанный с формированием бурж. идеологии и нац.-освободит.
движением: одним из центров араб. обществ. мысли становится Е. Для этого
времени характерно стремление реформировать традиц. религ. представления.
Большой популярностью в Е. в кон. 19 - нач. 20 вв. пользовались идеи мусульм.
реформатора Джемаль-ад-дина аль-Афгани, развитые здесь его учеником
Мухаммедом Абдо. В условиях приобщения части егип. интеллигенции
к зап.-европ. культуре возникло просветительское движение; наметился рационалистич.
подход к Корану как к литературноисторич. источнику (Таха Хусейн).
Борьба с традиц. мировоззрением приняла более радикальные формы в выступлениях
последователей дарвинизма - Шибли Шмайиля (ливанец, жил в Е.), Саламы Мусы.
Вместе с тем предпринимались попытки примирения эволюционной теории с религией
(Исмаил Мазхар). В нач. 20 в. получили также распространение концепции
вульгарного
материализма, позитивизма
Г. Спенсера, учения Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.


С конца 30-х гг. 20 в. проблемы
философии начали разрабатывать учёные со спец. филос. подготовкой. Среди
них - представители различных направлений: атеистич. экзистенциализма
(Абдар-рахман
Бадави, стремящийся найти зачатки этого учения в суфизме),
религ.
экзистенциализма (Закария Ибрахим), логического позитивизма
(Заки
Нагиб Махмуд), фрейдизма (Мустафа Зиуар). Появляются концепции,
претендующие на самобытность: "теория интеграции" Юсуфа Мурада, "биологич.
интерпретация истории" Камиля Хусейна, "теория равновесия" сгип. писателя
Тауфика аль-Хакнма. Значит. место в философии продолжают занимать мыслители
религ. направления (Юсуф Карам, по своим взглядам близкий к неотомизму:
Осман
Амин, развивший учение о "джувания" - внутр. сущности бытия, постигаемой
интуитивно; эссеист Аббас Махмуд аль-Аккад и др.). С 40-х гг. получают
распространение идеи марксизма-ленинизма. Значительный вклад в критику
идеалистической философии и популяризацию основ исторического и диалектического
материализма внесли Махмуд Амин аль-Алим, Фуад Мурси, Адиб Димитри и др.
Вместе с тем имеют место попытки сблизить идеи социализма с исламом, а
также философию марксизма с западными идеалистическими учениями (напр.,
Яхья Хувейди).


Отделения философии имеются
при гуманитарных ф-тах Каирского ун-та, ун-та Айи-Шамс и Александрийского
ун-та. Ун-т аль-Азхар, как и прежде, остается междунар. центром подготовки
мусульм. теологов. Проблемы философии освещаются в журналах "Ат-Талиа"
(с 1965),"Аль-Фикр аль-муасир"(с 1965), "Аль-Катиб" (с 1960), "Аль-Магалля"
(с 1957). А. В. Сагадеев.


Историческая наука. Региональная
егип. историография возникла в 9 в. Первым дошедшим до нас ист. трудом
было соч. Абдаррахмана ибн Абд аль-Хакама, в к-ром объединены различные
жанры, выработанные историками Араб. халифата (см. Арабская культура,
раздел
Историческая наука), а также добавлен новый жанр, характерный для егип.
историографии,-хитат (историкотопографич. описание городов и памятников).
В отличие от традиционного для общеараб. историографии хронологии, (погодного)
освещения событий, он построил сочинение на описании отд. сюжетов (напр.,
адм. устройство, финанс. и налоговая система в Е. и др.). Однако распространённой
формой ист. сочинений оставались ист. хроники. В совокупности они составили
почти непрерывную историю Е. от араб. завоевания до сер. 19 в. Известны
хроники Евтихия, аль-Кинди, аль-Хасана ибн Зулака, аль-Мусаббихи, аль-Кудаи,
Ибн Зафира аль-Азди по раннему средневековью и истории халифата Фатимидов;
Абдаллаха ибн аз-Захира, Бейбарса Давидара, Ибн Дукмака по истории мамлюков.


Крупнейшие историки мамлюкской
эпохи-аль-Макризи, Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди, ас-Сахави, ас-Суюти,
Ибн Ияс. Распространён был также историко-биографич. жанр, выдающимися
представителями к-рого были Ибн Хаггар аль-Аскалани (автор двух больших
биографич. словарей егип. судей и знаменитых людей 14 в.) и ас-Сахави (биографич.
словарь деятелей 16 в.). Неоценимое источниковедч. значение имеют энциклопедии
14-15 вв. (ан-Нувайри, аль-Калькашанди, аль-Омари). Появились первые работы
по теории ист. науки (ас-Сахави). В период османского господства ист. хроники
писали учёные (аль-Исхаки, аль-Бакри), а также чиновники или военные, близко
знавшие жизнь тур. правящих кругов. Эти хроники дают обширный материал
о положении в армии и гос. аппарате (хроники Ахмеда ибн Зонболя, Ахмеда
Демердаша, Ибрахима Мустафы и др.). Выдающимся историком кон. 18 - нач.
19 вв. был аль-Джабарти (Габарти) - последний крупный представитель егип.
летописания.


Во 2-й четв. 19 в. жанр ист.
хроники уступает место сочинениям, авторы к-рых пытались охватить описываемую
эпоху в целом, акцентируя внимание на важнейших ист. событиях. Первое такое
произведение - "История Мухаммеда Али-паши" Халиля Ахмеда ар-Рагаба. Важную
роль в развитии историографии Е. сыграла деятельность просветителя Рифаа
ат-Тахтави. Он ввёл преподавание истории в руководимой им Школе перевода
и явился автором первого учебника по истории. Тахтави первым предпринял
попытку представить историю Е. как непрерывный историч. процесс от древности
до совр. ему эпохи (успел написать лишь часть по древней истории). Новый
подход к традиц. жанру хитат обнаружил выдающийся историк и просветитель
Али Мубарак, составивший историю всех егип. городов и насел. пунктов с
15 до 2-й пол. 19 вв. Его труд - энциклопедия культурной и экономич.жизни
Е. Мубарак опирался как на письменные источники, так и на достижения археологии
и истории материальной культуры. Он использовал труды не только европейских,
но и егип. учёных (по древнеегип. и греко-римской древностям в Е.- Ахмеда
Камаля, по материальной культуре араб. средневековья- Али Бахгата).


