ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ , средства механизации,
применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании
и ремонте автомоб. дорог, а также в ж.-д., гидротехнич., аэродромном, пром.
и гражданском строительстве и т. д. Совр. Д. м. изготовляют в виде самостоят,
агрегатов, а также как навесное или прицепное оборудование к колёсным и
гусеничным тягачам.


Существующие Д. м. можно классифицировать
по роду выполняемых работ: машины для подготовит, работ (древо-валы, кусторезы,
корчеватели, рыхлители, дернорезы и др.); машины для земляных работ (экскаваторы,
скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, дорожные фрезы, землевозные тележки
и т. д.); машины для укладки гравийно-щебёночных и стабилизированных покрытий
(машины для распределения каменных и вяжущих материалов, уплотнения асфальтобетона
и др.); машины для строительства асфальтобетонных дорог (смесители и укладчики
асфальтобетона); машины для укладки цементобетонных покрытий (рельс-формы
и оборудование для их установки, профилировочные машины, машины для распределения
бетона, для нарезки температурных швов, бетоноотделочные машины и распределители
плёнкообразующих жидкостей); машины для содержания и ремонта дорог (пескоразбрасыватели,
дорожные щётки, поливочные машины, снегоочистители, ремонтёры и т. д.).
Д. м. выполняют как основные работы (земляные, усовершенствование облегчённых
и переходных дорожных покрытий, строительство асфальтобетонных дорог, укладка
цементобетонных покрытий), так и вспомогательные (подготовительные), а
также применяются при содержании и ремонте дорог.


Для земляных работ при строительстве и
ремонте дорог используют как землеройные машины общего назначения -экскаваторы,
скреперы, бульдозеры, грейдеры
и автогрейдеры, грейдер-элеваторы,
так
и спец. дорожные фрезы. Уплотнение земляного слоя производят катками и
трамбовками.
При послойном уплотнении грунта, отсыпаемого самосвалами, скреперами
и др., применяют самоходные и прицепные, кулачковые и пневмоколёсные катки,
виброкатки, трамбовки (ударные и вибрационные). При строительстве оснований,
а также усовершенствованных, облегчённых и переходных дорожных покрытий
Д. м. распределяют щебень, гравий, каменную мелочь, а также перевозят вяжущие
материалы (при устройстве покрытий из смешанных материалов). Распределитель
щебня и гравия (рис. 1) укладывает щебень слоем вые. до 250 мм и
шир. 3100-3600 мм.



Рис. 1. Распределитель щебня и гравия.


Машина имеет приспособлениедля получения
поперечного уклона покрытий и 2 виброплиты для уплотнения щебня. Производительность
щебнеукладчика до 100 т/ч. Распределитель каменной мелочи - навесное
оборудование на самосвале. Мелкие фракции из кузова самосвала поступают
в распределитель и через регулирующую заслонку высыпаются на полотно дороги.
Производительность распределителя до 800 м2/ч. Для распределения
вяжущих материалов используют гудронаторы, битумовозы и др. Эти
машины монтируются на самоходных шасси или выполняются полуприцепными.



Рис. 2. Распределитель цемента.


При строительстве оснований применяют машины
для измельчения и укрепления (стабилизации) местных или привозных грунтов
и гравийно-щебёночных материалов путём перемешивания их с органич. (дёгтем,
битумом, эмульсией) либо неорганич. (цементом, известью) вяжущими материалами.
При малых объёмах работ применяют прицепные и навесные дорожные фрезы (на
тракторах, автогрейдерах и спец. двухосных колёсных шасси) и распределители
цемента (рис. 2); при больших объёмах - однопроходные грунтосмеситель-ные
машины (рис. 3).



Рис. 3. Грунтосмесительная машина.


