ЕГИПЕТ

ЕГИПЕТ Древний, древнее
гос-во в нижнем течении р. Нил, в сев.-вост. Африке.


Исторический очерк


Заселение терр. Е. восходит
к эпохе палеолита. В 10-6-м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,
кочевавшие по терр. Е. разрозненные племена жили в саваннах, окружавших
Нил, дельта н долина к-poгo были ещё заболочены. Племена занимались собирательством,
охотой, а позднее и рыболовством. Изменение климата в эпоху неолита, приведшее
к иссушению саванн, принудило их спуститься в пойму Нила. Среди них были
протосемиты, берберы и кушиты, из смешения к-рых к 4-му тыс. до н. э. образовался
егип. народ. Увеличение населения, к-рое не могло уже существовать за счёт
охоты и рыболовства, ускорило переход к скотоводству н земледелию, что
обусловило появление терр. общин. Нужда в дополнит. площади, пригодной
под посевы, вызвала необходимость создания сети осушит. каналов н дамб,
для сооружения к-рых использовался труд общинников и рабов, захваченных
при междоусобных войнах. Древнейшие земледельч. поселения в Е. были очагами
последовательно сменявшихся в 5-4-м тыс. до н. э. культур: на С.-Меримде-Бени-Саламе,
Эль-Омари
и Маади: на Ю.- Тасийская культура, Бадарийская
культура, Амратская культура, Негада
и на терр. всей страны - Герзейская
культура.



Использование подневольного
труда способствовало социальному расслоению общины, выделению родовой знати
и превращению вождей племён в царьков. Возникли примитивные гос. образования,
к к-рым, вероятно, восходит часть более поздних адм. округов (т. н. номов)
Е. Между ними велась борьба за землю, скот н рабов. Около сер. 4-го тыс.
до н. э. образовались два царства: на С.- Нижний Е., на Ю.- Верхний Е.
(с центрами, соответственно, в Буто и Иераконполе). Окончательно
всю" страну объединил ок. 300(1 до н. э. царь Юга Менес (Мена), к-рый захватил
Нижний Е. н основал крепость "Белые стены" (греч. Мемфис), ставшую
в 28 в. до н. э. столицей Е. С объединения Е. началась т. н. династии,
эпоха [всего до второго завоевания Е. персами в 341 до н. э. было 30 династий
- по исчислению егип. историка жреца Манефона (коп. 4 - нач. 3 вв. до н.
э.)]. Страна превратилась в централизованную вост. деспотию. Она обеспечивала
создание общей для всего гос-ва системы ирригац. сооружений.

Раннее царство (ок. 3000-
ок. 2800 до н. э.). Этот период охватывал время правления первых двух
династий. Оно характеризовалось развитием ир-ригац. х-ва, совершенствованием
кам. н медных орудий, появлением гончарного круга, расширением меновой
торговли. В это время формировались гос. аппарат н обслуживавшая его прослойка
чиновников-писцов: выделились адм. округа - номы во главе с номархами:
систематически предпринимались грабительские походы: на Ю. в Куш (Нубио),
против ливийцев на С.-З. и бе-дуинов Синайского п-ова, где находились медные
рудники.


Древнее царство (ок. 2800-ок.
2250 до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосери.
В
этот период продолжали развиваться с. х-во, ремесло, торговля и строительство.
Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократии,
аппарат, возглавляемый верх. сановником- тчати
(визирем). Могущество фараона, к-рый был также верх. жрецом и считался
верх. собственником земли н подданных, достигла апогея; древняя номовая
знать в большинстве стала придворной.


Появилось постоянное войско,
укомплектованное общинниками и отчасти иноземцами, преим. жителями Куша.
Идея неогранич. власти обожествлённых фараонов воплотилась в сооружении
грандиозных гробниц - пирамид, особенно при III-IV династиях (пирамиды
Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко
использовался труд рабов и крестьян.


К концу периода Древнего
царства постепенно усилилась местная номовая знать, к-рая выступила против
тяготившей её центр. власти. Фараоны V-VI династий (напр., Нефериркара,
Пиопи I и II и др.) вынуждены были освобождать т. н. иммунитетными грамотами
храмовые х-ва и мн. поселения от гос. повинностей на "дом царя".
Первый распад Е. (ок.
2250 - ок. 2050 до н. э.). В 23-22 вв. Е. распался на ряд враждовавших
между собой номов и мелких roc-в. Это привело к упадку ирригац. системы
и, следовательно, с. х-ва. В районах, не доступных разливу Нила и не входивших
в состав общинных земель, развивалось частное землевладение, что способствовало
распаду общины. Расширилась прослойка мелких и средних собственников, нуждавшихся
в изделиях ремесла. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов,
заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового
объединения и восстановления ирригац. х-ва. Объединение страны осуществлялось
постепенно в ходе междоусобной борьбы. На С. возвысились номархи Гераклео-поля
(IX и X династии), на Ю.- Фив (XI династия), к-рые одержали победу над
Гераклеополем. Ок. 2050 при Мен-тухотепе I страна вновь была объединена
под гегемонией Фив, к-рые стали столицей Е.

Среднее царство (ок. 2050-ок.
1700 до н. э.). Этот период в основном включает время правления XII
династии, при к-рой производились крупные ирригац. работы в Файюмском оазисе.
В обширных поместьях знати применялся, очевидно, наряду
с трудом рабов труд свободных земледельцев. Появились бронзовые изделия.
Расширился обмен с Сирией, Критом, на Ю.- с Пунтом. При Сенусерте III был
присоединён Куш до 2-го порога Нила. При первых фараонах XII династии междоусобные
войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я пол. 19 в.), подавившем
номархов, упрочилась центр. власть (столицей Е. стал г. Иттауи). Однако
усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, к-рое ок.
1750 привело к новому распаду страны.
Второй распад Е. (ок.
1700 - ок. 1580 до н. э.). Ок. 1700 в Е. вторглись с С.-В. племена
гиксосов,
захвативших большую часть страны почти на 110 лет. Их цари, обосновавшиеся
в Аварисе (сев.-вост. часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах
удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны
Секе-ненра и Камос начали освободит. войну, завершённую их преемником,
основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), к-рый изгнал ок.
1580 гиксосов из Е.

