ДУБРОВНИЦКАЯ РЕСПУБЛИКА

ДУБРОВНИЦКАЯ РЕСПУБЛИКА (Dubrovacka
republika), городская республика на Адриатическом побережье, игравшая важную
роль в ср. века. Включала г. Дубровник, часть побережья севе-ро-западнее
Дубровника, ряд островов: Млет, Ластово и др. (см. карту Дубров-ницкая
республика в 12-16 вв.). Центр Д. р.- г. Дубровник. До 1205 Д. р. находилась
в вассальной зависимости от Византии, в 1205-1358 под властью Венеции.
В Д. р. были развиты искусства и ремёсла (кораблестроение, обработка дерева,
камня, кожи, сукна, ювелирное дело и др.), существовали цехи (братства).
Д. р. вела торговлю с Италией, Южной Францией, Испанией, Боснией, Сербией,
Болгарией и рядом др. стран, а также с Зап. Азией, с Сев. Африкой. Со 2-й
пол. 13 в. Д.р.- аристократич. республика, во главе к-рой стояли представители
немногочисл. патрицианских родов. Патриции (в лат. источниках - нобили,
в слав.- вла-стели) составляли Великое вече, к-рому принадлежала вся законодат.
власть, их представители входили в Малое вече и Сенат, обладавшие всей
полнотой исполнит, власти. Из их среды избирался князь (с 1358 ректор),
номинально возглавлявший всё гор. управление. Наряду с патрициями заметное
место в экономия, жизни Д. р. занимали горожане (хорв.-грапане) - крупные
купцы, владельцы мануфактур, высшая прослойка моряков (капитаны,кормчие).
Однако они были лишены к.-л. участия в управлении. Осн. население составляли
пучане (народ) - мелкие купцы, ремесленники, моряки. 15- 16 вв.- время
наивысшего экономич. расцвета Д. р., находившейся в 1358-1526 в вассальной
зависимости от Венгрии. В15-17 вв. Д. р. была важнейшим культурным и науч.
центром на Балканах ("славянские Афины"). Со 2-й пол. 17 в. экономич. и
культурное значение Д. р., находившейся в 1526-1806 в вассальной зависимости
от Турции, падает; в 1667 Дубровник был сильно разрушен землетрясением.
В 1806 Д. р. оккупирована Францией, упразднившей в 1808 республику и включившей
её терр. в состав Иллирийских провинций.


Возникновение дубровницкой лит-ры на лат.
и итал. языках относится к периоду Возрождения, связанного с деятельностью
на Далматинском побережье итал. гуманистов 14 в. Во 2-й пол. 15 в. появились
поэты, писавшие на хорв. яз. Житель г. Сплит М. Марулич (1450-1524) стал
писать на языке народа. Дубровчане Ш. Менчетич (1457-1527) и Дж. Држич
(1461-1501) хорошо знали нар. слав. песню, слагали песни, близкие фольклору.
В 16 в. известностью пользевались А. Чубранович (гг. рожд. и смерти неизв.)
- вероятный создатель первой дубровницкой карнавальной поэмы "Цыганка"
(1599), X. Луцич (ок.1485-1553)-автор лирических стихов и драмы "Рабыня",
Никола (Мавро) Ветранович-Чавчич (1482-1576) - поэт, драматург и философ,
живо отзывавшийся на события современности. К сер. 16 в. в Дубровнике лит.
языком вместо латыни становится хорв. яз. П. Гекторович (1487-1572) - автор
поэмы-идилии "Рыбная ловля и рыбацкие присказки" (1556, изд. 1569), в к-рой
изображены труд рыбаков и их обычаи. Наряду с высокоразвитой сатирой появляется
драма, получившая высшее развитие у М. Држича (1508-1567), автора ренессансных
пьес "Дядюшка Марое", "Тирена" и др. К нач. 17 в. дубровницкая лит-pa характеризуется
богатством жанров, темами борьбы югославянских народов против иноземного
владычества. В эпич. поэме "Осман" крупнейшего дубровницкого поэта И. Гундулича
(1589-1638) ставится проблема слав. единства в борьбе против турок. Сюжеты
из дубровницкой истории разрабатывает в драмах Дж. Палмотич (1607-57).
В 18 в. в связи с упадком Д. р. намечается упадок лит-ры. Наиболее крупные
поэты этого времени -И. Джурджевич (1675-1737) и А. Качич-Миошич (1704-60).
К нач. 1-9 в. дубровницкая лит-ра влилась в хорв. лит-ру.