Гравийно-щебёночные материалы с вяжущими
перемешивают также в трёхагрегатном комплекте, состоящем из многоковшового
погрузчика на гусеничном ходу, к-рый одновременно является тягачом, передвижного
смесителя и укладчика. При устройстве асфальтобетонных покрытий для приготовления,
укладки, равномерного распределения и уплотнения смесей используют асфальтобетоносмесители
и
асфальтобетоноу
кладчики.
При строительстве асфальтобетонных покрытий битумную смесь
перевозят, хранят, перекачивают и дозируют битумовозы.



Рис. 4. Распределитель цементобетонной
смеси.



Рис. 5, Бетоноукладчик.

Рис. 6. Нарезчик температурных швов.

Рис. 7. Рыхлитель.

Рис. 8. Шнекороторный снегоочиститель.


Для цементобетонных покрытий применяют
комплекс машин, к-рые производят подготовку основания, установку рельс-форм,
распределение бетона по основанию, уплотнение, отделку поверхности покрытия,
устройство швов и их затирку, обработку свежеуложенного бетона. В комплекс
машин входит оборудование для установки рельс-форм, навесное оборудование
на тракторе, выполняющее ряд работ - планировку песчаного подстилающего
слоя, его уплотнение, укладку-стыковку и закрепление звеньев рельс-форм.
Для этой же цели применяют самоходный рельсоукладчик и профилировщик основания,
к-рый перемещается по рельс-формам, планирует слой песка профилированным
отвалом и уплотняет его вибробрусом за 1-2 прохода при толщине слоя 300
мм,
ширине
захвата от 3,5 до 1м. Цементобетонную смесь распределяют равномерным
слоем по всей ширине основания бетонораспре-делители периодич. и непрерывного
действия (рис. 4). Бетоноотделочные машины разравнивают, уплотняют и выглаживают
цементобетонную смесь. По принципу действия различают бетонораспредели-тели
трамбующие и вибрационные, а по устройству ходовой части - колёсные, передвигающиеся
по рельс-формам, и гусеничные. Рабочие органы бетоноотделоч-ных машин,
к-рые затирают поверхность покрытия: разравнивающий брус, трамбующий брус,
выглаживающая лента или плита. Наряду с этим применяют спец. выглаживающие
машины с шириной захвата до 7 л и производительностью 40-80 м3/ч.
Имеются бетоноукладчики, выполняющие весь комплекс работ: укладку,
разравнивание, уплотнение (рис. 5).


Нарезку температурных швов осуществляют
нарезчики (рис. 6) с вибрац. режущими органами для работы в свежеуложенном
бетоне и с абразивными дисками - в затвердевшем бетоне (через 8-12 ч
после
укладки). Поперечные швы нарезаются виброножом, а продольные -вибродиском.
Для выглаживания бетона в зоне шва и предотвращения вспучивания бетонной
смеси на машине установлен выглаживающий поддон, в прорезь к-рого входит
диск. На заднем мостике машины находится устройство для заливки швов спец.
мастикой. Машина для распределения плёнкообразующих жидкостей (с целью
создания влагонепроницаемой плёнки на поверхности свежеуложенного бетона
и предотвращения его растрескивания) имеет секционную раму на самоходном
шасси с передвигающейся по ней кареткой, на к-рой установлены сопла для
разбрызгивания эмульсии и известкового молока под давлением. На раме находятся
компрессор и баки для эмульсии и известкового молока. Ширина захвата 3,5-7
м.
Производительность
1500-3000 м3/ч.


Д. м. для подготовительных работ производят
расчистку дорожной полосы или площади от леса, кустарника, корней, дёрна,
а также для рыхления тяжёлых и каменистых грунтов. К Д. м. этой группы,
имеющим навесное или прицепное оборудование к тракторам и тягачам, относятся:
древовал - для валки деревьев; кусторез с клинообразным отвалом и подрезающими
ножами, в передней части к-рого крепится клин-колун для раскалывания пней
и раздвижки деревьев; корчеватель-собиратель с отвалом и корчующими зубьями;
дернорез с ножом для срезания дёрна шириной до 30 см, рыхлитель
(рис. 7), на раме к-рого расположены мощные зубья для рыхления плотных
грунтов на глубину до 70 см и для разрушения гравийно-щебёночных
и асфальтобетонных покрытий.