События истории Е. кон. 19
- нач. 20 вв.- идейное движение за реформы, нац.-освободит. движение, восстание
под рук. Ораби-паши, привлекли внимание к новой истории Е. (Мухаммед Абдо,
Селим Наккаш и др.). Вклад в историографию внесли деятели нац. движения
из партии "Ватан" (Мустафа Камиль, Мухаммед Фарид).


Важным для развития историч.
науки в Е. было возникновение науч. историч. об-в и ин-тов: основание в
1859 Ин-та Египта; в 70-е гг. существовало науч. об-во "Аль-Маариф" ("Знание"),
публиковавшее памятники араб. письменности. Подъём нац. движения в 1906-08,
1919-21 оказал большое влияние на дальнейшее развитие ист. науки, к-рая
в 1-й трети 20 в. носила в основном описат. характер (таковы труды Дж.
Зейдана, Исмаила Сарханка, Ахмеда Ша-фика, имеющие большое источниковедч.
значение). Положительно сказалось на ист. науке создание Каирского ун-та
(1908) с ист. кафедрами, введение преподавания истории в школах. К типу
совр. ист. исследования приближаются труды Каирской университетской школы
проф. Мухаммеда Шафика Горбаля, работы Абдаррахмана ар-Рафии, серия монографий
к-рого, опубл. в 30-50-е гг., освещает историю Е. с кон. 18 в. до 1959.
С этого же времени выходят работы крупнейших университетских историков
Мухаммеда Сабри, Мухаммеда Рифаата и др. Проблематика ист. исследований
значительно расширилась после 2-й мировой войны 1939-45 в связи с открытием
ун-та в Александрии, ун-та Айн-Шамс в Каире, а также с ростом публикаций
многочисленных рукописей и архивных материалов. После революции 1952 был
открыт доступ не только к ср.-век. архивам, но и к архивам 19 - нач. 20
вв. Созданы новые науч. центры по изучению нац.-освободит. движения. Учёные
работают над проблемами по-литич. истории, экономики, культуры, гос. строя
ср.-век. Е. (профессора егип. ун-тов Али Ибрахим Хасан, Хасан Иб-рахим
Хасан, Мухаммед Гамаль-ад-дин Сурур, Мухаммед Мустафа Зийяда, Гамаль-ад-дин
Шайяль, Абд аль-Монейм Магид, Яхья Хашаб, Саид Ашур, Сей-ида Исмаил Кашеф
и др.). В области истории материальной культуры и археологии известны труды
Мухаммеда Закарии Гонейма, Зеки Мухаммеда Хасана и др. Проблемы новой истории
Е. отражены в работах Мухаммеда Шафика Горба-ля, Ахмеда Абд ар-Рахима Мустафы,
Мухаммеда Фуада Шукри, Абд аль-Ази-ма Мухаммеда Ибрахима. В области ср.-век.,
новой и новейшей истории работает Мухаммед Анис.


В 40-х гг. зародилось марксистское
направление в ист. науке Е.: работы Шухди Атыя аш-Шафии (история нац.-освободит.
движения), Ибрахима Амера (история агр. вопроса и егип. крестьянства),
Фавзи Гиргиса (социально-экономич. проблемы), Анвара Абд аль-Малика (политич.
история, история обществ. мысли), Амина Изз-ад-дина, Абд аль-Монейма аль-Газали
(история рабочего класса и рабочего движения). Историки-марксисты уделяют
большое внимание современным социально-политическим процессам в Е. и в
других арабских странах.


Важнейшие центры изучения
истории: ф-ты гуманитарных наук ун-тов- Каирского, Александрийского и Айн-Шамс;
Об-во коптской археологии (1934); Ин-т Египта, издаёт "Bulletin de 1'Institut
Egyptien" (с 1857) и "Memoires" (с 1862); Географич. об-во Е. (1875); Центр
источников и истории совр. Е. при Министерстве культуры (1967); Ин-т араб.
рукописей Лиги араб. гос-в (1946); Об-во исторических исследований (1925);
Франц. ин-т вост. археологии (1881).

Н. Г. Калинин.

Экономическая наука.
До революции 1952 преобладали концепции, заимствованные из бурж. политэкономии
стран Запада (идеи Ф. Бастиа, И. Бентама, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса и
др.). Вместе с тем издавались и оригинальные работы по экономике, истории
экономич. развития, статистике (Мухаммеда Фах-ми Лахиты, Мухаммеда Хамзы
Улейша, Рашида аль-Баррави, Али аль-Гритли и др.). Большая роль в формировании
социально-экономич. мысли в Е. принадлежит Ассоциации политич. экономии,
статистики, юриспруденции, созданной в 1909 и объединяющей видных экономистов,
представителей деловых кругов. В 40-х гг. по ряду экономических проблем
были опубликованы марксистские труды Ибрахима Амера, Фавзи Гиргиса.


Социально-экономич. преобразования,
осуществлённые в Е. с 50-х гг., распространение идей марксизма-ленинизма
способствовали усилению прогрессивных тенденций в экономич. мысли; при
решении конкретных экономич. вопросов начинает использоваться опыт еоциали-стич.
стран. Наряду с бурж. концепциями, опирающимися на теории зап.-европ. и
амер. бурж. экономистов и обосновывающими для Е. капиталистич. путь развития,
мелкобурж. направлениями развивается революционно-демократич. экономич.
мысль, сближающаяся по ряду проблем с марксистскими взглядами (Мухаммед
Давейдар, Заки Шафии). Позиции революц. демократов, касающиеся перспектив
экономич. развития Е. по некапиталистич. пути, отражены, в частности, в
Хартии нац. действий. Важное место начинают занимать труды представителен
марксистской экономич. мысли (Йсмаил Сабри Абдалла, Фуад Мурси, Ибрахим
Саад-ад-дин). Основные проблемы, разрабатываемые экономистами Е., связаны
с дальнейшими путями развития экономики, укрепления государственного сектора.


Экономистов готовят в Каирском
ун-те (ф-ты торговый, экономики и политич. наук); ф-ты торговли ун-тов
Айн-Шамс, Александрийского и Асьютского, Ин-т финансов и торговли (основан
в 1942). Наиболее крупные издания: "Аль-Ахрам аль-Иктисадия" (с 1909: экономич.
приложение к газ. "Аль-Ахрам", выходит 2 раза в месяц), "L'Egypte Contemporaine"
(журн. Егип. ассоциации политич. экономии, статистики и юриспруденции,
с 1910, выходит раз в квартал).

В. Е. Донцов.


