ЕВРЕИ

ЕВРЕИ общее этническое
название (на рус. яз.) народностей, исторически восходящих к древним евреям.
Живут в различных странах общей экономич., обществ.-политич. и культурной
жизнью с основным населением этих стран. Верующие Е. в подавляющем большинстве
исповедуют иудаизм. Существовавшие в 1-м тыс. до н. э. др.-евр.
гос-ва-Израильское царство и Иудейское царство были покорены:
первое - Ассирией (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что
положило начало расселению Е. по странам мира (см. Диаспора), особенно
усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значит. группы Е.
осели в странах Бл. Востока, Сев. Африки и Юж. Европы. В ср. века Е. расселились
по мн. другим странам Европы и Азии. Миграция Е. была связана также с развитием
торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения,
по сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности,
обособлявшие их от окружающего населения. Во многих европейских странах
существовали законы, ограничивавшие Е. в правах и занятиях, в частности
- в праве владения в пользования землёй. Как правило, Е. селились в городах,
где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь
преим. торговлей и ремёслами, наиболее богатые - ростовщичеством.


Догматы иудейской религии
предусматривали обособление евр. общины, чему способствовала также политика
господств. Классов и христианской церкви. Е. не допускались в цехи и гильдии;
конкуренция Е. с местными купцами и ремесленниками способствовала распространению
антисемитизма.
В
результате бурж. революций 17-19 вв. в ряде стран Зап. Европы ср.-век.
ограничения прав Е. были отменены, Е. втягивались в общую экономич. и культурную
жизнь стран их обитания; начался процесс ассимиляции Е. с местным населением.
Однако в условиях бурж. строя права Е., как и других нац. меньшинств, оставались
урезанными. Евр. беднота, помимо нац. притеснений, подвергалась классовому
гнёту со стороны капиталистич. и клерикальной (раввины) верхушки евр. общины.
В ряде стран Вост. Европы, в т. ч. в России, существовали законодат. ограничения
Е. в месте жительства ("черта оседлости"), в правовом и экономич. отношениях.
Царское пр-во, используя черносотенцев, организовало в коп. 19- нач. 20
вв. ряд массовых евр. погромов. Многие Е., особенно из стран Центр. и Вост.
Европы, эмигрировали в США и др. страны Америки. Трудящиеся массы Е. с
сер. 19 - нач. 20 вв. активно участвовали в революц. движении в России
и в Зап. Европе.


В конце 19 в. среди евр.
буржуазии разных стран возникло реакц. националистич. течение - сионизм,
провозгласившее
своей целью переселение всех Е. в Палестину, пропагандировавшее глубоко
враждебную рабочему движению идею классового сотрудничества всех Е. Евр.
националисты пытались отколоть евр. пролетариат от общей революц. борьбы,
создавая особые националистич. партии типа Бунда, против сепаратизма
к-рого, за приобщение трудящихся Е. к общерус. социал-демократич. движению
решительно выступали рус. большевики во главе с В. И. Лениным.


Великая Окт. социалистич.
революция положила начало новой эре в истории всех народов России, в т.
ч. Е. Законодательством Сов. власти были отменены все ограничения Е. в
правах и объявлена решительная борьба с антисемитизмом. В 1934 создана
Еврейская
автономная область
в составе Хабаровского края. На основе общности
экономич., политич. и идейных интересов и принципов пролетарского интернационализма
Е. вместе со всеми пародами СССР участвуют в строительстве нового общества.
Все ограничения в отношении Е. полностью отменены и в др. социалистич.
странах.


В капиталистич. странах продолжает
существовать антисемитизм, нашедший своё крайнее выражение в фаш. Германии.
Гитлеровцы проводили политику массового истребления Е. (во время 2-й мировой
войны 1939-45 било уничтожено ок. 6 млн. чел.).


После 2-й мировой войны в
развитых капиталистических странах имело место искусств. оживление среди
Е. шовинистич. тенденций и идеологии сионизма с его актина уч. утверждениями
о "мессианской" роли Ё. и их "богоизбранности". Сионизм превратился в идеологию
воинствующего шовинизма и антикоммунизма, действующую в интересах междунар.
империализма.


В 1948 на основе решения
Генеральной Ассамблеи ООН было создано евр. гос-во Израиль, пр-во
к-рого провозгласило сионизм официальной политикой.


В 1967 численность Е. составляла
ок. 13,5 млн. чел., из них в США 5,7 млн., Израиле св. 2,5 млн. (19/0,
оценка), СССР (по переписи 1970) 2 151 тыс., Франции
св. 500 тыс., Великобритании ок. 480 тыс., Аргентине ок. 450 тыс., Канаде
ок. 270 тыс., Бразилии ок. 130 тыс., ЮАР ок. 110 тыс., Румынии ок. 110
тыс. Е. в большинстве случаев говорят на языке страны, в которой они живут.
Часть Е. стран Европы и Америки говорит также на языке идти, на
к-ром имеется лит-pa (см. Еврейская литература); в СССР, согласно
переписи 1970, 17,7% Е. показали идиш своим родным языком. Офиц. языком
Е. Израиля является иврит, развившийся па основе книжного др.-евр.
языка и используемый Е. в др. странах лишь как язык религиозного культа.
Часть Е. стран Средиземноморья (т. н. сефарды) пользуется языком ладино,
близким к испанскому.


Лит.: Маркс К.. К
еврейскому вопросу, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К.
и Энгeльс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, там же,
т. 2; Ленин В. И., Положение Бунда в партии. Полн. собр. coq., 5 изд.,
т. 8; его же, К еврейским рабочим, там же, т. 10; , его же, Критические
заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, Законопроект о
национальном равноправии, там же, т. 25; его же, О погромной травле евреев,
там же, т. 38; Тюменев А., Евреи в древности и в средние века, П., 1922;
Гессен Ю. И., История еврейского народа в России, т. 1-2, Л.. 1925 -27;
Мартулис У., Гешихте фун идн Русланд, т. 1 (1772-1861), М., 1930: Колар
Ф. Я.. Сионизм и антисемитизм, пер. с чешского, М., 1971.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я