Машины для содержания и ремонта дорог относятся
к группе коммунальных машин. Подметально-уборочные машины собирают
мусор с проезжей части дорог вращающимися цилиндрич. и конич. щётками и
подают его на транспортёр, откуда мусор сбрасывается в бункер. Уборку производят
с увлажнением, пневматич. способом и др. Кроме самоходных машин, используют
прицепные дорожные щётки с увлажняющими устройствами. Поливочно-моечные
машины применяются не только для обработки дорожных покрытий, но также
для поливки придорожных зелёных насаждений и тушения пожаров. Эти машины,
как правило, монтируются на шасси автомобиля и имеют цистерну ёмкостью
до 6000 л, центробежный насос и распределит, насадки для разбрызгивания
воды. Снег убирают с дорог плужными и роторными снегоочистителями. Рабочий
элемент плужных снегоочистителей -плуг - смонтирован в передней части автомобиля
или трактора. Роторные снегоочистители, как правило, имеют два рабочих
органа, один из к-рых (шнек, фреза, плуг) срезает снег и подаёт во второй
- ротор, отбрасывающий снег на расстояние до 20 м. Широкое распространение
получили шнекороторные снегоочистители (рис. 8). Базой снегоочистителей
может быть автомобиль, трактор и колёсный тягач. Погрузку снега в транспортные
средства осуществляет снегопогрузчик с рабочим органом в виде диска и питателя
с захватывающими лапами, к-рые загребают и подают снег на скребковый транспортёр,
сбрасывающий его в транспортные средства. Снегопогрузчики монтируют на
базе автомобиля. Пескоразбрасыватели посыпают песком дорогу (с целью повышения
сцепления колёс автомобиля с поверхностью дороги при её обледенении): из
металлич. кузова для песка скребковый транспортёр подаёт песок в воронку,
откуда он попадает на вращающийся разбрасывающий диск (тарельчатый питатель).
При ремонтных работах используют: асфальторазогре-ватели для разогрева
асфальтовых покрытий при удалении асфальта или раз-равнивании его; асфальтораскладчики
(рис. 9); заливщики битума для заделки трещин в асфальтовых покрытиях;
бето-ноломы для взломки цементобетонных покрытий и оснований при ремонте
дорог, прокладке кабелей, канализационных коммуникаций и т. п. Все эти
машины монтируются на автомобиле и имеют специализированное оборудование.
При ремонте дорог и их содержании используют навесное оборудование на тракторе
или малогабаритном колёсном тягаче: косилки для скашивания травы на обочинах
дорог, откосах и в кюветах; буры для бурения ям; буры-столбоставы для бурения
ям и установки в них надолб, дорожных знаков, столбов; щётки для подметания
дорог; траншеекопатели; погрузочные ковши; вилочные захваты; машины для
очистки кюветов от наносов и восстановления их поперечного профиля и др.
При ремонте грунтовых и гравийных дорог применяют также автогрейдеры и
реже грейдеры, бульдозеры и др. землеройные машины.


Рис. 9. Малогабаритный асфальтораскладчик.


Совр. направления в области конструирования
Д. м.: повышение производительности, надёжности, долговечности и манёвренности,
снижение стоимости, металло - и энергоёмкости, широкая автоматизация управления,
создание базовых шасси и использование различного навесного оборудования,
создание
универсальных машин, унификация и стандартизация узлов и деталей, применение
новых материалов. См. также Строительные машины, Путевые машины.


Лит.: Дорожностроительные машины.
Справочное пособие, 3 изд., М., 1963; Баловнев В. И., Засов И. А., Кара6ан
Ю. Л., Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов,
М., 1964; Справочник конструктора дорожных машин, под ред. И. П. Бородачева,
М., 1965; Дорожно-строительные машины, М., 1965; Полосин-Никитин С.М.,
Механизация дорожных работ, М., 1966; Дорожные машины, Л., 1968.

Е. А. Каменская, С. А. Соломонов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я