Юридическая наука связана
с традиционным мусульманским правом, сложившимся к 10 в. После длительного
застоя традиционного
права в 19 - нач. 20 вв, возникло движение реформаторов ислама (Мухаммед
Абдо и др.), выступавших за приспособление шариата к потребностям буржуазного
развития Е. Во 2-й пол. 19 в. в правовой науке отразилось своеобразие правовой
системы Е.: после принятия в 70-80-х гг. первых нац. кодексов (гражд.,
торг., уголовный, гражд. процессуальный и др.) большинство ин-тов этих
отраслей права регулировалось нормами, заимствованными из франц. системы
права. Вместе с рецепцией этой системы были восприняты и нек-рые доктрины
франц. бурж. правовой пауки. В конце 19 в. сё положения развивались т.
н. хедивской юридич. школой, один из представителей к-рой - Хусейп Фахри-паша
- возглавлял работу по составлению кодексов законов по франц. образцу.
Тогда как правоведы традиц. школы разрабатывали в основном проблемы семейного
и наследств. права (Мухаммед Кадри-паша), последователи европейской юридич.
школы занимались комментированием кодексов (Кахиль Абд аль-Азиз, Сами Махмуд
и др.).


В новейшее время в рамках
традиц. школы мусульм. права сложились два течения: последователи реформаторов
(Рашид Рида, Мухаммед Юсеф Муса, Мухаммед Мустафа аль-Мараги, Абд аль-Ваххаб
Халлаф и др.) и сторонники законодат. урегулирования всех гражданско-правовых
отношений на основе шариата (Мухаммед Сулейман, Ахмед Мухаммед Шакер, Мухибб-ад-дин
аль-Хатыб). Принятый в 1948 Гражд. кодекс Е. отразил стремление к модернизации
законодательства, хотя он предписывал судьям руководствоваться нормами
мусульм. права при восполнении пробелов в законе.


После революции 1952 многие
юристы Е. активно участвуют в разработке нового законодательства: созданы
первый в истории Е. Кодекс законов о труде (1959), Кодекс социального страхования
(1964) и др. Разрабатываются проблемы общей теории права (Кира Хасан, Мадкур
Мухаммед Сами) и отраслевых наук: гражд. (Мурси Мухаммед Камиль, Абд ар-Раззак
ас-Санхури), торг. (Салех Мухаммед, Шафик Мохсен, Юнис Али Хасап), уголовного
(Шафик Шихата), процессуального (Иззет Абд аль-Халик), гос. л адм. (Халиль
Осман. Сулейман Мухаммед Тамани) права.


Центры юридич. науки - ф-т
мусульм. права в ун-те аль-Азхар в Каире, юридич. ф-ты других ун-тов и
Египетская ассоциация международного права. Правовые вопросы освещаются
в журналах: "Магаллят аль-канун ва лъ-иктисад" (с 1931) и "Аль-Магалля
аль-мисрия ли ль-канун аддаули" (с 1945).

Л. Р. Сюкияйнен.


Языкознание. Ср.-век. араб.
грамматич. система и лексикография сложились под влиянием инд. грамматики
и греч. логики. Родоначальниками араб. грамматич. учения считаются представители
басрийской грамматич. школы Халиль и его ученик Сибавсйхи, создавший знаменитый
трактат "Аль-Китаб" ("Книга", 8 в.). Наиболее видными ср.-век. грамматистами
Е. были Ибп аль-Хаджиб и Ибн Хишам. Со 2-й пол. 19 в. ставятся проблемы
развития араб. яз. для пользования им во всех сферах жизни (Рифаа ат-Тахтави).
В нач. 20 в. в обсуждении вопроса о путях формирования нового лит. араб.
яз. наметились
два направления: одни (Лут-фи ас-Сайид, Касим Амин) выступили против абсолютного
применения классич. яз., считая, что в основу нового лит. яз. должны лечь
диалекты; сторонники второго, победившего в дальнейшем, направления (Хифни
Насыф, Али Юсеф и др.) ратовали за сохранение классич. яз. с нек-рым его
обновлением. Эти тенденции отразились и в школьных учебниках, и в ряде
трудов 30-х гг. (Али аль-Джарим) и последующих десятилетий - в книгах Ибрахима
Мустафы "Возрождение грамматики" (1959) и Абд аль-Алима Ибрахима "Практическая
грамматика" (1970).


Главные науч. па-правления:
традиционное, исходящее из ср.-век. лингвистич. учения (Абд аль-Хамид Хасан,
"Правила арабского языка", 1946, 2 изд. 1952; Аббас Хасан, 4-томная "Полная
грамматика", 1960-63, 4 изд. 1971); исследования сравнитсльно-историч.
и теорстич. характера (Ибрахим Анис, "Тайны языка", 2 изд. 1963; Абдаррахман
Айюб, "Критические исследования по арабской грамматике", 1957; Таммам Хассан,
"Методика лингвистического исследования", 1964); труды в сравнит. семитология,
освещении (Мурад Камиль и др.); отдельные работы, написанные с привлечением
чисто формальных способов описания языка (Аод аль-Гани Халафалла, "Дескриптивная
грамматика египетского саидского говора", 1969). Фонетике и фонологии посвящены
монографии Ибрахима Аниса ("Фонетика", 3 изд. 1963) и Абдар-рахмана Айюба
("Звуки речи", 1963). Значительны результаты в области лексикологии и лексикографии.
В 1960 вышел 2-томный толковый "Средний словарь".


Изданы 1-й т. "Большого словаря"
(1956) - капитальный свод классич. и новой лексики; "Словарь лексики Корана"
(ч. 1-6, 1949-53). Издана серия тер-минологич. словарей. Академия араб.
языка выпустила 8 тт. терминологич. словаря (с 1942). Известны 2-язычные
англо-араб. словари Э. А. Эльяса (1913, 13 изд. 1961), политехнич. словарь
Исмаила Муз-хнра "Ан-Нахда" ("Возрождение", 1962). Наряду с книгой Ибрахима
Аниса "Арабские диалекты" (1946, 3 изд. 1965) имеются исследования по говорам
дельты Нила, Асуана, бедуинов р-на Марыота; составлен лингвистич. атлас
мухафазы Шаркия (1961). Факсимильное издание рукописи диалектного словаря
егип. фп-лолога Юсуфа аль-Магриби (ум. 1611), к-рая хранится в б-ке Ленингр.
ун-та, осуществлено сгип. учёным Абд ас-Салямом Аввадом (1968). Академия
араб. языка совместно с Высшим советом по лит-ре н иск-ву, Нац. б-ка, Ин-т
араб. рукописей, Франц. ин-т в Каире и др. ведут работу по изучению и изданию
памятников ср.-век. грамматиков, публикации ценных рукописей, словарей.
Растёт интерес к проблемам социолингвистики (Майсур Фахми, Ибрахим Анис,
Ахмед Мухтар Умар и др.). История европейской арабистики освещается в книге
"Востоковеды" Нагиба аль-Акики (1937).


