ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА отрасль педагогики,
изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в т. ч. и раннего,
возраста. Д. п. тесно связана с детской психологией, возрастной
анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук
(языкознанием, эстетикой, этикой и т. д.). Д. п. выделилась из общей педагогики
во 2-й пол. 19 в. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием детской
психологии и становлением её как самостоят, отрасли знания, а с другой
- появлением и распространением воспитат. дошкольных учреждений в
связи с вовлечением женщин в фабричное произ-во. Впервые обосновал идею
обществ, воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное
учреждение для пролетарских детей англ, социалист-утопист Р. Оуэн. Выделению
Д. п. в спец. отрасль способствовали пед. система и практич. деятельность
нем. педагога Ф. фребеля. В России огромное влияние на развитие Д. п. в
60-е гг. 19 в. оказал К. Д. Ушинский. С нач. 20 в. в бурж. Д. п. и практике
получили распространение идеи саморазвития личности ребёнка в процессе
свободного
воспитания,
биологизаторские, прагматические и др. теории.


Осн. задача сов. Д. п.- разработка содержания,
форм и методов коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
Огромная роль в выработке тео-ретич. основ марксистской Д. п. принадлежит
Н. К. Крупской. Нек-рые важные проблемы (о коллективе и личности, о семейном
воспитании) были освещены А. С. Макаренко. Большое значение для определения
задач и средств воспитания дошкольников имели всероссийские съезды (1-й
- в 1919) и конференции по дошкольному воспитанию, к-рыми руководили Н.
К. Крупская и А. В. Луначарский.


Сов. Д. п. и психологией разработана новая
система сенсорного воспитания, основанная на целенаправленном формировании
сенсорных способностей детей в разных видах деятельности. Большим достижением
сов. Д. п. является разработанная чл.-корр. АПН РСФСР А. П. Усовой и др.
система дидактики дет. сада. Ведутся плодотворные исследования, направленные
на более полное использование возможностей умственного развития детей дошкольного
возраста, повышение роли дошкольного воспитания в решении общих задач совершенствования
системы нар. образования в связи с требованиями научно-технич. прогресса.
В 1970 состоялась 1-я Всесоюзная конференция по актуальным проблемам обществ,
дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе.


В Д. п. получили теоретич. освещение проблемы
нравственного воспитания. В центре внимания - вопросы формирования личности
ребёнка, положит, взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития
коллективизма, нравственных представлений, воспитания начал патрио-тич.
чувств. Большое место отводится вопросам трудового воспитания дошкольников
в детском саду и семье, в процессе к-рого формируются первые трудовые навыки
и любовь к труду. Активно разрабатываются проблемы эстетич. воспитания.
Исследуется изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность
детей. С кон. 1950-х гг. разрабатывается система эстетич. воспитания в
детском саду; проводится комплексное исследование по вопросу формирования
детского творчества, выясняются взаимосвязи художеств. творчества и обучения
дошкольника. В сов. Д. п. научно обоснована теория физич. воспитания детей
дошкольного возраста. Начата разработка актуальной проблемы работоспособности
и утомляемости детей при физич. и умственных нагрузках.


Значит. развитие в сов. Д. п. получили
проблемы игры - влияние воспитателя на её содержание, отбор воспитательно
ценных игр, воспитание ребёнка в игре, формирование начал коллективизма,
особенности дидактич. игр. В 1960-х гг. появились исследования, в к-рых
изучается роль игры как формы организации жизни детей, её влияние на развитие
"детского общества". Исследователи вопросов раннего детства создали систему
обществ, воспитания детей раннего возраста; были усилены дидактич. компоненты
в играх и занятиях с маленькими детьми.


Проблемы Д. п. разносторонне и комплексно
разрабатываются в Ин-те дошкольного воспитания АПН СССР (осн. в 1960).
Большую н.-и. работу проводят ин-ты школ и педагогики союзных республик,
кафедры Д. п. пед. ин-тов.


Результаты науч. исследований и передовой
опыт в области дошкольного воспитания нашли отражение в "Программе воспитания
в детском саду" (1962). В усовершенствованной программе (издана вновь в
1969) особое внимание уделено общевоспитательным и общеразвивающим функциям
детского сада, его роли в подготовке детей к школе. Развитию Д. п. содействуют
науч. и методич. журналы "Советская педагогика", "Дошкольное воспитание"
и
др. Сов. Д. п. широко использует передовой опыт социалистич. стран и оказывает
влияние на развитие Д. п. в этих странах. С 1959 раз в 2 года проводятся
семинары научных и практических дошкольных специалистов стран социалистич.
содружества.


Лит.: Крупская Н. К., Педагогические
сочинения, т. 6, М., 1959; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М.,1957; Аркин
Е. А., Ребёнок в дошкольные годы, под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова,
[М.,1968]; Усова А. П., Обучение в детском саду, 2 изд., М., 1970; Сорокина
А. И., Дошкольная педагогика, М., 1961; Запорожец А. В., Маркова Т. А.,
Дошкольное воспитание, в кн.: Народное образование в СССР, М., 1967; Теория
и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой
и Н. П. Сакулиной, М., 1965; Умственное воспитание детей раннего возраста,
под ред. Е. И. Радиной, М., 1968; Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская
Р. И., Пеньевская Л. А., Формирование коллективных взаимоотношении детей
старшего дошкольного возраста, М., 1968; Трудовое воспитание в детском
саду, под ред. В. Г. Нечаевой, М., 1964; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка
в игре, М., 1963; Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А.
В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 1966; Система эстетического воспитания
в детском саду, под ред. Н. А. Ветлугиноц, М. , 1962; Ветлугина Н. А.,
Музыкальное развитие ребёнка, М., 1968; Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном
детстве, [М.], 1965; Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Гимнастика в детском
саду, М., 1969; Родители и дети, под ред. Е. И. Волковой, М., 1961. Г.Л.Маркова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я