ДОМЬЕ

ДОМЬЕ (Daumier) Оноре Викторьен
(26.2.1808, Марсель,-11.2.1879, Вальмон-ДУа, близ Парижа), французский
график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже,
где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа,
выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. сложилось на основе
наблюдения уличной жизни Парижа и вни-мат. изучения классич. иск-ва. Д.,
по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии
стал политич. карикатуристом и завоевал обществ. признание беспощадной
острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую бурж. верхушку. Обладая
политич. проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо
связал своё иск-во с демократич. движением. Карикатуры Д. распространялись
в виде отд. листов или публиковались в иллюстриров. изданиях, где сотрудничал
Д. (в "Силуэт", "Silhouette", 1830-31; в основанных издателем Ш. Филипоном
"Карикатюр", "Caricature", 1831-35, и "Шаривари", "Charivari", 1833-60
и 1863-72). Смело и точно вылепленные скульпт. эскизы-бюсты бурж. политич.
деятелей (раскраш. глина, ок. 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном
собр.) послужили основой для серии литографич. портретов-шаржей ("Знаменитости
золотой середины", 1832-33). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография
"Гаргантюа", 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными
республиканцами укрепило его революц. убеждения. Высокой степени художеств.
обобщения, мощной скульптурности форм, эмоцион. выразительности контура
и светотени Д. добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность
и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет
Палаты депутатов -"Законодательное чрево"; "Все мы честные люди, обнимемся",
"Этого можно отпустить на свободу"); глубоким трагизмом проникнуто изображение
расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года"); в литографиях
"Свобода печати" и "Современный Галилей" Д. создал героич. образ рабочего-революционера
.


О. Домье. "Ратапуаль". Бронза. 1850. Лувр.
Париж.


Запрещение политич. карикатуры и закрытие
"Карикатюр" (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий
"Парижские типы" (1839-40), "Супружеские нравы" (1839-1842), "Лучшие дни
жизни" (1843-1846), "Люди юстиции" (1845-48), "Добрые буржуа" (1846-49)
Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное
и физ. убожество буржуа, раскрывал характер бурж. социальной среды, формирующей
личность обывателя. Типич. образ, концентрирующий пороки буржуазии как
класса, Д. создал в 100 листах серии "Карикатюрана" (1836-38), рассказывающей
о похождениях авантюриста Ро-бера Макера. В сериях "Древняя история" (1841-43),
"Трагико-классические физиономии" (1841) Д. зло пародировал бурж. академич.
иск-во с его лицемерным культом классич. героев. Виртуозно сочетая гротескную
фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистич. обличит. заострённость
самому графич. языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы
срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие
и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная
бархатистость штриха, свобода в передаче психологич. оттенков, движения,
света и воздуха. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (гл. обр. книжные
иллюстрации). Новый недолгий подъём франц. политич. карикатуры связан с
Революцией 1848-49. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов; олицетворением
бонапартизма стал образ-тип политич. проходимца Ратапуаля, созданный сперва
в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экз. в Лувре, Париж),
а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. выполнил для конкурса
живописный эскиз "Республика 1848 года" (вариант в Лувре). С этого времени
Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике
и художеств, языку живописи Д. нашли воплощение пафос революц. борьбы ("Восстание",
ок. 1848; "Семья на баррикадах", Нац. гал., Прага) и неудержимое движение
людских толп ("Эмигранты", ок. 1848-49, Музей изящных иск-в Монреаль),
уважение и сочувствие художника трудящимся ("Прачка", ок. 1859-60, Лувр;
"Вагон 3-го класса", ок. 1862-63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая
издёвка над беспринципностью бурж. юстиции ("Защитник", акварель, частное
собр.). Особенно увлекала Д. тема иск-ва: его роль и положение в обществе,
психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Д.- театр,
цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники,
коллекционеры ("Мелодрама", ок. 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен; "Криспен
и Скапен", ок. 1860, Лувр; "Совет молодому художнику", 1860-е гг., Нац.
гал. иск-ва, Вашингтон). Д. создал ряд портретов, картин на лит., религ.,
мифологич. сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комич. внешность
лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды
("Дон Кихот", ок. 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. особенно
сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций:
героич. величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность
образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией,
мощью пластич. формы и световых контрастов; на протяжении 1850-60-х гг.
всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём
лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.


О. Домье.


Донателло.


В кон. 60-х гг. бытовая сатира стала уступать
место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом
милитаризма и колониализма, за расправой с нац.-освободит, движениями,
за происками военщины и церкви, франко-прусской войне 1870-71 посвящён
последний шедевр Д.- альбом -"Осада"; аллегорич. образы альбома полны потрясающего
трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и
лаконичностью точных, упругих линий ("Империя - это мир", 1870; "Потрясённая
наследством", 1871). Огромное наследие Д. (ок. 4 тыс. литографий, св. 900
рисунков для гравюр, св. 700 картин и акварелей, св. 60 скульпт. работ),
одна из вершин критич. реализма в мировом иск-ве, характеризует Д. как
великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.


Илл. см. на вклейке к стр. 448-449.


Лит.: 3амятина А. Н., Оноре Домье.
1808 - 1879, М., 1954: Кал и тина Н., Оноре Домье. 1808 - 1879, М., 1955;
Герман М. Ю., Домье, М., 1962; Daumier raconte par lui-meme et par ses
amis, Vesenaz -Gen., P., 1945; [Adhemar J.], Hpnore Daumier, P., 1954;
В a 1 z e r W., Der junge Daumier und seine Kampfgefahrten, Dresden, 1965.
А.
Н. Замятина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я