Оси. центры н.-и. работы
в области араб. языкознания - Академия араб. языка (1932), кафедры араб.
филологии в Каирском и Александрийском ун-тах. Периодические материалы
по языкознанию публикуют: журн. Академии араб. языка (с. 1934), выходит
2 раза в год, жури. Ин-та араб. рукописен, ежемесячный научный журн. "Аль-Магалля"
(с 1957), университетские журналы и др. Г. Ш. Шарбатнов.


Лит.: Корнеев С. Г.,
Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки. М., 1969; Guide
to World Science, v. 14. North and Central Africa, L., 1969; Мухаммед Абд
аль-Гани Хасан, Ильм ат-тарих инд аль-араб (Наука истории у арабов). Каир,
1961; Хасан Ибрахим Хасан. Истахдам алъ-Масадир ва турук алъ-бахс фн-т-тарих
аль иглами аль-ам на фи-т-тарих аль-васит аль-Мисры (Использование источников
н пути исследования общей истории ислама и средневекового Египта). Каир.
1963; Мухаммед Анис, Мадраса мисрия тарихия фи-ль-ахд аль-османп (Египетская
историческая школа в османскую эпоху). Каир, 1962; Гамаль ад-дин аш-Шaйяль.
Ат-Тарнх ва-ль-муаррихуна фи Миср фикарн XIX (История п историки в Египте
а XIX в.). Каир, 1958; Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 1, М., 1955. с.
301-86; Ибрахим Мадкур, Маджма аль-луга альарабийя фи саласпна аман (Академия
арабского языка за 30 лет), Каир. 1964: Абд ас Салям Xарун, Иxиa ат-турас
(Возрождение наследия), "Аль-Магалля". 1966, №114. См. также лит. при ст.
Арабская
культура.

XII. Печать, радиовещание,
телевидение


На нач. 1972 издавалось ок.
400 периодич. изданий, гл. обр. на араб. яз. Вся пресса находится в ведении
пр-ва н Арабского социалистич. союза. Наиболее влиятельные издания: ежедневные
газеты- "Аль-Ахрам", осп. в 1875, тираж 250- 300 тыс. экз. (здесь и ниже
1972),"Аль-Ах-бар", осн. в 1952, тираж 230-250 тыс. экз., "АльТумхурия",
осн. в 1953, тираж ок. 80 тыс. экз.; еженедельные журналы- "Роз аль-Юсеф",
осн. в 1925, тираж ок. 40 тыс. экз., "А.ть-Мусаввар", осн. в 1924, тираж
ок. 60 тыс. экз., "Ахер Саа", осн. в 1934, тираж 60-70 тыс. экз.; ежемесячные
журналы - "Ат-Талиа", осн. в 1965, тираж ок. 10 тыс. экз., "Аль-Катиб",
тираж 5 тыс. экз.; еженедельный бюллетень "Аль-Иштираки", осн. в 1965,
тираж 20 тыс. экз. Ииформац. агентство "Мидл Ист нъюс" (МЕН, Middle East
News) - офиц. агентство Е., осн. в 1956, снабжает информацией прессу, радио
и телевидение.


Радиовещание в Е. началось
в 1932, телевидение - в 1960. Радиовещание и телевидение находятся в ведении
правительств. службы - Корпорации радиовещания и телевидения. Радиопередачи
осуществляются по 10 программам. Телевидение ведёт передачи по 2 программам.
Имеется 19 передающих и ретрансляционных станций (в Каире, Александрии,
Исмаилии, Порт-Саиде и др.). В. В. Машин.
XIII. Литература


Становление лит-ры Е. происходит
в тесной связи с лит-рами Ливана, Сирии и др. араб. стран на базе их общего
культурного наследия (см. Арабская культура, раздел Литература).
Эта лит-pa формируется во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в условиях зарождавшихся
капиталистических отношений, сопровождавшихся усилением борьбы египетского
народа против тур. господства и колон. экспансии европ. держав. Процесс
обновления лит-ры п культурной жизни Е. был подготовлен реформами правителя
Е. Мухаммеда Али и деятельностью ранних буржуазных просветителей - поэтов
н публицистов Шихаб-ад-дина (1786-1857), редактора первой газеты "Аль-Вакаи
аль-мисрия", основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави
(1801-73), основателя Национальной библиотеки Египта Али Мубарака (1824-93),
Абдаллаха Факри (1834-90) и др.


В 1870-1917 определяющее
влияние на обществ. мысль и становление новой лит-ры Е. оказали идеологи
мусульм. реформации Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838 или 1839-97), Мухаммед
Абдо (1849-1905), поборник эмансипации женщины Касим Амин (1865-1908),
основатель нац. партии "Ватан" Мустафа Камиль (1874-1908) и др. Наряду
с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по
форме поэзия: поэты и публицисты Сами аль-Баруди(1839-1904), Якуб Санну
(1839- 1912), Адиб Исхак (1856-85), Ахмед Шауки (1870-1932), Вали-ад-дин
Йекун (1873-1921) и др. В поисках действенного средства для пропаганды
своих воззрений егип. просветители обращаются к театру. Его репертуар первое
время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия
в Е.) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В.Гюго. Вскоре создаются оригинальные
историко-патриотич. драмы: "Отечество" и "Арабы" (1880) Абдаллаха Надима
(1845-96), "Завоевание Андалусии" (1893) Мустафы Камиля и др. Основоположниками
жанра историч. романа стали ливанские эмигранты Джирджи Зейдан (1861-1914;
- "Беглый мамлюк", 1891; "Гассанидка", 1896-97, и др.) и Фарах Антун (1874-
1922; "Новый Иерусалим, или Взятие Иерусалима арабами", 1904).


В нач. 20 в. появляются просветительские
повести на совр. сюжеты, стилистически близкие ещё традиц. макаме: "Рассказ
Исы ибн Хишама" (1898-1900) Мухаммеда аль-Мувайлихи (1858-1930), "Ночи
Сатыха" (1906) Мухаммеда Хафиза Иб-рахима (1872-1932), "Девушка из Ден-шавая"
(1906) Махмуда Тахера Хакки и др. Важной вехой на пути к современной реалистической
прозе являются повесть "Зейнаб" (1914) Мухаммеда Хусей-на Хайкаля (1888-1956)
и особенно сб. рассказов "Что глаза видят" (1918) основоположника школы
египетских новеллистов Мухаммеда Теймура (1892-1921). Тема раскрепощения
женщины находит отражение в сентиментальных повестях Мустафы Лутфи аль-Манфалути
(1876- 1924).


