ДРУЖБА

ДРУЖБА отношения между людьми,
осн. на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и
т. д. Д. присущи: личностный характер (в противоположность, напр., деловым
отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие
от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той
же группе); внутр. близость, интимность (в отличие от простого приятельства);
устойчивость.


Необходимо различать Д. как: 1) социальный
институт, или систему социальных норм (социологич. аспект), 2) моральное
чувство (психологич. аспект) и 3) специфич. вид взаимоотношений (социально-психологич.
аспект). Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом
обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символич.
по-роднением (кровная Д., побратимство-и т. п.); способы её заключения,
права и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше
фактич. родства (воинская Д., напр. Ахилла и Патрокла у Гомера). По мере
разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются
родственным, при этом "друзьями" человека называют всех его единомышленников
или политических приверженцев. Такая Д.-товарищество, осн. на общности
интересов, была лишена личной эмоциональной привязанности, к-рая развивается
со становлением личности. Интеллектуальные и иные привязанности ещё не
отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной
Д.-любви, в к-рой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравств.
совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым. Лишь Аристотель снимает
это противопоставление Д.-товарищества и Д.-любви, понимая Д. как высокоиндивидуализированное
и в то же время свободное от эротич. компонента отношение.


В истории философии Д. рассматривалась
преим. в этич. плане, при этом одни подчёркивали эмоциональный аспект Д.
(напр., М. Монтень), другие выводили её из общности интересов или разумного
эгоизма (напр., К. Гельвеции). Нем. романтики, создавшие настоящий культ
Д., видели в ней убежище от эгоизма бурж. мира; социалисты-утописты проповедовали
установление Д. всех людей и т. д. В конце 19 в. начались первые эмпирич.
исследования Д. психологами и социологами.


Хотя Д.- интимное личное отношение, формирование
и развитие её зависят от ряда объективных условий: пространств, близости,
частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности,
общности целей и интересов. В старом (начиная с Аристотеля) споре: основывается
ли Д. на сходстве или взаимодополнительности друзей - гипотеза сходства
имеет большее подтверждение (доказано преобладание однородности социального
положения, пола, возраста, образования, осн. ценностных ориентации и нек-рых
личных особенностей друзей); однако интерпретация этих данных неоднозначна,
и совр. психология предпочитает ставить эту проблему в более строгих аналитич.
терминах, поскольку структура дружеских отношений (симметрия ролей, равенство
и т. п.) зависит от психологич. функций Д.


Содержание и функции Д. существенно изменяются
с возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность,
чаще всего осн. на совместной деятельности; хотя степень избирательности
и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная потребность
в "другом я" (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью
осознать себя, соотнести собств. переживания с переживаниями другого. Отсюда
- напряжённые поиски и частая идеализация Д., "исповедный" характер юношеской
Д. и её необычайная эмоциональность. Дружеские связи взрослого человека
более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь,
семейные и родительские привязанности и т. д.).


Коммунистич. мораль считает Д. одним из
важнейших моральных чувств и отношений личности. Классово-антагонистич.
общество, разобщая интересы людей и заменяя их свободные ассоциации "суррогатами
коллективности" (К. Маркс), ставит их во враждебные отношения друг к другу.
В условиях социализма личные дружеские привязанности, как правило, не противостоят
системе обществ, связей, а конкретизируют и дополняют их, основываясь на
общности взглядов и идеалов. Нравств. оценка Д. определяетея её обществ.
направленностью, теми ценностями, к-рые она утверждает. Классич. примеры
верной и высокоидейной Д. (К. Маркса и Ф. Энгельса, А. И. Герцена и Н.
П. Огарёва) служат и сегодня нравств. образцами. См. также Дружба народов.
И. С. Кон.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я