ДОПУСК

ДОПУСК в машиностроении, интервал,
в к-ром допускается отклонение числовой характеристики параметра от его
номинального (расчётного) значения. Д. задают на геометрич. параметры деталей
машин и механизмов (линейные и угловые размеры, форму и расположение поверхностей
и др.), на механич., физ.-химич. и др. параметры (напр., электрич. сопротивление,
твёрдость, процентное содержание химия, элементов в материалах и т. д.).


Д. указывают в стандартах, технич. требованиях
или на чертежах изделий в виде двух предельных размеров (наибольшего и
наименьшего), между к-рыми находится действительный размер, т. е. размер,
определ. измерением (рис.1). Вместо предельных размеров в технич. документации
обычно указывают номинальный размер, полученный из расчёта на прочность,
жёсткость и т. д. с учётом функционального назначения изделия, и два предельных
отклонения - верхнее и нижнее, равные соответственно алгебраич. разности
наибольшего или наименьшего предельных размеров и номинального размера.
Т. о., в узком смысле слова Д. -разность между наибольшим и наименьшим
предельными размерами или между верхним и нижним отклонениями. Напр., если
задана твёрдость поверхности детали 62-64 HRC, то Д. твёрдости равен 2
HRC; если задан размер детали 60- 01равен 0,2 мм.


Любое значение параметра, оказывающееся
в заданном интервале, является допустимым.


Наиболее широко понятие Д. распространено
в машиностроении, где Д. устанавливают для обеспечения необходимого качества
изделий и взаимозаменяемости деталей или целых узлов машин и механизмов.
Д. характеризует уровень требований к точности изготовления деталей. От
него зависит выбор метода обработки, оборудования и способов контроля и
в конечном итоге стоимость изготовления. На практике не стремятся получить
идеальные детали, т. к. это невозможно по условиям технологии и методам
контроля и необязательно для обеспечения правильной работы машины или механизма.
Кроме Д. на изготовление, устанавливают Д. на изменение характеристик изделий
в процессе эксплуатации.


Все детали машин подвижно или неподвижно
соединены друг с другом. Д. на сопрягаемые детали определяет характер их
соединения, т. е. большую или меньшую свободу их относительного перемещения
или степень сопротивления взаимному смещению, или посадку. В соединении
двух деталей различают охватывающую поверхность, наз. в общем случае отверстием,
и охватываемую поверхность, наз. валом. Посадка определяется разностью
размеров отверстия и вала. Размер отверстия может быть больше размера вала,
тогда разность между ними наз. зазором. Если размер вала до сборки деталей
больше размера отверстия, то разность между ними наз. натягом. Действительный
зазор (или натяг) должен находиться между двумя предельными значениями:
наибольшим и наименьшим зазорами (или натягами). Разность между предельными
зазорами (или натягами) наз. допуском посадки. Существуют 3 группы посадок:подвижные(свободные),
прессовые и переходные. Первые характеризуются гарантированным наименьшим
зазором в соединении. К этой группе относятся также т. н. скользящие посадки,
в к-рых гарантированный зазор равен нулю. Посадки с зазором применяют,
как правило, в подвижных соединениях, а в неподвижных соединениях - для
облегчения сборки деталей. В последнем случае детали дополнительно закрепляют.
В таких соединениях, как подшипниковая цапфа, вращающаяся во втулке, зазор
обеспечивает необходимую свободу взаимного перемещения деталей. Посадки
с натягами характеризуются гарантированным (наименьшим) натягом. Эти посадки
применяют в неподвижных соединениях, передающих нагрузки (осевое усилие
или крутящий момент), причём неподвижность обеспечивается, как правило,
без дополнительного крепления деталей, за счёт деформации поверхности.
Пример такой посадки - соединение зубчатого венца со стальной или чугунной
ступицей. Соединение с натягом осуществляется под прессом или при нагревании
охватывающей детали и охлаждении охватываемой. В переходных посадках возможно
получение как зазоров, так и натягов. Эти посадки применяют для неподвижных
соединений деталей, когда требуется их хорошее взаимное центрирование и
разборка соединения при монтаже, осмотрах и ремонте (напр., соединение
зубчатого колеса с валом редуктора). Детали, передающие нагрузки, обычно
дополнительно закрепляют шпонками, штифтами, болтами и др.



Рис. 1. Графическое изображение предельных
размеров (а) и предельных отклонений - допусков - вала и отверстия (6).



Рис. 2. Графическое изображение полей допусков
в системе отверстия (а) и в системе вала (б).


В зависимости от выбранной посадки предельно
допустимые отклонения могут быть положительными или отрицательными. При
графич. изображении Д. и посадок от линии, условно изображающей номинальный
размер детали или соединения (нулевой линии), можно отложить в принятом
масштабе предельные отклонения отверстия и вала (положительные вверх, отрицательные
вниз). Зону, заключённую между этими линиями, наз. полем допуска размера
(рис. 2). Сравнение взаимного положения полей Д. позволяет определить посадку
для данного соединения.


Посадки и Д. в СССР регламентированы стандартами
и представлены в виде таблиц, составленных на основе закономерно построенных
рядов предельных отклонений валов и отверстий. Система Д. и посадок сводит
всё многообразие возможных Д. к минимуму, удовлетворяющему потребностям
проектирования и произ-ва, что создаёт предпосылки для унификации изделий,
уменьшения номенклатуры инструментов (напр., развёрток, калибров) и др.
технологич. оснастки, сокращает сроки проектирования и период подготовки
производства. Таблицы стандартных отклонений построены по системе отверстия
и по системе вала. В системе отверстия осн. деталью является деталь с отверстием
и его номинальный размер и отклонения для всех посадок одни и те же. Посадки
получаются за счёт изменений предельных отклонений вала (посадочной детали).
В системе вала осн. деталью служит вал, а посадочной - деталь с отверстием.
В стандартах на Д. и посадки предусмотрено неск. классов точности, в
к-рых Д. увеличивается с ростом номинального размера в соответствии с т.
н. единицей допуска. Один и тот же размер в разных классах точности имеет
разные Д., составляющие обычно геометрич. прогрессию со знаменателем 1,6-
Д. и посадки обозначают на чертежах, в технич. документации, ГОСТах с помощью
букв и цифр. Напр., осн. отверстие 3-го класса точности обозначают Аа осн. вал того же класса точности Вуказывают также посадку, напр. ДИАМЕТР А4/С3 обозначает соединение
со скользящей посадкой вала по 3-му классу точности (Сотверстием по 4-му классу точности (А

Из общего числа стандартных полей Д. (предельных
отклонений) выделен сокращённый набор, рекомендованный для первоочередного
применения. Эти поля наз. предпочтительны-м и. Стандарты устанавливают
Д. и посадки не только для цилиндрич., но и для конич. деталей, резьбовых
(шпоночных, шлицевых соединений зубчатых передач и др.).


Лит.: АпаринГ. А., Городецкий И.
Е., Допуски и технические измерения, 4 изд., М., 1956; Приборостроение
и средства автоматики. Справочник, т. 1, М., 1963; Мягков В. Д., Допуски
и посадки. Справочник, 4 изд., М.- Л., 1966; Якушев А. И., Основы взаимозаменяемости
и технические измерения, 2 изд., М., 1968. И. В. Дунин-Барковский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я