В нач. 20 в. нек-рые публицисты
и писатели в своём творчестве стали пропагандировать идеи социализма: Шибли
Шмайиль (1860-1917), Салама Муса (1888-1958), Мустафа Хасанейн аль-Мансури
(р. 1890) и др.


С подъёмом нац.-освободит.
движения в 1919-21 открывается новейший период в истории лит-ры Е. Он ознаменовался
обновлением поэтич. форм, намеченным ранее в творчестве Халиля Мутрана
(1871-1949), и утверждением романтизма в поэзии: лит. группы "Поэты Дивана"
(Аббас Махмуд аль-Аккад, 1889-1970; Абдаррахман Шукри, 1886-1958, и др.)
и особенно "Поэты Водопада" (Осман Хильми, 1894-1962, и др.) и "Аппо-лон"
(Ахмед Заки Абу Шади, 1892- 1955; Ибрахим Наги, 1898-1953; Али Махмуд Таха,
1902-49, и др.)- Утверждается критич. реализм в прозе: сб-ки рассказов
"Шейх Джума" и "Дядя Миталли" (оба 1925) Махмуда Теймура (р. 1894), повесть
"Дни" (ч. 1, 1926-27; ч. 2, 1939) и социальный роман "Зов горлицы" (1934)
Тахи Хусейна (р. 1889), социально-бытовой
роман "Возвращение духа" (1927, опубл. 1933) и повесть "Записки провинциального
следователя" (1937) Тауфика аль-Хакима (р. 1898), роман "Ибрахим-журналист"
(1931) Ибрахима Абд аль-Кадира аль-Мазини (1890-1947). Значит. роль в развитии
реалистич. прозы сыграли лит. группа Ахмеда Лутфи ас-Сайида (1872-1963)
и "Современная школа" Ахмеда Хейри Сайида (1894-1962), участники к-рой
познакомили араб. читателя с произв. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,
А. П. Чехова, М. Горького. В драматургии наряду с исторической появляется
совр. тематика: "Незваный гость" (1918) Тауфика аль-Хакима, "Пропасть"
(1921) Мухаммеда Теймура, "Буря в доме" (1924) и "Жертвы" (1925) Антуна
Язбека и др. В период реакции и спада нац.-освободит. движения (30-е гг.)
в творчестве ряда писателей появляются пессимистич. настроения, намечается
отход от принципов реализма: символические драмы "Шехерезада" (1934) и
"Пигмалион" (1942) Тауфика аль-Хакима, сборник новелл "Зов неведомого"
(1939) Махмуда Теймура, повесть "Сара" (1938) Аббаса Махмуда аль-Аккада,
рассказы Яхьи Хакки.


После 2-й мировой войны 1939-45
в лит-ру пришли писатели - представители демократии, слоев населения, стремящиеся
поставить искусство на службу интересам народа. Они обратились к темам
жизни, труда и борьбы простых людей: Ибрахим Абд аль-Халим (сб. рассказов
"Запах нашей жизни", 1946), Абдаррахман аш-Шаркауи (р. 1921; романы "Земля",
1954; "За главными улицами", 1958), Абдаррахман аль-Ха-миси (р. 1920; сб-ки
рассказов "Окровавленные рубашки", 1953; "Эта кровь не высохнет", 1956),
Ноаман Ашур (р. 1922; сб. "Рассказы дядюшки Фара-га", 1947). Юсуф Идрис
(р. 1927) в сборниках рассказов "Самые дешёвые ночи" (1954), "А разве не
так?" (1957) и др. мастерски показал судьбу маленького человека. Жизни
египетского рабочего посвящены новеллы Мухаммеда Сидки (р. 1927). Творчество
Ихсана Абд аль-Куддуса (р. 1918), Саада Макави, Амина Юсуфа Гураба (р.
1911) и др. зачастую ограничено узким миром личных переживаний.


В развитии жанра социального
романа видное место занимает Нагиб Махфуз (р. 1911), в послевоен. произв.
к-рого (роман "Новый Каир", 1945; "Начало и конец", 1949; трилогия "Бейна-ль-Касрейн",
1956-57, и др.) дана широкая панорама жизни егип. общества 40- 50-х гг.
20 в. Романтич. черты характерны для романов Юсуфа ас-Сибаи (р. 1917) "Земля
лицемерия" (1949), "Водонос умер" (1954), "Верни мне сердце" (1955) о революции
1952 и пробуждении патриотич. настроений в королевской армии.


Провозглашение республики
(1953) оказало влияние и на творчество таких литераторов старшего поколения,
как Таха Хусейн, Махмуд Теймур, Тауфик аль-Хаким и др. Поэзия послевоен.
периода представлена творчеством Азиза Абазы (1899-1969), Абдо Бадави,
Сале-ха Гавдата, Махмуда Хасана Исмаила (р. 1910), писателей революц.-демокра-тич.
направления Абдаррахмана аш-Шаркауи, Абдаррахмана аль-Хамиси, Фуада Хаддада,
Салаха Джахина и др. С социальными и политич. драмами выступили
Тауфик аль-Хаким ("Нежные руки", 1953; "Сделка", 1956, рус. пер. 1960),
Юсуф Идрис ("Грех", 1959, рус. пер. 1962, и др.), Али Ахмед Баксир (1910-69;
"Империя на аукционе", 1949; "Гвоздь Гохи", 1953), Ноаман Ашур ("Люди,
которые внизу", 1954; "Люди, которые наверху", 1956), Альфред Фараг (р.
1929; "Падение фараона", 1964; "Алжирка Джамиля Бухиред", 1968), Махмуд
ас-Саадани (р. 1924; "Имение Банаюти", 1962) и др.


В творчестве молодых литераторов
60-х гг. ведущее место занимают темы борьбы против "тройственной" агрессии
1956, израильской агрессии 1967, борьбы за освобождение оккупированных
земель, проблемы нац. строительства: Ахмед Хашим аш-Шариф, Гамаль аль-Ги-тани,
Мухаммед Хафиз Рагеб, Сулейман Файяд, Фарук Муниб и др. Характерные для
их произв. поиски новых форм и некоторое влияние литературы франц. экзистенциализма
особенно ощутимы в прозе Эдварда аль-Харрата (р. 1926) и новых романах
Нагиба Махфуза ("Пансион Мирамар", 1966; "Под навесом", 1967). На арабский
язык широко переводятся произведения советских и прогрессивных европейских
писателей.