Новое царство (ок. 1580-ок.
1070 до н. э.). В< это время стала шире применяться бронза, появились
первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла,
конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные
повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран
в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь,
лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные
породы деревьев из Пунта. Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей
Хатшепсут
в Пунт. Небывалых прежде размеров достигло частное рабовладение. Десятки
тысяч рабов приводились после успешных походов. Постоянные войны заставляли
фараонов XVIII-XX династий заботиться о совершенствовании войска, основу
к-рого составляли колесничие из знати и зажиточных слоев общества. Для
пехотинцев было введено стандартное вооружение, в частности составной лук.
Эти мероприятия повысили боеспособность армии. Преемники Яхмоса Тутмос
1,
особенно Тутмос III, Аменхотеп II, присоединили к Е. на С.
Сирию и Палестину, а на Ю.- Куш до 4-го порога Нила. Были установлены регулярные
дипломатич. связи с Митанни, Вавилоном и Хеттским царством. Апогей
могущества Е. был достигнут при Аменхотепе III (2-я пол. 15 в.).
Усиление храмов, получавших от фараонов огромные земельные
наделы, рабов, золото и т. д., привело к столкновению жречества с царской
властью.


Стремясь ослабить жречество
и номовую знать, Аменхотеп IV (Эхнатон), опираясь на мелких и средних
землевладельцев, провёл религ. реформу, отменив культ старых богов, и ввёл
культ единого бога солнца - Атона. Новая религия больше соответствовала
потребностям "мировой" империи. Свою резиденцию Эхнатон перенёс в построенный
им город Ахетатон (совр. Эль-Амарна). Борьба между фараоном и жречеством
ослабила Е.; в 1-й пол. 14 в. он утратил почти все сев. владения. После
смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать
добились восстановления старой религии. При XIX династии, виднейшим представителемк-poй
был Pамcеc II (кон. 14 - сер. 13 вв. до н. э.), велась борьба с
хеттами за Сирию. После битвы при Кадеше (по хронологии В. В. Струве,
1312 до н. э.) с ними был подписан в 1296 мирный договор и разграничены
сферы влияния (Палестита н юж. Сирия были закреплены за Е.). Во 2-й пол.
13 - нач. 12 вв. до п. э. при фараонах Мернентахе и Рамсесе IV были отражены
вторжения "пародов моря" и ливийцев. Длит. войны, увеличение обязат.
поставок и повинностей, налагаемых па свободных крестьян, приписанных к
царским и храмовым поместьям, вызывали недовольство населения, к-рос иногда
выливалось и восстания (напр., в кон. 13 в.). Огромные пожертвования храмам,
строительство истощали гос. казну. Всё это привело к экономии., политич.
и воен. ослаблению Е.; к концу правления XX династии были утрачены владения
в Сирии и юж. областях Куша. При Рамсесе XII (ок. 1070 до н. э.) власть
в Фивах фактически перешла к верховному жрецу бога Амона - Херихору.

Поздний (Ливийско-Сансский
и Персидский) период (ок. 1070-332 до н. э.) характеризуется повсеместным
распространением железа (с 7-6 вв. до н.э.), широким развитием ден. обращения
и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением
кабального рабства и в то же время попытками запрещения порабощения за
долги (напр., законы фараона Бокхориса). После очередного распада
Е. во 2-й пол. 11 - нач. 10 вв. предводитель ливийских воен. поселенцев
Шешонк в сер. 10 в. воцарился в Бубастисе и положил начало XXII династии,
фараоны к-poй стремились объединить Е. в единое гос-во. Во 2-й пол. 8 в.
до н. э. Е. попал под власть Куша (XXV династия), а в 671 до н. э. был
завоёван ассирийцами. Освободить и объединить страну удалось правителю
Саиса Псамметиху I (правил в 663-610) с помощью грсч. и карийских
наёмников. При нем и его преемнике Нехо II завязываются тесные торг.
связи с Грецией и др. странами вост. Средиземноморья, в Дельте основывается
греч. колония
Навкратис,
прорывается канал, соединявший Нил с Красным м.; финикийские мореходы,
посланные Нехо II, обогнули Африку с В. на 3. Нехо II, Псамметих II и Априй
вели борьбу за Сирию и Палестину с Вавилоном.


Однако ослабленный Е. не
мог отразить армию перс. царя Камбиса и в 525 до н. э. был
покорён и включён в Персидскую империю. Это облегчило дальнейшее расширение
торг. связей, особенно с Грецией и М. Азией. Взимая непосильные налоги
через откупщиков с рядовых земледельцев и ремесленников, персидские цари
щедро оделяли жрецов и воинов. Всё это вызывало недовольство народных масс
я неоднократно приводило к антиперсидским восстаниям. Ок. 404 до н. э..
Е. временно добился независимости, но в 341 до п. э. был вновь покорен
персами, а в 332 (окончательно в 331) до н. э. завоёван Александром
Македонским
в ходе его завоеват. походов против Ахеменидов.

Греко-Римский период (332
до к. э. - 395 н. э.). После 332 Е. стал частью эллинистич. мира. Основанный
Александром Македонским на побережье Средиземного моря г. Александрия
являлся
крупнейшим эллинистич. торг. и культурным центром; в Е. возникли новые
центры ремесла и торговли, расширились торг. связи (вплоть до Аравии и
Индии), произошло органич. слияние культур гос-в 3. и В. При Птолемеях
(305-30
до н. э.), к-рые, как и фараоны, считались верх. собственниками всей земли,
завоеватели обогащались за счёт местного населения введением сложной системы
прямых и косвенных налогов, гос. монополий, откупов, повинностей. Дальнейшее
расширение торговли и ден. обращения благоприятствовало развитию ростовщичества.
Тяжёлый налоговый гнёт и система гос. монополий заставляли земледельцев
и ремесленников покидать поля и мастерские. К кон. 2 в. до н. э. заметно
сократилось произ-во, сузился рынок, наступил экономич. и политич. кризис.


