ДЬЮИ

ДЬЮИ (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон,
шт. Вермонт,-1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из
ведущих представителей прагматизма. Окончил Вермонтский ун-т (1879).
Проф. Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904-30) ун-тов. Д. развил
новый вариант прагматизма -инструментализм, разработал прагма-тистскую
методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные
виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для
разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактуется Д.
в духе бихевиоризма как сложная форма поведения, в конечном итоге
-средство борьбы за биологич. выживание. Истина определяется не как соответствие
объективной действительности, а как практич. эффективность, полезность.
Помимо неизменных истин, Д. отвергает существование и неизменных этич.
норм, объявляя успех, практич. целесообразность критерием нравственности.
Мораль, как и наука, составляет лишь технич., оперативное средство социального
маневрирования в любых интересах. Отвергая традиц. формы религии, Д. выдвигал
на их место свою "натура-листич"., или "гуманистич.", религию (вид богостроительства).
Эстетическое
сводится Д. к чувственному ("искусство -это жизнь") и трактуется как всякое
выражение гармонии, равновесия между организмом и средой.


В социальной области Д. выступал как идеолог
бурж. либерализма и "амер. образа жизни". Идеям классовой борьбы он противопоставлял
идеи классового сотрудничества и "мелиоризма", т. е. постепенного улучшения
общества (особое место в этом процессе Д. отводил реформам в области педагогики).
Возглавляемая Д. "Лига независимого политич. действия" активно участвовала
в антисоветской пропаганде. В годы 2-й мировой войны 1939-45 Д. выступал
с позиций бурж. либерализма против идеологии фашизма, в частности против
нацистского насилия над педагогикой.


Дж. Дьюи


Ч. Дьюк


Цель теории воспитания Д. - формирование
личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям" в условиях бурж.
системы "свободного предпринимательства". Д. подверг критике господствовавшую
в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластич. характер обучения
и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной
на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение "путём
делания", т. е. так, чтобы все знания извлекались из практич. самодеятельности
и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной
программы с после доват. системой изучаемых предметов, а отбирались только
такие знания, какие могли найти практич. применение в жизненном опыте учащихся.
Д. является идеологом т. н. педоцентрич. теории и методики обучения (см.
Педоцентризм),
согласно
к-рой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания
умаляется и сводится в осн. к руководству самодеятельностью учащихся и
пробуждению их пытливости. В методике Д. наряду с трудовыми процессами
непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художеств.
самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. противопоставляет
развитие их индивидуальности.


Особое внимание Д. уделял воспитанию у
детей преданности бурж. демократии. Большое значение он придавал роли семьи
в воспитании и вовлечению родителей в осуществление пед. задач. С этой
целью им была организована "Ассоциация родителей и учителей".


Пед. идеи Д. оказали большое влияние на
общий характер учебно-воспитат. работы в школах США и нек-рых др. стран,
в частности и на сов. школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в т.
н. комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.
Д. неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию,
Турцию) для распространения своих пед. идей; в 1928 посетил СССР.


Соч.: Reconstruction in philosophy, N.
Y., 1920; Ideals, aims and methods of education, L., 1922; Experience and
nature. Chi.-L., 1925, The quest for certainty, N. Y., 1929; Human nature
and conduct, N. Y., 1930; Individualism old and new, L., 1931; Art as experience,
N. Y., 1934; Democracy and education, N. Y., 1934; Logic. The theory of
inquiry, N. Y., 1938; Problems of men, N. Y., 1946; Experience and education,
N. Y., 1948; в рус. пер.- Психология и педагогика мышления, 2 изд., Берлин,
1922; Введение в философию воспитания, М., 1921; Школы будущего, М., 1922;
Школа и ребёнок, 2 изд., М. -П., 1923; Школа и общество, М., 1925.


Лит.: Крое сер П., Нигилизм Дж.
Дьюи, пер. с англ , М., 1958; Богомолов А., Англо-американская буржуазная
философия, М., 1964; Xилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ.,
М., 1965; Geiger G. R., J. Dewey in perspective, N. Y., 1958; Deledalle
G., L'idee d'experience dans la philosophie de J. Dewey, [P., 1966]; Bernstein
R. J., J. Dewey, N. Y., 1967; Somjee A. H.,


The political theory of J. Dewey, N. Y.,
[1968]; Claparede Ed., La pedagogic de J. Dewey, Nchat.- P., 1913; Rippe
F., Die Padagogik J. Deweys..., [s. 1.1, 1934; Smith M., J. Dewey and moral
education, Wash., 1939; Schilpp P. A., The philosophy of J. Dewey, Evanston
- Chi., 1939; Thomas M. H., J. Dewey. A centennial bibliography, Chi.,
1962. Б. Э. Быховский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я