В АРЕ издаются художеств.
и обществ.-политич. журн. "Аль-Хиляль" (с 1892), "Аш-Шиар" (с 1964) и др.
С 1955 наряду с Лигой египетских писателей, занимающейся решением в основном
технических вопросов (публикации, финансирование), существует Союз писателей,
являющийся творческой организацией. Писатели АРЕ активно участвуют в работе
Ассоциации писателей Азии и Африки.


Лит.: Крачковский
И. Ю., Избр. соч., т. 1 - 3, М. - Л., 1955-56; Современная арабская литература.
Сб. статей, пер. с араб., М., 1960; Борисов В. М., Современная египетская
проза, М., 1961; аль-Фахури X., История арабской литературы, пер. с араб.,
т. 2, М-, 1961; Соловьев В., Фильштинский Ф., Юсупов Д., Арабская литература,
М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени.
[Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Е., История современной арабской
литературы, XIX- нач. XX в., М., 1971; Шауки Дайф, аль-Адаб аль-арабн аль-муасыр
фи Миср (Современная арабская литература в Египте), Каир, 1960; Алиар-Раи,
Днрасат фи-р-ривайя аль-мисрийя (Лекции по египетскому роману), Каир, 1964.
Н.
К. Коцарев.

XIV. Архитектура в изобразительноеискусство

Архитектура. Древнейшие
памятники культуры на терр. Е. относятся к неолиту и энеолиту; высокий
уровень позд-неэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее
развитие иск-ва Египта Древнего. После завоевания Е. Александром
Македонским и близкого соприкосновения др.-егип. и др.-греч. культур на
терр. Е. расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный
конгломерат антич. и местных черт. В 4-7 вв. н. э. в Е. развивается искусство
коптов,
традиции к-рого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до
13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Е. активно участвовал
в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Е. носят
характер воен. лагеря (Фустат, 640). Гл. элементами архит. ансамбля города
становятся мечеть, дворец правителя, обществ. бани и помещения для гарнизона.
Прямоугольная композиция гор. застройки окружается мощной гор. стеной.


Для культовой архитектуры
7-9 вв. характерен "колонный" тип мечети с обширным многостолпным залом,
плоским балочным перекрытием и внутр. двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в
Фустате, 641-642, перестроена в 9 в.). Гражд. архитектуру этого времени
представляет ниломер на о. Рода (кам. колодец с мраморной колонной в центре
для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры кон. 9 в. (Тулуниды),
а также 10-12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространств. решений,
суровое величие монумент. объёмов, ясная композиция архит. масс и подчёркивающий
их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879;
илл. см. т. 2, табл. XIV) имеет 5-нефный молитв. зал, открытый во внутр.
квадратный в плане двор, к-рый обстроен с 3 сторон арочными галереями.
В период Фатимидов в молитв. залах "колонных мечетей" появляется Т-образный
трансепт (мечети аль-Азхар, 970-972, и аль-Хаким, 990-1013,- в Каире).


Раннефатимидские мавзолеи
- квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном
барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат, т. е. "Семь дочерей", в Фустате).
В конце фатимидского периода нек-рые мавзолеи имеют купольную камеру, окруж.
с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и
парусов
появляются сталактиты (мавзолей Умм Кульсум в Каире, 1122).
Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента
и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эсне, 1081-82).
Из памятников гражданской архитектуры сохранились гор. ворота Каира: Баб
аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10-11 вв. (находки
в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из к-рых имела внутр.
двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12-13
вв.) и Мамлюках (13-15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи
и пр.) составляют сложные архит. комплексы (напр., комплекс султана Калауна
в Каире, 1284-85). Строгость монумент. форм сочетается с обилием декора
(резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная
кладка из цветного камня), пышным убранством интерьеров. Осн. становятся
типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире,
1356-63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом
(мавзолеи Мамлюков, 15-нач. 16 вв., в Каире; илл. см. т. 2, табл. XIV),
и высокого минарета с балкончиками и куполком.


Из гражданской архитектуры
Мамлюков частично сохранились: госпитали "маристаны" (напр., в комплексе
султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиц. мамлюкскую
планировку (3-4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном)
и декор (окна и навесные балконы закрыты дерев. резными решётками-"мушарабия")
сохраняют жилые дома 17-18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети
Е. возводятся по типу турецких (центрич. крупномасштабные здания с большим
полусферич. куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571,
и Мухаммеда Али, 1830-48, арх. Юсуф Бохна,- в Каире). В егип. стр-ве кон.
19 - 1-й пол. 20 вв. принимают участие франц., итал., англ. и бельг. архитекторы
(здание Егип. музея в Каире, 1902, франц. арх. М. Дурньон). Строятся банки,
гостиницы, доходные дома, виллы, правительств. здания, дворцы. Архитектура
этого времени носит эклектич. характер.


После революции 1952 ведётся
большая работа по реконструкции и благоустройству городов (ген. планы Каира,
1955, Александрии, 1958), возводятся рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам
и др.). Строятся обществ. сооружения (аэропорт в Каире, 1962, арх. С. Зайтун,
М. Шафки, инж. А. Усман), многоэтажные отели ("Палестина" в Александрии,
арх. Абд аль-Магид, Ш. Хосна), экстравагантные по архитектуре пансионаты
("Ан-Насер" в Александрии, нач. 60-х гг., арх.
А. Лабиб Габр). К северу от Каира вырос город-спутник Насер (60-е гг.,
гл. арх. С. Карим) со стадионом на 100 тыс. мест, туристич. центром и пр.
Для архитектуры обществ. зданий характерно сочетание башенных, вертикальных,
и распластанных, горизонт., объёмов (здание телецентра в Каире, 1967, арх.
Дж. Мо-мин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляц.
устройства, металлич. каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с
элементами араб. ср.-век. архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах,
орнаментальный декор).

