ДОДЕКАФОНИЯ

ДОДЕКАФОНИЯ (от греч. dodeka -двенадцать
и phone - звук; буквально -двенадцатизвучие), метод сочинения музыки, возникший
в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из
путей к совр. авангардизму. Первые попытки создания муз. произведений
по принципу Д. были сделаны австр. композитором И. Хауэром в 1910-х гг.;
полностью метод Д. разработал и ввёл в практику австр. композитор А. Шёнберг
(5 фп. пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие
произведение мелодич. голоса ц созвучия производятся из т. н. серии (ряда;
нем.- die Reihe) - определённой последовательности 12 звуков различной
высоты. Серия включает все тона хро-матич. звукоряда, ни один из к-рых
в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения
комплекс интервалов, составляющий его "интонационную основу". Серия применяется
в различных формах (модусах): в осн. виде, в ракоходном варианте, обращении
(инверсии), ракоходном обращении.


А. Доде.

827-1.jpg


Каждый модус может быть изложен от каждой
из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть
до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или
иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих
голосов, аккордов. Введение к.-л. сочетаний звуков, не являющихся производными
серии, не допускается. Нек-рые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной
основы музыки, применяют технику Д. в отд. эпизодах своих произведений.
См. также Серийная техника, Пуантилизм.


Лит.: Тильман И., О додекафонном
методе композиции, "Советская музыка", 1958, № Н; Денисов Э., Додекафония
и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность,
в. 6, М., 1969; Н a u e r J., Vom Wesen des Mu-sikalischen. Ein Lehrbuch
der Zwolftonmusik, W., 1920; Schonberg A., Style and idea, N. Y., [1950];
Kfenek E., Zwolftonkont-rapunkt-Studien, Mainz, 1952; J e 1 i n e k H.,
Anleitung zur Zwolftonkomposition, Bd 1- 2, W., 1952 - 58; P e r 1 e G.,
Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.-Los Ang., 1968.

Ю. Н. Холопов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я