В нач. 3 в. до н. э. Е. вновь
овладел почти всем побережьем и островами вост. Средиземноморья, однако
завоевания к нач. 2 в. до н. э. были утрачены в войнах с Селевкидами
и
Македонией. Воен. ослаблению Е. способствовали также частые династич.
смуты, нар. восстания (особенно в сер. 2 в. до н. э.). Последних Птолемеев
поддерживал Рим, активно вмешивавшийся в дела Е.- одного из осн. поставщиков
хлеба. Знать Е., надеявшаяся с помощью римлян подавить вспыхивавшие нар.
восстания, также была тесно связана с Римом. Это облегчило завоевание Е.
римлянами п превращение его в 30 до н. э. в рим. провинцию. После разделения
Римской империи в 395 п. э. Е. стал провинцией Вост. Римской империи (Византии).
В 619 перс. царь Хосров II, пользуясь слабостью Византии, раздираемой социальными
и династич. смутами, захватил Е. В 639-642 Е. был завоёван арабами. Дальнейшую
историю Е. см. в ст. Египет, Арабская Республика Египет.


Источн.: Хрестоматия по истории
Древнего Востока, под ред. В. В. Струне п Д. Г. Редера. М., 1963: Ancient
Near Eastern texts, relating to the Old Testament. Ed. by J. B. Pritchard,
2 ed., Princeton. 1955; Breasted J. H.. Ancient records of Egypt,
3 e.d.. v. 1-5, Chi.. 1962.


Лит.: Tvрае" Б. A.,
Древний Египет, П.. 1922; Струве В. В., История Древнего
Востока, 2 изд.. М., 1941: Кинк X. А., Египет до фараонов, М,. 1964: Савельева
Т. Н.. Аграрный cтpoй Египта в период Древнего царства, М.. 1902; Кацнельсон
И. С., Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях
XVIII - XX династий, "Вестник древней истории". 1951. № 3; Перепелкин Ю.
Я.. Переворот Аменхотепа IV. ч. 1. М.. 1967; Струве В. В.. Общественньй
стpoй эллинистического Египта, "Вопросы истории", 1962, № 2; 3ельин К.
К., Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте
II-I вв. до н. э.. М.. 196О: Ранович А. Б., Восточные провинции
Римской империи в 1-3 вв.. М. - Л.. 1949; Фихман И. Ф.. Египет на
рубеже двух эпох, М., 1965; Брэстед Д. Г., История Египта с древнейших
времен до персидского завоевания, пер. с англ. т. 1 - 2. М., 1915; Drioton
Е. et Vandiеr J., Les реuples de i' Orient mediterranoеn, t. 2 -L'Egypte.
4 ed.. P., 1962; Hayes W. Ch., The scepter of Egypt. pt 1-2, Camb. (Mass.),
195ft-60 (имеется библ.): Gardiner A. H., Egypt. of the pharaons, Oxf.,
1961.


Би6лиографические справочники:
Pra t t .1., Ancient Egypt. N. Y., 1925: её же. Ancient Egypt. l:->25-
1941, N. Y., 1942: Annual Egyptological Bibliography. Leiden (c 1947-).
И.
С. Кацнельсон.

Древнеегипетская культура

Просвещение. В период
Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в к-рых обучали
будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства
- при крупных гос. учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет:
начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия
продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая
дисциплина, применялись телесные наказания. Осн. предметами были чтение,
письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного
чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали
тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац
(отсюда выражение "красная строка"). Сначала писали па черепках глиняных
сосудов и обломках известняка.


Когда ученик овладевал письмом,
ему разрешали писать на длинном узком (16 см) свитке папируса. Тексты
для переписки подбирались с таким расчётом, чтобы содержание способствовало
воспитанию чиновника (наставления, пронизанные бюрократич. моралью; религ.
тексты, гимны н т. п.). Большое внимание уделялось счёту. Найдены были
школьные "тетради" с решением задач, имеющих узкопрактич. характер (вычисление
объёмов закромов и амбаров, площади поля, определение необходимого количества
рабочей силы для различных работ и т. п.; вычисление площади и объёма различных
геом. фигур). В "тетрадях" записывали ход решения задачи и ответ, нередко
после ответа стоит фраза: "ты нашёл хорошо". Кроме уч. предметов, в школе
обучали гимнастич. упражнениям, и плаванию, хорошим манерам. Существовали
школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религ. образование,
а кроме того, обучали астрономии н медицине. Дети высшей егип. знати учились
в воен. школах, откуда выпускали начальников войск.

Техника и наука. Наиболее
ранние следы сознат. деятельности человека, обнаруженные в долине Нила,-
палеолитич. рубила из кремня и роговика.


В эпоху неолита (5-е тыс.
до н. э.) появляются более специализированные шлифованные орудия, позднее
- с 4-го тыс. до н. э. (культура Негада II) используется обсидиан. С переходом
от охотничьего х-ва к скотоводству, а затем и земледелию применяются первые
с.-х. орудия - мотыги, серп и т. п. Материалом для их изготовления служили
камень, дерево, кость; появляются более сложные по форме, но вылепленные
ещё от руки сосуды; сосуды высверливаются также из камня (алебастр). С
4-го тыс. начинает обрабатываться медь (герзейская культура), залежи
к-рой имелись в Вост. пустыне и на Синайском п-ове, появляется гончарный
круг, развивается керамич. и ткацкое произ-ва, вырабатывается фаянс, а
с 3-го тыс. и стекло. Медь распространяется повсеместно. Со 2-го тыс. входит
в употребление бронза. Первые отд. железные изделия, обнаруженные в Е.,
датируются около середины 2-го тыс. до н. э.; лишь тысячелетием позднее
железо стало применяться широко. Больших успехов достигли египтяне в обработке
золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.


Т. к. земледелие в Е. возможно
лишь при искусств. орошении, то ещё в доди-настич. эпоху начинают сооружаться
каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие
изображения 14 в. до н. э.) и позднее - водоподъёмное колесо (саккие).
Плуг появляется в эпоху Раннего царства.


