ДОК

ДОК (англ, dock), 1) сооружение,
служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части
(докования) либо для постройки судов. Д. оборудуют механизмами и устройствами
для ввода и установки судов над опорами (кильблоками, клетками и
др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для
подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных
или строит. работ.


Рис. 1. Постройка судна в сухом доке.


Различают Д. сухие, наливные и плавучие.
Сухой Д. (рис. 1) сооружается на защищённой от волнения акватории и
представляет собой отделяемую от неё с торца затвором водонепроницаемую
камеру. Стены и днище сухих Д. обычно бетонные или железобетонные, реже
- из металла и камня. При постановке в сухой Д. судно вводят в камеру и
устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится
на опоры. Вывод судна из Д. производится в обратной последовательности.
Ширина сухого Д. может достигать 70 м, длина - 500 м.


Наливной Д. (рис. 2) отличается от сухого
тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды.
При постановке в наливной Д. судно вводится в канал, находящийся между
площадками; после закрытия затвора в камеру Д. наливается вода, судно устанавливается
над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора
в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на
тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д. в Д.- камеру,
используемую для спуска судов на воду и подъёма их из воды. Наливные Д.
и Д.-камеры рассчитываются на суда ср. величины.



Рис. 2. Схема поперечного сечения наливного
дока: 1 - канал; 2 - площадка; 3 - опоры для судов; 4
-
судно (римские цифры - последовательные позиции судна при постановке
в док).



Рис. 3. Плавучий док.


Плавучий Д. (рис. 3) состоит из плоского
прямоугольного понтона, на палубе к-poro (стапель-палубе) установлены опоры
для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой
отсеков понтона и нижней части башен Д. притапливается и в него вводится
судно. При откачке воды из отсеков Д. всплывает вместе с судном, севшим
на опоры. Плавучие Д. обычно строят из стали, реже - из железобетона и
дерева. Длина крупных плавучих Д. 250-300 м, ширина по стапель-палубе
- св. 45 м, подъёмная сила достигает 100 тыс. т. Разновидность
плавучих Д.-транспортные Д., служащие для перевозки судов. К плавучим Д.
относится и комплекс Д.- матки с неск. Д.-п онтонами. Д.-понтон погружается
и всплывает совместно с Д.-маткой, а при повторном погружении Д.-матки
остаётся на плаву вместе со стоящим на его опорах судном.


2) Искусств, портовый бассейн с затвором,
служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и пр. в районах больших
приливно-отливных колебаний уровня моря.


Лит.: Вахарловский Г. А., Кучерявенко
П. Ф., Бузик В. ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних
судов, Л., 1968; Металлические плавучие доки, Л., 1964. Г. Н. Финкелъ.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я