ДУХОВЕНСТВО

ДУХОВЕНСТВО в современных религиях
служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерар-хич.
корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые
сверхъестеств. силой, способные быть посредниками между людьми и богом.
В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее
и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники
бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества
(далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий
Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства,
в т. ч. уход "из мира") и белое (живущее "в миру"). В буддизме монашество
охватывает всё Д.


В антагонистич. классовом обществе Д. в
своей массе являлось и является опорой господств. эксплуататорских классов.
"Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства
в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен
подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных,
рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового
господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их
от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать
революционную решимость" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26,
с. 237).


Общепринято связывать Д. с монотеис-тич.
религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество,
типичное
для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального
различия между Д. и жречеством не существует. Одной из осн. функций жречества
государств древнего мира являлось отправление религ. культа; жречество
представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господств.
класса.


Процесс формирования Д., начало складывания
церк. иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христ.
общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом
числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство)
и мирян. Приблизительно с сер. 2 в. руководство в общинах постепенно перешло
к епископам, к-рым были подчинены священнослужители, а в нач. 4 в. возникло
монашество.
Позже
епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами,
а на основе РИМ. епископата образовалось папство
(5 в.).


В феод. гос-вах Д. составляло особое привилегированное
сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феод. эксплуатацию
народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели
монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко
угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние
века "...единственным образованным классом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало нек-рому распространению
грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги,
составляло хроники и т. п.), но в то же время оно препятствовало развитию
науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование.
подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отд. представители
Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной
мысли (Дж. Бруно), подвергались преследованиям.


Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства,
крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к нар. массам. Выходцы
из его рядов нередко были участниками или руководителями нар. движений
(Дж. Балл, Долъчино, Ян Туе и др.), порой выступали с критикой
религии, церкви и обществ, порядков (Ж. Мелье, Ж. Ру).


При капитализме прежние политич. и экономич.
связи высшего Д. с земле-владельч. аристократией постепенно вытесняются
связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. (в своём
большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности,
оправдывая классовое деление общества и осуждая революц. классовую борьбу.


В эпоху империализма Д. стало активно участвовать
в борьбе буржуазии против социалистич. рабочего движения. После победы
Великой Окт. революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило,
враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов
в обществ, и религ. деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистич.
стран. Большое место в деятельности Д. бурж. гос-в занимает пропаганда
религ. доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные
политич. партии и орг-ции. Усиление мировой социалистич. системы, успехи
нац.-освободит. движения и популярность идей социализма привели мн. представителей
Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции
в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания
капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование.
В социалистич. странах укрепление социалистич. строя побудило Д. в своей
осн. массе занять лояльную позицию по отношению к социалистич. гос-ву.


Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической
идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности
Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является,
напр., организация католич. церковью т. н. светского апостолата - создание
из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии,
поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать науч.
открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя
нац. самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего
далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.

М. М. Шейнман.


Д. в России. На терр. Рус. гос-ва, а позднее
Росс, империи существовало много религ. культов и вероисповеданий. Главнейшими
из них были: в христ. религии - рус. православная церковь, арм. апостольская
церковь, груз, православная церковь, католическая церковь, лютеранские
церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского
и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм,
последователи к-рого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество
сект - молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские
христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д.- это замкнутое
сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит след,
образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх,
митрополит, архиепископ, епископ пресвитер (протопресвитер, протоиерей,
священник), а в монашестве - архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон,
диакон), а в монашестве - архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви
белокриницкого и беглопоповского согласия - архиепископ (глава церкви),
епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой
церкви беспоповского согласия - наставник. В католической церкви - архиепископ,
епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских
религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет:
в лютеранской церкви - архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов,
пасторов. В религ. сектах-старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров,
проповедников, диаконов. В иудейской религии - раввинов; в буддийской религии
- хамбо-лам, лам; в религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников,
диаконов, пресвитеров, проповедников.


