ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный),
философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми
друг к другу двух начал -духа и материи, идеального и материального. Д.
противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому),
исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и
может рассматриваться как разновидность плюрализма, утверждающего
множественность начал бытия. Термин "Д." был введён нем. философом X. Вольфом
и
обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним
из наиболее крупных выразителей дуалистич. позиции явился Р. Декарт,
разделивший
бытие на мыслящую субстанцию (дух) ипротяжённую (материю); проблему взаимоотношения
этих двух субстанций в человеке (психофизич. проблему) Декарт решал с позиций
психофизического параллелизма, согласно к-рому психич. и физиол. процессы
не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы
гносеологич. Д., к-рый, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления
субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту.
Так, сознание у Дж. Локка и Д. Юма выступает как совокупность единичных
восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы.
Ещё одну разновидность гносеологич. Д. представил И. Кант, к-рый рассматривал
сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным,
независимым от внешнего мира законам -в соответствии с априорными (см.
Априори)
формами чувственного созерцания и рассудка. Гносеологич. Д. неизбежно
связан с агностицизмом - убеждением в непознаваемости мира для сознания.


Понятие Д. прилагается также к концепциям
и учениям, утверждающим равноправность любых противоположных начал или
сфер: так, говорят о Д. добра и зла в манихействе; о Д. (характерном
для кантианской традиции) мира природы, т. е. мира явлений, строящегося
по принципам причинности (необходимости), и мира свободы, т. е. "вещей
в себе".
Диалектич. материализм противостоит всем формам Д.- он утверждает
материалистич. монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют
собой различные виды и проявления движущейся материи.


Д. М. Луканов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я