ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (культурно-философская
школ а) в литературоведении, возникла в кон. 19 в. в Германии как реакция
на позитивистские (в т. ч. культурно-историч. и историко-филологич.) методы
и как стремление к синтезу духовно-историч. и психологич. истолкования
лит-ры. "Единство времени и нации,- писал её родоначальник В. Дилътей,
глава
"исторической" ветви философии жизни,- которое мы называем историческим
духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке
можно связать историческое с психическим" (цит. по ст. "О принципах методологии
литературоведения", см. "Философские науки", 1967, М" 3, с. 109). Слитность
"исторического" и "психического"- в "переживании" (единство рассудка, воли,
чувства) художника. Переживание, обьекти-вируясь посредством поэтической
формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органич. взаимообусловленностью
содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем - в истину, наглядно
открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу.
Художеств, произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными
науками -"науками о духе") постигает жизнь: оно включает как общие свойства
эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида,
как доступный "пониманию" "объективный дух", так и неизъяснимую "последнюю
тайну" жизни. Истолкование (по Дильтею "понимание") произведения возможно
только через "сопереживание", "вчувст-вование"; но и "понимание", выражаемое
посредством описательной психологии или филос. понятий, никогда не исчерпывает
всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию.
Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность
и целостность каждого куль-турно-историч. образования (принцип "равноправия
эпох").


Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетич.
идей романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, "Переживание
и творчество", 1906; Р. Унгер, "Философские проблемы нового литературоведения",
1908; Ф. Гундольф, "Гёте", 1916; труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера,
X. А. Корфа; в Венгрии - Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба). Унгер прослеживает
в лит-ре судьбу филос. идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь
и смерть). Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон), усматривает
в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности,
развивающуюся по духовно-имманентным законам. "Переживание" и "творчество"
поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать
на основе лишь его художеств. произведений; но поскольку художеств. мир
до конца не постигаем, то итог исследования ("образ поэта") в равной мере
можно воспринимать и как объективную истину, и как миф.


Отстаивая первостепенность "переживания"
в иск-ве и его связь с мировоззрением эпохи ("объективным духом"), Д.-и.
ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами "переживания"; развивая принцип
"историзма" (в т. ч. применительно к смене художеств. стилей и форм), она
избегала выяснять закономерности историч. процесса, склоняясь к иррационализму
и скептицизму. "История духа" как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы
широко использует совр. зап. литературоведение, в т. ч. экзистенциалистское;
её традицию продолжает "Deutsches Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft
und Geistes-geschichte" (Stuttg., с 1923).


Лит.: Жирмунский В. М., Новейшие
течения историко-литературной мысли в Германии, в сб.: Поэтика, в. 2, Л.,
1927; Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в "истории духа",
"Философские науки", 1967, № 3.

В. И. Масловский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я