ДЮРКГЕЙМ

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4.
1858,Эпиналь,-15.11.1917, Париж),фран-цузский социолог-позитивист, основатель
франц. социологич. школы. Проф. социологии и педагогики в Бордо (с 1896)
и Сорбонне (с 1902). Основал журн. "L'Anneesociologique"(1896). Социологич.
концепция Д. формировалась гл. обр. под влиянием Ш. Монтескье и особенно
О. Конта, а также в полемике с инди-видуально-психологич. и биологическими
направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты,
которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним
существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. "Метод
социологии", К.- Хар., 1899, с. 8-9). В противовес "атомистическим" концепциям
(общество - сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Д. как
реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.


Д. настаивал на необходимости применения
в
социологии объективных методов, аналогичных методам естеств. наук, выдвинув
принцип: "социальные факты надо рассматривать как вещи". Одним из первых
в социологии он пытался соединить теоретич. анализ социальных явлений с
эмпирическим.


Д. является одним из основателей структурно-функционального
направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Осн.
постулатом социологии он считал положение: "...Человеческие институты не
могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не
могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на
природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли
бы преодолеть" ("Les formes elementaires de la vie religieuse...", P.,
1912, p. 3). Тем самым Д. утверждал соответствие каждого социального явления
определ. потребности общества. Социальные конфликты трактовались им гл.
обр. как патологич. явления. Это нашло выражение в работе "О разделении
общественного труда" (1893, рус. пер. 1900), в к-рой солидарность по существу
рассматривается как синоним обществ. состояния. Д. различает два типа социальной
солидарности: механический и органический. Механич. солидарность доминирует
в архаич. обществах, органическая - в современных. Первый тип основан на
сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием
разделения общественного труда механич. солидарность уступает место органической,
основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.


В работе "Самоубийство" (1897, рус. пер.
1912) Д. на основании анализа ста-тистич. данных убедительно доказал зависимость
числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее
важен анализ Д. анемического самоубийства, к-рое является следствием социальной
дезорганизации. Аномия, по Д., выражается в разрушении системы социальных
норм. Понятие аномии приобрело большое значение в совр. социологии.


В последней крупной работе "Элементарные
формы религиозной жизни. Тоте-мическая система в Австралии" (1912) Д. на
примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность
религии и познания, их роль в поддержании социального единства.


Отношение Д. к марксизму было противоречивым.
В его концепции сказывается влияние нек-рых идей историч. материализма.
В то же время он вульгарно трактовал материалистич. понимание истории как
"экономический детерминизм" и отрицательно относился к идее революц. преобразования
общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального
переустройства.


Сотрудники журн. "L'Annee sociolo-gique"
(М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли франц. социологич.
школу, к-рая играла ведущую роль во франц. социологии вплоть до 2-й мировой
войны 1939-45.


Соч.: Education et sociologie, P., 1922;
Sociologie et philosophic, P., 1924; L'educa-tion morale, P., 1925; Le
socialisme, P., 1928; Lecons de sociologie. Physique des mceurs et du droit,
P., 1950; Pragmatisrae et sociologie, P., 1955; в рус. пер.- Социология
и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.


Лит.: Ковалевский М., Современные
социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; А 1-pert
H., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim,
P., 1965. Э.М.Коржева.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я