ДОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ДОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА организована
в 1953. Управление - в г. Донецке. В основном пролегает по территории Донецкой
и Вороши ловградской, частично Днепропетровской, Запорожской и Харьковской
обл. УССР и Ростовской обл. РСФСР. Граничит с Южной ж. д. (ст. Сватово,
Букино, Лозовая и Старобельск), с Приднепровской ж. д. (ст. Чаплине, Красноармейское,
Цареконстантиновка и Лозовая), с Юго-Восточной ж. д. (ст. Ольховая, Изварино,
Красная Могила), с Сев.-Кавказской ж. д. (ст. Несветай и Марцево). Участки
Д. ж. д. одни из старейших на сети ж. д. Магистраль Лозовая (Харьков)-Марцево
(Ростов-на-Дону) сдана в эксплуатацию в 1869, линии Должанская - Де-бальцево
- Никитовка, Дебальцево -Попасная - Славянск, Дебальцево - Родаково - Луганск
в 1878, Мариуполь -Доля - Ясиноватая в 1872-82, Чап-лино - Красноармейское
- Ясиноватая в 1884. В 1911 -16 сдана в эксплуатацию линия Красный Лиман
- Родаково -Лихая. С первых лет Сов. власти в р-нах Донбасса осуществлялось
новое ж.-д строительство. В 1921 сдана в эксплуатацию линия Луганск - Лутугино,
в 1935 Красноармейское - Доброполье, в 1940 Старобельск (от Валуек) - Кондрашевская
и в 1941 Кондрашевская - Должанская. Эксплуатационная длина Д.ж.д. - 2860
км,
или
2,1% от ббщей протяжённости ж.-д. сети (1970).


Д. ж. д. связывает районы Кавказа и Ниж.
Поволжья с районами Юга, Юго-Запада, Запада и Центра. Д. ж. д. обслуживает
крупнейший пром. район страны: предприятия угольной пром-сти, металлургич.
и тяжёлого машиностроения, вагоностроения, тепловозостроения, хим., цементной
пром-сти, нерудных материалов и т. д. Транзитом через Д. ж. д. следуют
поезда из Москвы, Киева и др. городов на Сев. Кавказ и в Закавказье.


Д. ж. д. занимает 1-е место среди дорог
сети по размерам отправления грузов. В 1970 на её долю приходилось более
12% сетевого отправления всех грузов, 34% угля, 19% чёрных металлов, ок.
10% пром. сырья и минерально-строит. материалов. Грузооборот Д. ж. д. составил
81 млрд. т*км, или 3,2% от общесетевого (1970). 99% грузооборота
Д. ж. д. осуществляется электровозной и тепловозной тягой (1970). В общем
объёме грузооборота транзит составляет 24% , ввоз 16% , вывоз 40% и местное
сообщение 20% . В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют
чёрные металлы, нефтегрузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввозит
дорога в основном руду, металлы, строит. материалы, отд. виды нефтепродуктов,
продукцию лёгкой и пищ. пром-сти; вывозит уголь, металлы, продукцию химии
и машиностроения. В местном сообщении Д. ж. д. перевозит преим. строит.
грузы, уголь, грузы с. х-ва. Средняя грузонапряжённость Д. ж. д. в 1,6
раза выше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия
грузов: Сартана, Алчевская, Ясиноватая, Енакиево, Донецк, Мариуполь, Рутченково,
Трудовая, Красный


Лиман и др, Д. ж. д. координирует свою
работу с мор. транспортом по ст. Мариуполь (порт Жданов).


Общий пассажирооборот составил в 1970 2,1%
всей ж.-д. сети страны. Награждена орденом Ленина (1966).


Г. С. Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я