ДУХ

ДУХ философское понятие, означающее
невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос
о соотношении Д. и материи есть основной вопрос философии. Утверждение
первичности материи, производным от к-рой выступает Д., является материализмом;
по
словам Ф. Энгельса, дух есть "высший цвет" материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,
Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д. является идеализмом,
спиритуализмом.
Идея Д., играющая центр, роль в идеалистич. учениях,
выступает как понятие (панлогизм), как субстанция
(пантеизм), как
личность (теизм, персоналистич. концепции). В рационалистич. фил
ос. системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме
в
качестве моментов, определяющих сущность Д., рассматриваются его немыслительные
аспекты - воля, чувство, воображение, интуиция и т. д.


Первоначально в Др. Греции понятие Д. (нус,
логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с нек-рыми признаками
материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у
Анаксимена и др.) и т. п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим
понятием - он является перводвигателем космоса и формо-образующим началом,
изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематич. разработку
понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от
космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности,
биб-лейско-христ. традиция представляет Д. как прежде всего личностный
абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии
нового времени получает развитие рационалистич. понимание Д. как прежде
всего разума, мышления (франц. философ Р. Декарт, нидерл. философ Б. Спиноза,
франц. материалисты 18 в.). Интел-лектуалистич. сторону Д. особенно разрабатывала
нем. классич. философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент
абс. Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как
система развивающихся логич. категорий. В русле толкований Д. как целостности
(романтизм)
и
иррационалистич. трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.)
развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские
интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как
ложному, убивающему личность началу; Д.- это прежде всего исходящая из
подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли
(неопозитивизм)
вообще
ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы науч.
исследования.


В марксистской философии понятие Д. употребляется
обычно как синоним сознания.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я