Осн. пути сообщения страны
проходили по Нилу. Большие ладьи различных форм и назначения строились
ещё с доди-настич. эпохи. Для сношений с др. странами (Сирией, Пунтом)
использовались мор. суда, размеры к-рых увеличивались со временем. По суше
грузы перевозились вьюками и салазками. Колёсный транспорт вошёл в употребление
лишь с 18 в. до н. э.


Для стр-ва на всём протяжении
истории Древнего Е. основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения
дворцов фараонов и крепостей применялся кирпич-сырец. Из камня возводились
лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). В обработке камня египтяне
достигли поразительного совершенства. Кам. блоки отбивались от скал деревянными
клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит с предельной
точностью производились песком и медными свёрлами, что было возможно при
неограниченной дешёвой рабочей силе. Для подъёма тяжестейприменялись рычаги,
качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже - быки.


Потребности ирригации, стр-ва
и гос. управления со сложной системой исчисления податей и зем. наделов
обусловили развитие математич. и астрономич. знаний, к-рые имели чисто
эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и
теоретич. выводов, как, напр., в Греции. Ежегодные разливы Нила, начало
к-рых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляло
следить за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии
и возникновению, возможно ещё в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делился
на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 мес. по 30 дней, по истечении
к-рых добавлялись ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые
4 года расхождение в 1 день между астрономич. годом и календарным. Жрецы
и писцы, накапливавшие в течение столетий науч. знания и опыт, определяли
с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд,
группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные
и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематич. примитивные карты с
учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.


Дошедшие до нас математич.
папирусы (один из важнейших хранится в Музее изобразит. искусств им. А.
С. Пушкина в Москве), в основном сборники задач с решениями, доказывают,
что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда,
без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие,
у к-рых числитель - единица. Сложение и вычитание производились обычным
путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число,
на к-рое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны
арифметич. и гео-метрич. прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают
элементарные алгеб-раич. представления, решаются уравнения с двумя неизвестными.
Высоки были познания египтян и в области планиметрии и особенно стереометрии:
исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (при я = 3,16,
т. е. ошибка = 0,02), поверхность и объём простой и усечённой пирамид.


Бальзамирование умерших,
что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией
и накоплению хирургич. опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон
кровообращения, имелись нек-рые представления о функциях мозга. С периода
Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения
различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы,
накладывали хирургич. шины, для чего имелись наборы хирургич. инструментов.
Однако вполне рационалистич. представления переплетались с верой в магию,
колдовство, заклинания.


Мумификация, изготовление
благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке
стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных
сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.


Торговые, а затем и воен.
экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства на С.- в Сирию и
на Ю.- по Нилу в Куш и в экваториальные р-ны Африки, по Красному м. в Пунт,
обусловили накопление и расширение географич. познаний. Представления о
шарообразности Земли египтяне, однако, не имели. Сведения, полученные в
7 в. до н. э. финикийцами, объехавшими по приказу фараона Нехо вокруг Африки,
влияния не оказали.


Насколько известно, историч.
трудов в Египте до эпохи эллинизма создано не было. События фиксировались
лишь в погодных летописях (напр., Палерм-ский камень) и сводились затем
иногда в каноны, как, напр., списки царей (Туринский папирус). Велись анналы
походов отд. фараонов (напр., Тутмоса III) или составлялись реляции с описанием
их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II).


Познания египтян в различных
областях оказали существ. влияние на развитие античной и, следовательно,
европ. науки. Греки всегда смотрели на Е. как на страну древней мудрости
и считали египтян своими учителями.

Мифология и религия. Среди
егип. мифов центр. место занимали осн. циклы: сотворение мира, наказание
человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе
змея Апопа, смерть и воскресение
Осириса и др. Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся
из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно
представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли
люди. По др. версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум).
Цикл мифов о наказании
людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в
егип. мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам,
посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет
людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества.
Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных
по своему усмотрению карать или осыпать милостями.


Религия древних египтян зародилась
в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных
теологич. систем вост. деспотии. Для неё характерно прочное сохранение
древнейших верований на всём протяжении истории Др. Египта: фетишизма (напр.,
поклонение камню беи-беи, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления
растений (напр., священной сикоморы богини Xamoр) и особенно зооморфизма
(культа животных). Почти каждое егип. божество почиталось в виде к.-л.
животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст
- в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога
Гора
-
в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация
божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые
представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст
изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека
с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью.
Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых
кладбищах. Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству привёл
к значит. переменам в религ. верованиях. На первый план выдвинулись боги,
олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце
(бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы
почитали реку Нил.


У древних египтян был широко
распространён культ мёртвых. Согласно их религ. представлениям, у каждого
человека было неск. душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой
головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян,
достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем
души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения
мумифицированного тела строилась гробница,
к-рая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу
клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - ответчики). Египтяне
верили, что силой магич. заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они
будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно
представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру,
где её подстерегали чудовища, спастись от к-рых можно было с помощью заклинаний
и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" - неотъемлемой части погребального
инвентаря. 125-я гл. "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой
душой. Перед лицом верх. судьи загробного мира Осириса происходила
психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом
истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный
пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца
к-рых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - "поля Иалу"


Первоначально в каждом доме
чтили своего гл. бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону
и т. д. Образовывались божеств. триады (напр., фиванская: Амоп - бог солнца,
его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Вокруг триады формировалась
иерархия богов. Объединение номов в два гос-ва (Верхний Е. и Нижний Е.),
а затем в единую деспотию (ок. 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым
создание общегос. культов, унификацию религии. Гл. место в унифицированной
религии занимали боги города-гегемона. Так, в эпоху Среднего и Нового царств,
когда столицей гос-ва стали Фивы, фиванский бог Амоп стал гл. божеством
Е., и егип. жрецы отождествили его с прежним верх. богом Ра.