Изобразительное искусство.
Самые
ранние из дошедших до нас произведений изобразит. искусства мусульм. Е.
относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (10-11
вв., Музей исламского иск-ва, Каир), образцы резьбы по камню, дереву и
слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен
охоты, пиров и пр. (напр., фризы из Фатимидского дворца в Каире, кон. 10
- нач. 11 вв.; илл. см. т. 2, стр. 148), миниатюры (рисунок тушью с фигурами
двух воинов, 11 в., Музей исламского иск-ва, Каир; илл. к рукописи "Макамат"
аль-Харири, 1337, б-ка Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются
традиции эллинистич. и коптского иск-ва, чувствуется внимание художника
к натуре. В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. Е. особое развитие получили:
ткани с вышитым тканым или набивным узором (гос. мануфактуры-"тиразы" в
Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (9-12
вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравиров. сосуды из горного
хрусталя (10-12 вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы
для мечетей, 13-15 вв.); изделия из металла - бронз. фигуры ("грифон",
11 -12 вв., Кампо-санто, Пиза), утварь с изящной гравировкой, инкрустацией
и резьбой (13-15 вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары,
подставки
для Корана). Во всех видах егип. араб. иск-ва важнейшая роль принадлежит
орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях 10-12 вв. часто включены изображения
людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают арабески.


В кон. 19 - нач. 20 вв.,
с развитием нац.-освободит. движения, в Е. возникает новое изобразит. иск-во.
Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европ. иск-ва
нового времени, а с другой - с попытками возродить традиции древних мастеров.
Крупнейший егип. скульптор Махмуд Мухтар учился у франц. скульпторов и
одновременно изучал др.-егип. скульптуру. Его произв., пронизанные патетикой
патриотич. идей, показали возможности творч. переосмысления древних традиций
в совр. формах (монумент "Пробуждение Египта" в Каире, 1919-28). В области
живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, а
также итал. и франц. академизма, основателями совр. егип. школы стали Мухаммед
Наги (реалистич., сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи,
а также настенные панно), Махмуд Саид (красочные полотна на темы жизни
простых египтян) и Ахмед Сабри (реалистич. портреты). Революция 1952, социальные
преобразования 50-60-х гг. дали новый импульс развитию иск-ва политич.
плаката, карикатуры.


Расширяется роль станковой
графики, книжной иллюстрации. Возникает самостоятельная живописная школа
в Александрии (Сейф Уанли, Эдхем Уанли и др.). Расцветает творчество самобытного
егип. скульптора Гамаля ас-Сагини, автора аллегорич. рельефов "Мир и война
между небом и землёй" (1954), "Свобода" (1956) и др. На первый план выступает
тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи "Воин, защищающий
свободу"). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих.
Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и
труд феллаха. Живописец и керамист Саид Абдель Рассул жанровый сюжет трактует
как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь
совр. иск-ва Е. с древним, использует для создания модернистич. картин
ком-позиц. приёмы др.-егип. фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф
и др. обращаются к реалистич. методу воплощения нац. темы. Часть молодых
художников направляет свои поиски по пути абстракционизма и др. модернистич.
течений. Продолжают развиваться традиц. виды прикладного иск-ва: резьба
по металлу, дереву и кости, ювелирное дело, ткачество, керамика.


Илл. см. на вклейках-к стр.
56-57, табл. VI, VII, VIII (стр. 64-65).


Лит.: Веймарн Б.,
Искусство арабских стран, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1,
М.. 1965; его же, Прогрессивное искусство стран Арабского Востока, "Художник",
1971, № 1; Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая
история архитектуры, т. 8, М., 1969. См. также лит. при ст. Арабская
культура.

XV. Музыка


Совр. егип. музыка - результат
взаимодействия муз. культур ряда народов Бл. Востока. Она разнородна, во
мн. случаях сохраняет черты, унаследованные от Др. Египта (см. Египет
Древний,
раздел Музыка). Со времени завоевания Е. арабами (7 в.) распространение
получили напевы, основанные на четвертитон-ном строе, особое значение приобрели
макамы - вокальные инструм. сюиты, отразившие традиции нар. проф. музыки.
В ср. века в Е. работали выдающиеся теоретики и исполнители - Ибн аль-Хайтан
(11 в.), аль-Мусаббихи (11 в.), А. Умайя (12 в.), Ибн Сана аль-Мульк, Алам-ад-дин
Куайсар, ан-Нувайри (14 в.), аль-Магрази (15 в.) и др. (см. также Арабская
культура,
раздел Музыка). С 16 в. развитие араб. музыки затормозилось
вследствие длит. иноземного господства. С кон. 18 - нач. 19 вв. в Е. проникают
европ. муз. влияния, муз. жизнь оживляется, возникают частные муз. школы
и воен. оркестры европ. образца. Одновременно предпринимаются попытки возрождения
нац. иск-ва. Среди музыкантов 19 в. известны композитор Мухаммед аль-Каббани,
лютнист Ахмед аль-Лайти, флейтист Амин Бузари, певцы Мустафа аль-Аггады,
Абд аль-Хамули, Хаттаб аль-Кануни, Мухаммед Осман, историк музыки Мухаммед
Шихаб аль-Мульк- В 1869 в Каире открылся т-р Оперы - первый на афр. континенте,
однако спектакли ставились силами гастролёров. Брит. оккупация и установление
колон. режима тормозили развитие нац. искусства. Тем не менее в 1920-е
гг. приобрело известность творчество основоположника новой егип. музыки
Сейида Дервиша. В 1927 по инициативе композитора Абу Бакра Хайрата основано
Муз. об-во, в 1929 открылся Ин-т арабской музыки, в 1935 - Муз. женский
ин-т. Делались попытки создания симф. оркестра. В 1932 состоялся конгресс
араб. музыки. Однако гос-во не поддерживало развитие нац. муз. культуры.


В результате революции 1952
создались предпосылки для развития нац. культуры. При активной помощи мастеров
иск-ва СССР и др. социалистич. стран началась подготовка нац. кадров музыкантов-исполнителей,
артистов оперы и балета. Среди виднейших композиторов - Абд аль-Ваххаб,
Фарид аль-Атраш, Ахмед Саад-ад-дин, Абд аль-Хаким Хафиз, Абд аль-Халим
Нуэйр, Мухаммед аль-Муги, Ибрахим Хаггаг, Хасан Рашид, Азиз Шаван и др.
В Каире работают: Высший муз. комитет, Союз проф. музыкантов (осн. 1955),
Ансамбль нар. иск-ва (осн. 1962), Гос. ансамбль танца, Ансамбль фольклорного
танца, Муз. академия (консерватория, осн. 1959), Высший балетный ин-т (осн.
1966), муз. и хореогра-фич. школы, Высшая муз. школа (центр изучения нац.
музыки).


Лит.: Объединенная
Арабская Республика, М., 1968, с. 365-77.

Л. Г. Гинзбург, Я. М.
Платек.