В 15-16 вв. переживают расцвет архитектура
и изобразит. иск-во Д. р. Сооружаются гор. укрепления, обществ. и жилые
здания Дубровника, представляющие собой целостный и гармоничный архит.
ансамбль. Мотивы венецианской готики и ренессанса получают в архитектуре
Д. р. переработку в духе местных строит. традиций. Постройки Дубровника
отличают уравновешенность и некоторая тяжеловесность пропорций, острота
и сочность декоративных деталей (ажурных завершений окон, резных капителей
и порталов, аркадных галерей), контрастирующих с целостной гладью стен,
сложенных из тщательно обработанных квадров камня. В 15-16 вв. выделяются
крупные местные архитекторы, работавшие и в др. городах Далмации (Юрай
Далматинец, П. Миличевич, П. Андриич).


С сер. 15 в. в Д. р. получает широкое развитие
станковая живопись, постепенно освобождающаяся от ср.-век. канонов (иконы
М. Юнчича, Л. Добричевича). Своей вершины она достигает в нач. 16 в. в
работах живописцев Н. Божидаровича и М. Хамзича, в значит. мере овладевающих
приёмами живописи итал. Возрождения и придающих религиозным образам жизненную
наглядность, мягкую лирич. одухотворённость. В 17-18 вв., в связи с началом
эмиграции местных мастеров и притоком художеств. сил из Италии, иск-во
Д. р. постепенно утрачивает самобытные черты.


С сер. 14 в. в обществ. жизни Д. р. начинают
занимать видное место театральные зрелища. В 15 в. появляются обработки
лат. и итал. театральных игр, мистерий и мираклей, выполненные местными
авторами. С 16 в. ведёт начало светская драма на хорв. яз., получившая
назв. дубровницкой драматургии. Её гл. представитель М. Држич. Позже особой
популярностью пользовалась пьеса И. Гундулича "Дубровка" (1628), рассказывающая
о борьбе Дубровника за независимость. Театральные представления устраивались
на главной площади перед княжеским дворцом (под открытым небом) или в зале
Великого веча; с 1682 представления происходили в здании Арсенала. Деятельность
дубровницкого театра оказала влияние на формирование югосл. театральной
культуры, развитие традиций реалистич. драматургии.


Дубровник. Панорама города.


15-16 вв. были временем расцвета науки
Д. р. Дубровницкие учёные -математик Геталдич, врач Галеоти, историк Бандури
и др.- славились и за пределами республики. Некоторые из них (Галеоти,
философ Георгий Дубровниц-кий) преподавали в ун-тах Италии. В 18 в. большую
известность приобрёл выходец из Д. р. математик, астроном и физик Р. Бошкович.


Лит.: Поэты Далмации эпохи Возрождения
XV - XVI веков, М., 1959; Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение
и славянские литературы XV -XVI веков, М., 1963; Мананчикова Н. П., Об
изучении истории Дубровника, "Вопросы истории славян", вып. I, Воронеж,
1966; Игнатове. С., Зарождение славянского театра на Балканах, в кн.: История
западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; ПавловиЬД., Дубровачка поэзи]а,
Београд, 1950; Коmbо1 М., Povijest hrvatske knjizevnosti, 2 izd., Zagreb,
1961; Воgisic R., О hrvatskim starim pjesnicima, Zagreb, 1968; Markovic
Zd., Pjesnikinje starog Dubrovnika. Od sredine XVI do svrsetka XVIII St.,
Zagreb, 1970; Макyшев В. В., Исследования об исторических памятниках и
бытописаниях Дубровника, СПБ. 1867; Jirecek К. I., Die Bedeutung von Ragusa
in der Handelsgeschichte des Mittelalters, W., 1899; Сакъзов И., Стопанските
връзки между Дубровникъ и българските земи презь 16 и 17 столътия. София,
1930; Тadiс J., Spanija i Dubrovnik и XVI v., Beograd, 1932; Божиh И.,
Дубровник и Турска у XIV - XV векy, Београд, 1952; Roler D., Dubrovacki
zanati u XV i XVI stoljecu, Zagreb, 1951; К р e-к ип Б., Дубровник и Левант
(1280 - 1460), Београд, 1956; Манкен И., Дубровачки патрицщат у XIV веку,
Београд, 1960; Fiskovic С., Nasi graditelji i kipari XV и XVI stoljeca
u Dubrovniku, Zagreb, 1947; ЪУРип В., Дубровачка сликарска школа,
Београд, 1963; Dubrovnik. [Album], Text by Cvito Fiskovic, Beograd, 1966.
Г.
В. Раевский
(ист. очерк; подготовлен на основе статьи Г. В. Раевского
"Дубровник" из Советской исторической энциклопедии), В. К. Зайцев (литература),
Н. М. Ваганова
(театр), Л. С. Алешина (архитектура и изобразительное
искусство).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я