Иерархия богов во главе с
царём богов представляет собой отражение порядков вост. деспотии. Верх.
бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости
Тота), свои канцелярии и т. д. Офиц. религия объявила фараона воплощением
бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные
пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, к-рое начало
оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (кон.
15 - нач. 14 вв.
до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась;
введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменён. В 11 в.
до н. э. фиванские жрецы захватили престол Е. и установили теократию.


В Е. сложилась богатейшая
религ. и магич. лит-pa. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись
в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга
мёртвых" и др. религ. сборники. Примером развития егип. теологич. мысли
может служить т. н. Мемфисский богословский трактат (вторичная кодификация
относится к 8 в. до н. э.), в к-ром за много веков до христианства проводилась
мысль о Логосе - слове, созидающем мир. Теология Древнего Е. получила большое
распространение в религиях антич. мира и оказала значит. влияние на христ.
догматику, иконографию, обрядность. Так, напр., на христианских иконах
встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки - потомок
Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные
обряды; изображение древнеегипетского загробного суда - на христианскую
иконографию Страшного суда.


Литература. Древнейшие памятники,
написанные на егип. языке, датируются 3-м тыс. до н. э., последние составлены
в первые века н. э. Произведения лит-ры Е. дошли до нас в виде многочисленных
иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных
по содержанию и жанрам. Лит-ра Е. является одной из древнейших лит-р мира.
Как и для других древневосточных лит-р, для неё характерна анонимность
текстов. Осн. жанры егип. лит-ры: сказки, повествования, гимны и молитвы,
эпистолярные тексты, дидактич. произв., басни, эпос, любовная лирика и
др. Мн. сюжеты фольклора и лит-ры ряда древних и совр. народов мира впервые
встречаются в егип. лит-ре. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой
науки. Егип. сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией
к человеку, убеждением в окончат. победе добра и справедливости над силами
зла. Нек-рые из них носят явный отпечаток фольклора, напр. сказка о двух
братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных
авторов, имена к-рых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение
и др.).


Под "повествованиями" подразумеваются
тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному
исто-рич. фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти "повествования"
в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий.
Среди "повествований" выделяется папирус сер. 11 в. до н. э., содержащий
отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ - одно из лучших произведений
егип. лит-ры. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных
по вост. побережью Средиземного м. Выдержанное в реалистич. тонах, это
"повествование" является, несомненно, лит. обработкой подлинного отчёта.
Египтяне высоко ценили подобное художеств. произведение, о чём свидетельствуют
дошедшие до нас отд. сочинения в неск. экземплярах. "Повествования" историч.
характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора
в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических
произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор - реальный
или вымышленный (в последнем случае к.-л. известный мудрец прошедших времён).
"Поучения" нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные
мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.


Наряду с памятниками художеств.
лит-ры к егип. лит-ре относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож,
обладающие лит. достоинством. Лит-ра Е. оказала влияние на лит-ры др. народов
древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Нек-рые
егип. сюжеты через греков проникли в лит-ру европ. народов.

Архитектура, изобразительное
и декоративно-прикладное искусство. Призванное обслуживать потребности
религии и официально-гос. культа обожествлённого фараона, иск-во Е. выражало
свои идеи в строго канонич. форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило
сложную эволюцию, отразившую изменения в по-литич. и духовной жизни егип.
общества; в нём проявились яркие творч. индивидуальности, местные, локальные
художеств. явления и школы. Невиданные до того времени общественно-гос.
задачи побуждали егип. художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего
художеств. языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему осн.
средства пластических иск-в: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в
архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи;
текстура и фактура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре.
В Е. сложились мн. классические архит. формы и типы (пирамида, обелиск,
колонна),
виды изобразит. иск-ва (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись
и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.


Памятники художеств. культуры
в долине р. Нил восходят к глубокой древности. В 5-4-м тыс. до н. э. примитивные
жилища из глины и тростника постепенно сменяются прямоугольными в плане
постройками из дерева н кирпича-сырца. Статуэтки людей и животных, росписи
на стенах гробниц н сосудах, рельефы на культовых пластинах связаны с заупокойным
культом и отражают магические охотничьи верования. Изображения, как правило,
геометризованы и упрощены. Пространство заполняется отдельными, не связанными
друг с другом фигурами, нередко находящимися в различных планах (росписи
в Иераконполе, кон. 4-го тысячелетия до н. э.). Существовавший в это время
принцип изображения частей человеческой фигуры в разных аспектах (то в
профиль, то в фас) сохранился в иск-ве Е. и в дальнейшем. На рубеже 4-3-го
тысячелетий до н. э. композиция приобретает большую упорядоченность и разбиваетсяна
полосы, появляются попытки выделить размером фигуру вождя, часто представляемого
в образе быка. В период Раннего царства начинают складываться принципы
др.-егип. иск-ва, ставшие основой его развития на неск. тысячелетий. Формируется
иерархия видов и жанров иск-ва.


В системе иск-в ведущую роль
приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие
в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление
о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают
влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Осн.
видом культовой архитектуры этого времени является мастаба - прямоугольная
в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями,
расположенными глубоко под землёй. Геом. обобщённость, симметрия и статика
присуши и скульптуре этого времени (статуя фараона Хасехема, нач. 3-го
тыс. до н. э.). В рельефах усиливаются ритмич. упорядоченность композиции
и графич. чёткость силуэтов, изображения строго подчиняются плоскости камня
(палетка фараона Нармера, ок. 3000 до н. э.). В период Древнего царства
найденные ранее художеств. приёмы обретают стилистич. законченность. Возникают
новые архит. типы. Зодчий Имхотеп создаёт архит. тип пирамиды. Для фараона
Джосера он строит в Саккаре комплекс заупокойных сооружений, центром
к-рого является ступенчатая гробница-пирамида, состоящая из 6 уменьшающихся
кверху мастаб. В дальнейшем зодчие Древнего царства лишь совершенствовали
форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая её очертаниям геом. ясность
и чистоту. Завершённый тип пирамиды представлен в комплексе в Гизе,
включающем
пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун), Хефрена и Микерина (илл. см.
т. 2, табл. XXVII). Предельная простота форм в сочетании с гигантскими
размерами создаёт архит. образ, исполненный отчуждённого сверхчеловеческого
величия.