Во главе рус. православной церкви стоит
патриарх, во главе арм. апостольской церкви - верховный патриарх-католикос
всех армян, груз, православной церкви - патриарх-католикос. Лютеране отрицают
сложную церк. иерархию и монашество. Эст. и латв. лютеранские церкви возглавляются
каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой
церк. общины стоит приглашаемый ею пастор, к-рый рассматривается не как
посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания.
В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных
текстов и руководителей религ. общины играют раввины. В мусульманстве над
рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских
буддистов стоит бандидо хамбо-лама.


Господствующей церковью в России была рус.
православная церковь. В 1897 из 126 368 тыс. чел. ок. 80 млн. населения
России были православными. Оба вида духовенства - чёрное (монахи) и белое
(священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) - появились на Руси после
принятия христианства (988-989). Так как христианство было заимствовано
из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были
греки. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви - митрополит,
назначался константинопольским патриархом. Во главе отд. епархий (церк.
округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного
Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит, участии светской власти
(князей). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому
патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь). Митрополит
избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен
титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь
всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри
получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счёт вкладов "на помин
души", покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и
др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами,
пользовались феод, привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее
Д., т. обр., составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому
нар. антифеод, движения, будучи направленными и против духовных феодалов,
и против церкви, освящавшей феод, строй, часто принимали форму ересей.
Нередко
активными участниками еретич. движений были представители низшего белого
Д., ряды к-рого пополнялись выходцами

из крест, и посадского населения. Несмотря
на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не
сливалось с ними, т. к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником
офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности
властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие,
в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С кон. 17 в.
установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, что
способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, к-рое в 18 в.
постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено
от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718-27)
в России значилось 97413 душ муж. пола, относящихся к православному Д.
Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал
патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду
во
главе с гос. чиновником -обер-прокурором. Это означало полное подчинение
церкви гос. власти, превращение её в часть гос. аппарата. Самодержавие
выделяло на содержание Д. огромные средства. К кон. 19 в. только Синод
отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а гос. казначейство
-18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церк.
земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католич. Д. получало содержание
из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно
служило самодержавию. На него были возложены нек-рые обязанности адм. и
полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич.
благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязат. порядке преподавался
закон божий, значит. часть нач. школ находилась в руках Синода. Церковь
имела свои уч. заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные
академии. К нач. 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий,
в к-рых обучалось 19 900 чел. для занятия церк. должностей в рус. православной
церкви. Подобные уч. заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в
Росс. империи было 6 католич. семинарий, 6 семинарий арм. апостольской
церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ,
идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия
в борьбе с революц. движением. В годы Революции 1905-1907 Д. участвовало
в организации обществ типа "Союза русского народам или "Союла Михаила
Архангела",
сеяло нац. вражду, было вдохновителем евр. погромов. Церк.
учреждения владели землями, торг, заведениями, пром. предприятиями; мн.
монастыри были миллионерами. В 1912 в рус. православной церкви насчитывалось
110 434 чел. белого и 91 654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно
встретило Окт. социалистич. революцию 1917. Всеросс. поместный собор православной
церкви (авг. 1917- сент. 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и
Д. стали одной из сил, борющихся против Сов. власти и социалистич. преобразований.
Враждебную позицию по отношению к Окт. революции занимало Д. всех др. вероисповеданий
- мусульманского, старообрядческого и т. д. В обстановке упрочения Сов.
власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность
оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило
большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы
осудили антисов. деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении
к Сов. власти. Они стояли также за нек-рые нововведения в церк. устройстве
и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определ.
роль в пересмотре церковью её отношения к Сов. власти. Церковь прекратила
открытую борьбу с Сов. властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно
в период коллективизации, мн. представители Д. продолжали антисов. деятельность.
Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий,
встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. также статьи: Союз
Советских Социалистических Республик,
раздел Религия и церковь, Армянская
апостольская церковь, Баптисты, Грузинская православная церковь, Ислам,
Православная церковь, Старообрядчество, Церковь.



Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм
на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М.,
1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь,
М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения,
М., 1959; Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.), М., 1967; Ярославский
Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка
"обновленческого" раскола русской православной церкви, Казань, 1970.

В. С. Шульгин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я