ДОНАТЕЛЛО

ДОНАТЕЛЛО (Donatello; собственно
Донато ди Никколоди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок.
1386, Флоренция, -13. 12. 1466, там же), итальянский скульптор. Один из
основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404-07 работал в мастерской
Лоренцо Гиберти. В 1425-38 имел общую мастерскую с арх. Микелоццо.
Работал
гл. обр. во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33),
Падуе (1444-53). В 1451 посетил Ман-тую, Венецию, Феррару. Творчество Д.,
впитавшее демократич. традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой
одну из вершин развития иск-ва флорентийского кватроченто.
В нём
воплотились свойственные иск-ву Возрождения поиски новых, реалистич. средств
изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному
миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных,
конкретных проявлений сосуществует в творчестве Д. со стремлением к возвыш.
обобщению и героич. типизации. Д. одним из первых художественно осмыслил
опыт антич. иск-ва и пришёл к созданию классич. форм и видов ренессансной
скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника,
"живописного" рельефа).


Первым известным нам произведениям Д. (статуи
пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё присущи
готич. скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма.
Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411-13 для фасада
церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается
ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной
для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, ок. 1416, Нац. музей, Флоренция)
Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутр. собранность
и напряжение, патриотич. гражданств, звучание. Выполненные Д. в 1416-35
совм. с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентийского собора
(мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных
образов, исполненных суровой правды. В 1420-е гг. Д., развивая идеи Ф.
Брунеллески,
вырабатывает
т. н. живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства
с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного
понижения высоты изображений (рельеф "Пир Ирода" на бронз, купели сиенского
баптистерия, 1423-27). В содружестве с арх. Микелоццо он создаёт ренессансный
тип настенного надгробия с антич. по формам саркофагом (на к-ром покоится
фигура умершего), с аллегорич. фигурами и величеств. ордерным обрамлением
(надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий, Флоренция).
Пребывание Д. в Риме в нач. 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию
античности. Впечатления от антич. иск-ва воплотились в полном праздничности
и изящества рельефе "Благовещение" с пышным антикизирую-щим декором (т.
н. алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, ок.
1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентийского
собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами
"путти" (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция).
Ренессансным претворением антич. форм отмечена и созданная Д. в 1430-х
гг. бронз. статуя Давида (илл. см. т. 5, табл. X) - первое изображение
человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой
обобщённой пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение
лирич. мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной иск-ву античности
внутр. сложностью и многоплановостью образа. В 1434-43 Д. оформляет интерьер
Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совм. с Брунеллески
осуществляется новый тип синтеза иск-в, для к-рого характерна равнозначность
архит. и скульпт. форм (илл. см. т. 4, табл. IV). Наивысший расцвет творчества
Д. связан с падуанским периодом. В Падуе Д. создал первый светский монумент
эпохи Возрождения - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор,
известняк, 1447-53), отличающийся величеств. простотой построения, спокойствием
и мужеств. целеустремлённостью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе
Д. выполнил в 1446-50 один из наиболее крупных скульпт. алтарей эпохи Возрождения,
состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление.
В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски
развёрнуты в иллюзорном пространстве. Поздние произв. Д., созданные в условиях
нарастающего кризиса демократич. традиций треченто и раннего кватроченто,
полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины,
раскраш. дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа "Юдифь и Олоферн", бронза,
ок. 1456-57, пл. Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза,
1460-е гг., завершены учениками Д., - все во Флоренции). Влияние творчества
Д. на развитие итал. иск-ва эпохи Возрождения было огромным. Достижения
Д. были восприняты мн. скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло
Уччелло,
Андреа дель Кастанъо,
Андреа Мантеньей и др. Произведения
Д. изучали Микеланджело
и Рафаэль. Портрет стр. 435.


Илл. см. на вклейке, табл. XVIII (стр.
512-513).


Лит.: Либман М. Я., Донателло, М.,
1962; Р1anisсig L., Donatello, Firenze, 1947; Jansоn H. W., The sculpture
of Dpnatellp, v. 1 - 2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di
Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963. М.Я.Либман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я