Расположенные у пирамид строгие
ряды мастабообразных гробниц придворных и величественная фигура сфинкса
отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.
Находящиеся вблизи пирамид поминальные храмы, огороженные стенами и внешне
напоминающие маетабу, состояли из прямоугольных залов, потолки к-рых опирались
на массивные 4-гранные столбы. Храмы соединялись длинными крытыми ходами
с аналогичными зданиями, служившими своего рода вестибюлями. Ритмически
чередующиеся простые геом. формы, гладкие, полированные поверхности стен,
пола и потолка, сложенных из различных пород камня, служили фоном для застывших
в неподвижности статуй фараона-божества. К концу Древнего царства композиция
поминальных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной
и окружённый внутри рядом монументальных, отточенных по форме колонн с
обобщёнными капителями, воспроизводящими различные растения Египта - пальму,
папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно
посвящавшийся гл. божеству Египта - богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный
в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и
с обелиском, вершина к-рого была обита золотом.


Существ. место в иск-ве Древнего
царства занимают настенная живопись, круглая скульптура и рельеф, тесно
связанные с заупокойным культом. Статуи фараонов и их приближённых ставились
в гробницах и поминальных храмах. Покрывавшие стены гробниц росписи и рельефы
воспроизводят подробные картины благополучной жизни в царстве мёртвых -
сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими
на них рабами и т. п. В них находят широкое отражение жизнь и быт египтян.
Разбитые на полосы, строго подчинённые плоскости, ритмически чередующиеся
изображения бытовых сцен на рельефах и росписях отличаются, несмотря на
соблюдение осн. канонов, относительно большей свободой и непринуждённостью,
чем изображения фараонов. В них проявляются свойственные егип. художникам
богатая творч. фантазия, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии,
силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре,
середина 3-го тысячелетия до н. э.). В эпоху Древнего царства большое развитие
получил скульптурный
портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников
умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий
человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещёнными ногами и т.
п.), отличающиеся торжеств. статикой портретные статуи этого времени поражают
ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и
социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича
Анххафа, жреца Ранофера, писца Каи и др.).


Виртуозные мастера обработки
камня, егип. скульпторы не преодолевают, а выявляют его природные свойства:
твёрдость, тяжесть, статику. В произведении всегда угадывается изначальная
структура материала. Объёмы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены.
Тщательно выполненные детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения
играют в статуях роль декоративных элементов.


В эпоху Среднего царства
в искусстве Е. появляется ряд новых черт. Гробницы фараонов утрачивают
грандиозность. Пирамиды имеют теперь, как правило, лишь кам. каркас из
стен, расходящихся от центра к сторонам и углам пирамиды, промежутки между
к-рыми заполняются кирпичом, песком, обломками камней. В архитектуре проявляется
влияние провинц. традиций-мастабы сменяются скальными гробницами, вырубленными
в склонах гор, вход в к-рые обычно оформляется в виде портика с 2 или 4
колоннами. Последние нередко имеют
каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Колоннады и портики играют
большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, к-рые часто
отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона
Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).


В эпоху Среднего царства
расширяется стр-во ирригац. сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища
в районе Файюма), усиливается рост городов. По остаткам г. Кахун в районе
Файюма (нач. 2-го тыс. до н. э.) можно судить о резком классовом неравенстве:
кварталы строит. рабочих, отделённые от остальной части города стеной,
состоят из маленьких глинобитных хижин; жилища вельмож, как правило, огороженные
глухой стеной, строятся из кирпича-сырца и имеют множество прямоугольных
помещений с колоннами и портиками, галереи, внутр. дворы; стены и потолки
дворцов покрываются росписями; к дворцам примыкают многочисл. служебные
постройки (илл. см. т. 7,. стр. 209).


В изобразит. иск-ве Среднего
царства усиливаются реалистич. тенденции. В стенных росписях гробниц правителей
номов (номархов) изображения приобретают большую композиц. свободу, в них
появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой
поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных
бытовых сцен, растений, зверей и птиц (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до
н. э., и Бени-Хасане, 20 в. до н. э.). Рост индивидуалистич. устремлений
проявляется наиболее ярко в скульпт. портрете. Статуи фараонов при сохранении
традиц. канонов композиции остро фиксируют индивидуальные и возрастные
физич. особенности модели. В них появляются элементы раскрытия характера
(портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменсмхета III, 19
в. до н. э.). Виртуозная обработка твёрдых пород камня (гранита, диорита)
в портретах этого времени как бы отражает борьбу скульптора с материалом.
Инструмент скульптора глубоко врезается в массу камня, выявляя чёткую структуру
лица и придавая изображению драматич. экспрессию.


После периода упадка, вызванного
нашествием гиксосов (1700- ок. 1580 до н. э.), иск-во Египта переживает
яркий расцвет в эпоху Нового царства. Успешные походы в Азию и приток богатств
обусловливают исключит. роскошь быта егип. знати этого времени. Суровые,
драматич. образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими.
Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре
получают развитие традиции предыдущего периода. Созданный в нач. 15 в.
до н. э. архитектором Сенмутом храм царицы Хатшепсут в Дейрэль-Бахри представляет
собой развивающийся в пространстве архитектурный комплекс, состоящий из
двух ярусов террас, обрамлённых портиками, обнесённого колоннадой открытого
двора и вырубленного в скалах святилища. Строгие линии карнизов и протодорич.
колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами
скал. Исполненные мягкости и изящества статуи, рельефы и росписи придают
храму просветлённость и гармоническую ясность. Усиление интимнолирич. начал
характерно и для стенных росписей
этого времени. В них появляются невиданная до тех пор свобода движений
и ракурсов, тонкость красочных сочетаний. Особой популярностью пользуются
сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения
широко вводится пейзаж (росписи гробниц Рехмира, Нахт и Дже-серкарасенеба
в Фивах, кон. 15 в. до н. э.).


