ДУОПОЛИЯ

ДУОПОЛИЯ (от лат. duo- два и греч.
poles - продавец), термин, применяемый в бурж. политэкономии для обозначения
рыночной структуры отрасли х-ва в развитых капиталистич. странах, при к-рой
существуют только два поставщика определённого товара и между ними нет
моно-полистич. соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах произ-ва и т. д.
Понятие Д. отражает различные формы рыночной организации. Первая форма
- рынок, где господствуют две крупные торг.-пром. компании, между к-рыми
имеется секретное соглашение, обеспечивающее получение макс, прибыли посредством
неэквивалентного обмена. Такое положение типично для нач. 20 в. Вторая
форма - рынок совр. отраслей массового произ-ва, на к-ром также господствуют
две компании. Между ними обычно существует молчаливое соглашение о монопольных
ценах и ведётся неценовая конкуренция. Третья форма -рынок, на к-ром имеются
два поставщика, но между ними полностью отсутствуют монополистич. соглашения.
Это возможно в двух ситуациях: либо как временное состояние рынка в начальный
период произ-ва нового товара и "пробы сил" двух поставщиков, либо как
состояние ожесточённой конкуренции при переходе от более простых к более
развитым формам монополии. Эта форма используется нек-рыми бурж. экономистами
в аполо-гетич. целях для доказательства возможности постоянного отсутствия
монополии в условиях высококонцентрированного произ-ва. Большинство же
совр. бурж. экономистов считает Д. разновидностью монополии (что соответствует
действительности).


Экономико-математич. исследование Д. было
начато ещё в 19 в. А. Курно, Ж. Бертраном (Франция) и Ф. Эджуор-том (Великобритания).
В 30-х гг. 20 в. Г. Штаккельберг (Германия) дал характеристику определённых
видов Д., зависящих от поведения дуополистов. Совр. теория Д. сложилась
под влиянием теорий монополистич. конкуренции Э. Чемберлина (США), несовершенной
конкуренции Дж. Робинсон (Великобритания), работ Р. Триффина (США) и стала
учитывать более сложный характер реальных рыночных условий (взаимозависимость
между отраслями, сдвиги в предложении и в активах, различия видов Д. и
рыночных институтов, уровень информации о рынке и др.).


Лит.: Чемберлин Э. X., Теория монополистической
конкуренции, пер. с англ., М., 1959; Жамс Э., История экономической мысли
XX в., пер. с франц., М., 1959; Селигмен Б., Основные течения современной
экономической мысли, пер. с англ., М., 1968; Neumann J., Моr genstern О.,
The theory of games and economic behavior, Princeton, 1944.

Ю. А. Василъчук.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я