ДОЛГ

ДОЛГ категория этики, в к-рой выражается
нравственная задача определ. индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных
социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым
обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного,
обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме
норм).
В
истории нравственного сознания человечества содержание Д. толковалось различно,
сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих
на человеке в ту или иную эпоху; оно всегда было связано с конкретными
проблемами времени и данного общества. По своему общечеловеческому содержанию
понятие Д. включало в себя выполнение ряда выработанных исторически "простейших
правил человеческого общежития". Что касается природы Д., то данная проблема
всегда была ареной столкновения различных школ и направлений филос. этики.
Основания Д. связывались с той или иной формой толкования нравств. необходимости
(исполнения божественных велений, к.-л. космич. или потусторонних законов,
офиц. или неофиц. общественных установлений, самоосуществления внутр. потенций
личности и т. д.). В марксистской этике моральный Д. рассматривается как
конкретизация общих требований морали, имеющих историч. происхождение,
применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям
человека, к-рые определяют условия и меру его личной ответственности и
составляют содержание его мотивов и совести. В Д., т. о., выражается нравственная
специфика социально-идейной позиции личности по отношению к создавшейся
обществ. ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т. п., внутр.
убеждений и способов их реализации.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая
идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235-36; Ленин В. И., Государство и революция,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, гл. 5; е г о же, Задачи союзов молодежи,
там же, т. 41; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, М., 1963.
О. Г. Дробницкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я