В рельефах нарастают изощрённое
изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие
получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма
Хатшепсут, нач. 15 в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, кон. 15 в. до
н. э.). Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают
распространение храмы-святилища открытого типа. Такие храмы имеют, как
правило, обнесённый колоннадой открытый двор и гипостиль с рядами
монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн, за к-рым следует
святилище со статуями богов. Вход в храм оформляется в виде двух пилонов
с дверным проёмом между ними, перед к-рыми воздвигаются обелиски и статуи
богов или фараонов. К храму ведёт аллея сфинксов. Стены храмов украшаются
рельефами со сценами военных побед фараонов (храмы бога Амона-Ра в Карнаке,
16-12
вв. до н. э., и Луксоре, 15-13 вв. до н. э.). В период правления
фараона Эхнатона упраздняются культы старых богов, вводится культ бога
Атона.


Строится новая столица Е.-
Ахетатон.
Искусство времени Эхнатона отличается полемич. заострённостью образов,
гротескной утрировкой индивидуальных болезненно-уродливых черт фараона.
Разрыв со старыми канонами приводит к появлению новых тем: фараон часто
изображается в семейной обстановке, беседующим с женой и ласкающимдетей
(рельеф с изображением семьи Эхнатона, 1-я четв. 14 в. до н. э.). К концу
правления Эхнатона гротескная заострённость сменяется аристократической
утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами др.-егип. иск-ва
являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити,
отличающиеся строгим изяществом линий, тонкостью портретной характеристики,
мягкостью виртуозной обработки поверхности камня. Традиции искусства времени
Эхнатона продолжались его непосредств. преемниками. Сохраняя технич. совершенство
и декоративное изящество, иск-во Е. 1-й пол. 14 в. до н. э. приобретает,
однако, оттенок академич. холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона
- золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефными и расписными изображениями
- 1-я пол. 14 в. до н. э., Егип. музей, Каир). Традиции эпохи Эхнатона
продолжают сохраняться в работах ряда фиванских и мемфисских мастеров.
Острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью
контурного рисунка отличаются рельефы и росписи с изображением рабов и
плакальщиков (один из лучших рельефов на эту тему - в моск. Музее изобразит.
иск-в).


Во 2-й пол. 14 в. до н. э.
расширяется храмовое стр-во. Сооружаются новые святилища в храмах бога
Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Иск-ву этого времени свойственно стремление
к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке с
134 массивными колоннами, с цветными рельефами на стенах и стволах колонн;
илл. см. т. 6, стр. 544). Вновь получает распространение скальный тип храма
(целиком высеченный в скале Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с 4 гигантскими
статуями фараона
у входа и уменьшающимися в глубину 2 огромными залами со статуями, приставленными
к столбам).


Высокого уровня достигает
в Е. декоративно-прикладное иск-во (сосуды и блюда из шифера, алебастра,
хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые
браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные
и расписные ларцы, художеств. мебель и др.). Подчиняющиеся осн. стилистич.
закономерностям др.-егип. иск-ва бытовые изделия отличаются строгой отточенностью
форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.


Последний расцвет др.-егип.
иск-ва происходит при фараонах т. н. Саисской династии (7 в. до н. э.).
Для этого времени характерно обращение к древним традициям, эклектич. соединение
художеств. приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные,
статуи и рельефы этого периода часто отмечены академич. отвлечённостью.
Вместе с тем к 7 в. до н. э. относится и ряд портретов, выразительных по
характеристике (статуя Мантуэмхета).


После завоевания страны Александром
Македонским (4 в. до н. э.) Е. включается в сферу эллинистической культуры,
а
позлее-культуры Рима Древ него. Культовая архитектура этоговремени, сочетающая
антич. и др.-егип. формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в
Эдфу, 3-1 вв. до н. э.). Оригинальный сплав др.-егип. и рим. традиций представляют
собой живописные портреты 1-4 вв. н. э., найденные в оазисе Файюм (см.
Фаюмские портреты). С переходом Е. под власть Византии (кон. 4 в.)
в стране складывается один из своеобразных местных вариантов христ. иск-ва
(см. Копты). После завоевания страны арабами (7 в.) Е. становится
одной из областей распространения арабской культуры.


Илл. см. на вклейках - к
стр. 40-41 и табл. III, IV (стр. 64-65).

Музыка. Музыкальная
культура Е.- одна из самых древних. Первые дошедшие до нас материальные
памятники муз. культуры относятся к нач. 3-го тыс. до н. э. Это различные
муз. инструменты - трещотки, погремушки, свистки из ракушек и т. д. О распространении
музыки в быту свидетельствуют также многочисл. памятники изобразит. иск-ва
- барельефы на стенах гробниц, росписи с изображением певцов и музыкантов.
Музыка была непременным спутником массовых празднеств. религ. обрядов,
сопровождала трудовые процессы. Нотных записей или теоретич. трудов, на
основе к-рых можно было бы составить представление о характере музыки Е.,
не обнаружено. Но на основании ряда данных исследователи пришли к выводу,
что в Е. существовала преим. одноголосная музыка, носившая, как и у др.
народов ранних цивилизаций, синкретич. характер; она была неразрывно связана
с танцем, пантомимой, драматич. представлениями, лит-рой. Постепенно произошло
разделение музыки на культовую, придворную и народную, к-рые развивались
параллельно и были тесно связаны друг с другом. Обогащался инструментарий,
усложнялись формы исполнения, возникали ансамблевые виды исполнительства,
зародилось иск-во хейрономии (одна из ранних форм руководства хоровым исполнением,
прообраз будущего дирижирования). В эпоху Нового царства, по-видимому,
зародились и примитивные формы многоголосной музыки. Анализ муз. инструментов
показывает, что большинство из них было способно воспроизводить звуки звукоряда
без полутонов, что подтверждает распространение пентатоники, характерной
для большинства стран Востока. Есть основания полагать, что отд. инструменты,
сохранившиеся в быту народов, населяющих АРЕ, также
происходят из Древнего Е. В различных музеях мира хранятся мн. инструменты
Ё.: систры (погремушки), арфы, флейты, гобои, деревянные и бронзовые трубы,
свирели, пневматич. и гидравлич. органы, ударные разных видов. Муз. культура
Е. испытала влияние соседних народов; в период Нового царства при дворе
наряду с местной капеллой была создана и сирийская капелла.