XVI. Драматический театр


В 1-й пол. 19 в. в Е. были
распространены представления мухаббизиков (скоморохов) - острословов, к-рые
на площадях, рынках и др. выступали с сатирич. сценками, смешили и веселили
народ. В стране действовали многочисленные полулюбительские балаганные
труппы, выступавшие на нар. празднествах. Знакомство с европ. театральным
иск-вом в Е. связано с периодом егип. экспедиции Наполеона (1798-1801).
В начале 70-х гг. в здании каирской Оперы ставились и драматические спектакли,
пока ещё с участием актёров-гастролёров. В 70-х гг. возник профессиональный
театр.


В конце 19 в. среди интеллигенции
и особенно учащейся молодёжи создавались многочисленные любительские театральные
коллективы. В кон. 19 - нач. 20 вв. профессиональные труппы возглавляли
Якуб Санну, Селим Наккаш, Сулей-ман аль-Кардахи, Искандер Фарах, Адиб Исхак,
Мухаммед Осман Галлаль (каждый из них был одновременно драматургом, режиссёром,
актёром и, как правило, владельцем труппы). В этих труппах выросли многие
египетские актёры, в т. ч. Салама аль-Хигази и др. Большое значение для
развития театра имели переводы произв. мировой драматургии - Мольера, У.
Шекспира, П. Корнеля и др. (события и действие пьесы приспосабливались
к нравам и быту мусульман).


Во 2-м десятилетни 20 в.
театр вступил в более зрелый период развития. К этому времени в культурной
жизни страны наметились значит. сдвиги. Жорж Абьяд, получивший театр. образование
во Франции, создал труппу, к-рая в 1912 показала "Отелло" (в здании театра
Оперы). Возникли театр. труппы, к-рыми руководили Али Кассар, Азиз Ид,
Нагиб ар-Рейхани и др. Ставились историч. драмы, призванные пробуждать
нац. самосознание,- пьесы "Султан Салах-ад-дин и Иерусалимское королевство"
Антуна Фараха (1914) и "Герои Эль-Мансуры" Ибрахима Рамси (1915), рассказывающие
о борьбе арабов с крестоносцами. Подъём нац.-освободит. движения 1919-21
способствовал дальнейшему развитию театра. Популярность приобрела пьеса,
направленная против англ. колонизаторов "Незваный гость" Тауфика аль-Хакима
(1918). В 1919 он создал труппу, к-рая успешно работала в течение мн. лет
и к кон. 60-х гг. стала одной из популярных в Каире. В 20-х гг. число театральных
трупп увеличилось (муз.-драматич. театр Сейида Дервиша и Муниры Махдии,
осн. в 1920, и драматич. театр "Рамсес", осн. в 1924). В 30-е гг. организован
Высший комитет по развитию араб. театр. иск-ва; в 1935 - первая гос. Нац.
труппа. В 1944 создан Арабский институт театра.


Революция 1952 способствовала
развитию театрального искусства. Становление национальной драматургии стимулировало
также организацию сети театральных трупп (государственных и частных), создание
стационарных театров. С 1958 в Каире открыт театр кукол, который имеет
две труппы - одна выступает в городе, другая гастролирует по стране. В
1961 в Каире построено театр. здание "Аль-Гумхурия", где используется совр.
театр. техника. Среди др. театр. зданий Каира - театр "Аль-Эзбския" (с
1920). К 1965 определились важнейшие театр. коллективы: Нац. театр, Всемирный,
"Масрах аль-Гейб", Тауфика аль-Хакима, Комедии. Известные деятели театра
- Ахмед Алям, Хусейн Рияд, Аббас Фарис, Фуад Шафик, Амина Ризк, Альвия
Гамиль и др. В репертуаре театров пьесы Тауфика аль-Хакима, Ахмеда Шауки,
Азиза Абазы и др., а также переводная классик, драматургия. Второй театр.
центр - Александрия. Театры имеются и в гг. Даманхур, Танта, Порт-Саид
и др. В Каире функционирует Ин-т театр. иск-ва, созд. в 1952 (на основе
Араб. ин-та театра), где работают ф-ты - актёрский, драматургии, декорации
и техники сцены. Среди исследователей театра наиболее известны Мухаммед
Теймур, Мухаммед Мандур, Луис Аввад и др. В 60-х - нач. 70-х гг. издавался
журнал "Аль-Масрах" ("Театр").


В 1970 в стране начал работать
Нац. цирк.


Лит.: Мухаммед Макду
Р, Аль-Масрах Кахира (Египетский театр). Каир. 1958: Landau J. M.. Studies
in the Arab theater and cinema, Phil., [1958].

Т. Д.Балътерманц.
XVII. Кино


С 1897 иностр. режиссёры
и операторы снимали отд. короткометр. хроникальные, а с 1917 и игровые
фильмы. В 1925 построена первая киностудия "Миср" в Каире. С 1927 кинопроиз-во
приобрело систсматич. характер. Осн. кинопродукция 1930-х гг.- муз. фильмы,
создававшиеся при участии известных певцов и композиторов (Абд аль-Ваххаб,
Умм Кульсум и др.). В 40-е гг. впервые появились кинокартины (экранизации
лит. произв., нац. легенд, фильмы на историч. и совр. сюжеты, осуществлённые
реж. Ахмедом Бадрханом, Салахом Абу Сейфом, Хусейном Сидки и др.), к-рые
пробуждали патриотические чувства, призывали к борьбе с империалистами.
С 50-х гг. развивается новая для егип. киноиск-ва тематика: ставятся фильмы,
посвященные
социальным и культурным преобразованиям, изменениям в сознании людей:
"Джамиля" (1959), "Земля" (1968) (реж. обоих фильмов Юсеф Шахин); "Верни
мне жизнь" (1966, реж. Нураддин Зульфакар; в сов. прокате -"Снова живой"),
"Люди на Ниле" (1970, реж. Шахин; совм. с СССР), "Мумия" (1971, реж. Азиз
Фахми) и др. Обличит. документами стали кинокартины о последствиях израильской
агрессии на Араб. Востоке. Одновременно выпускаются фильмы в традиц. жанрах
мелодрамы, комедии, развлекательные мул. ленты. В кино снимаются актёры:
Фатен Хамама, Ахмед Хамди, Шадия, Фарид Шауки, Мадиха Юсри, Самиха Аюб,
Фуад Мухандис, Хусейн Исмаил и др. Кинематография АРЕ - самая развитая
среди араб. стран. Ежегодно выпускается 50-60 художеств. кинокартин. Имеется
св. 300 кинотеатров.


Лит.:Кино, в кн.: Объединенная
Арабская Республика, М., 1968, с. 348-57.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я