В Е. зародились также основы
этич. понимания муз. иск-ва. Егип. источники подразделяют музыку на "полезную"
и "вредную". Исполнители музыки - проф. музыканты-поэты пользовались большим
почётом, считались родственниками фараонов. В эллинистич. и рим. периоды
музыка в Е. сохраняла свою самобытность. После завершения периода рим.
владычества в Е. начался новый период развития муз. культуры этой страны,
тесно связанный с муз. иск-вом турок, арабов и др. народов.


Лит.: Очерки по истории
техники Древнего Востока. под ред. В. В. Струве, М. - Л., 1940; Лукас А.,
Материалы и ремесленные производства Древнего Египта, пер. с англ., М.,
1958; Черезов Е. В., Техника сельского хозяйства Древнего Египта. (Конспект
лекций), Черновцы, 1968; Кинк X. А., Как строились египетские пирамиды,
М., 1967; Лауэр Ж. Ф., Загадки египетских пирамид, пер. с франц., М., 1966;
Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967;
Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М.. 1968; Веселовский
И. Н., Египетская наука и Греция. Из истории древней математики и астрономии,
в кн.: Труды Ин-та истории естествознания АН СССР, т. 2, М. - Л.. 1948;
Wolf W., Kulturgeschichte des Alten Agypten, Stuttg., 1962; Erman A., Ralike
H., Agypten und agyptisches Leben, Tubingen, 1923, Кар. 14; В runner H..
Altagyptische Erziehung, Wiesbaden, 1957; Neugebauer O., Parker R., Egyptian
astronomical texts, y. 1 - 3, L., 1960-69; Borchardt L.. Die altagyptische
Zeitmessung, В., 1920; Sloley R. W., Primitive methods of measuring time.
With special reference to Egypt, "Journal of Egyptian Archaeology", 1931,
v. 17; Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der schonen
Kunste in Moskau. hrsg. und komment. von W. W. Struve, В., 1930; The Rhind
Mathematical Papyrus, L., 1923; Breasted J., The Edvin Smith surgical papyrus,
v. 1 - 2, Chi., 1930; Grapow H., Grundriss der Medizin der alten Agypter,
Bd 1-8, В., 1954 - 1962; Lefebvre G., Essai sur la medecine egyptienne
de Г epoque pharaonique, P., 1956; Westendorf W., Het onde Egypte, Amst.
- Brussel, 1968.


Матье М., Древнеегипетские
мифы, М. - Л., 1956; Ф ранк-Каменецкий И. Г.. Памятники египетской религии
в Фиванский период, т. 1-2, М., 1917-18; Струве В. В., Социальная проблема
в заупокойном культе Древнего Египта, в кн.: Религия н общество, Л., 1926,
с.,. 5 - 28; Erman A., Die Religion der Agypter, В. - Lpz., 1934; Bonnet
H., Reallexikon der agyptischen Religionsgeschichte, В., 1952; Kees H.,
Der Gotterglaube im alten Agypten, 2 Aufl., В., 1956; Drioton E., La religion
egyptienne. P., 1957; M o r e n z S., Agyptische Religion, Stuttg., 1960.


Тураев Б. А., Египетская
литература, т. 1, М., 1920; Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения
Древнего Египта.: [Предисл. и прим. И. С. Кацнельсона], М., 1958; Коростовцев
М. Д., Писцы Древнего Египта, М., 1962; Лирика Древнего Египта. [Вступ.
ст. и прим. И. Кацнельсона, М., 1965]: Erman A., Die Literaturder Aegypter,
Lpz., 1923; Lefebvгe G., Romans et contes egyptiens de 1'epoque pharaonique,
P. ,1949; Thoorens L., Panorama des litteratures, t. 1, Verviers, [19661;
Dоnadoni S., La letteratura egizia. fFirenze - Mil., 1967]; Zaba Z., Tesano
do kamene, psano na papyrus, Praha, 1968.


Macперо Г., Египет. Пер.
[с франц.], М., 1915; Павлов В. В., Скульптурный портрет Древнего Египта,
М., 1957; его же, Искусство Древнего Египта, М., 1962; М атье М. Э., Искусство
Древнего Египта, М., 1958; Памятники искусства Древнего Египта в музеях
Советского Союза. [Альбом. Вступит. ст. В. В. Павлова и М. Э. Матье], М.,
1958; Павлов В. В., Ходжаш С. И., Художественное ремесло Древнего Египта,
М., 1959; Искусство Древнего Востока. Авторы текста М. Э. Матье, В. К.
Афанасьева, И. М. Дьяконов, В. Г. Луконин, М., 1968; Лапис И. А., Матье
М. Э., Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа,
Л., 1969; Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970; Evers H. G., Staat
aus dem Stein, Bd 1 - 2, Munch., 1929; Smith В., Egyptian architecture
as cultural expression, N. Y.- L, 1938; Drioton E., Art egyptien, P.. 1950;
Aldred C., The development of Ancient Egyptian art, v. 1 - 3, L., 1952;
Mekhitarian A., Egyptian painting, N Y., 1954; Wolf W., Die Kunst Aegy-ptens.
Gestalt und Geschichte, [Stuttg.], 1957. 3акс К., Музыкальная культура
Египта, в кн.: Музыкальная культура древнего мира. [Сб. статей], под ред.
и с вступ. ст. Р. Грубера, Л., 1937; Hickmann H., Musicolo-gie pharaonique,
Kehl (Rhein), 1956; eго жe, Agypten Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lpz.,
[1961].


P. И. Рубинштейн (просвещение),
И.
С. Кацнелъсон
(техника и наука), E. H. Максимов (мифология и
религия), М. А. Коростовцев (литература), Р. Д. Шуринова (архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство), Л. Г. Григорьев
и Я. М. Платек
(музыка).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я