Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА РЕЧHЫE ПОРТЫ

ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА РЕЧHЫE ПОРТЫ

ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА РЕЧHЫE ПОРТЫ основные
воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по
Днепру и его притокам, связывающим пром. и с.-х. районы УССР и частично
БССР с приречными пунктами бассейна, и перевалку грузов на жел. дороги
и с жел. дорог. С 1967 перевозки в бассейне осуществляются и на судах смешанного
типа, могущих заходить в порты Дуная, Чёрного, Азовского и Средиземного
морей.


Начало портового стр-ва в бассейне относится
к 1899 - времени сооружения гавани у Киева. До 1-й мировой войны 1914-18
стр-во портов в Киеве, Екатери-нославе (Днепропетровск) и Херсоне под рук.
Киевского округа путей сообщения шло медленно. Перегрузочных механизмов,
кроме нескольких плавучих зерноперегружателей в Херсоне, не было. Грузовые
работы производились вручную. С созданием на Днепре гос. пароходства (1922)
началось интенсивное портово-пристанское стр-во. Доля механизированных
грузовых работ в 1940 составила 2/3 от всех перегрузочных операций
в бассейне. Были построены каменные склады, бетонированные грузовые площадки,
речные вокзалы в крупных пунктах; для причала пассажирских судов использовались
дебаркадеры. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 фашистские захватчики
разрушили причалы, склады, перегрузочные механизмы. После войны заново
сооружены речные порты в Черкассах, Кременчуге, Днепродзержинске, Никополе,
капитально реконструированы в Киеве, Днепропетровске, Херсоне. Построены
вокзалы в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, а в 1959 в Киеве.
Средствами портов охвачено по сухогрузам 85,6% общего объёма грузооборота
портов, 13,6% - средствами грузовладельцев (1970). Комплексная механизация
груз, операций в 1970 достигла 97,6%. Киевский, Днепропетровский и Запорожский
порт им. В. И. Ленина являются перевалочными для грузов, отправляемых с
жел. дороги на воду (и обратно) по одному трансп. документу. Уд. вес перевалок
по бассейну составил во всей грузопереработке 29,8% в 1970. Д. б. р. п.
имеют для местных перевозок приписной флот. После окончания стр-ва в 9-й
пятилетке Каневского гидроузла порт Киев и все лежащие ниже по Днепру порты
смогут принимать суда с осадкой до 3,65 м (в т. ч. и морские).


Киевский порт расположен на прав, берегу
Днепра, в 872 км от устья Днепра. Это крупнейший порт в бассейне
по объёму грузовых операций. Отправляет кварциты, пром. и прод. грузы;
принимает уголь, минерально-строит. материалы, шлаки, зерно, овощи и бахчевые,
тарно-штучные грузы. Здесь начало мн. транзитных пассажирских линий. Приписной
флот перевозит 4,54 млн. пассажиров в год (1970).


Черкасский порт - на прав, берегу Кременчугского
водохранилища, в 663 км от устья. Кременчугский порт - на лев. берегу,
в нижнем бьефе Кремгэс, в 549 км от устья. Днепродзержинский порт
- на прав, берегу, в нижнем бьефе Днепродзержин-ского водохранилища, в
437 км от устья. В грузообороте названных трёх портов осн. место
занимают минерально-строит. материалы, металлолом, шлаки и пр. грузы.


Днепропетровский порт находится в 399 км
от
устья. Порт отправляет уголь, минерально-строит. материалы; принимает кварциты,
плодоовощи и пр. грузы. Два участка порта расположены на прав. берегу,
где производятся операции гл. обр. со штучными грузами, и один участок
- на лев. берегу (переработка массовых грузов).


Запорожский порт им. В. И. Ленина введён
в действие в 1932, одновременно с Днепрогэсом. Находится на лев. берегу,
в 312 км от устья. Осн. грузы в отправлении - жел. руда, переваливаемая
с жел. дороги и идущая по реке через Брест (БССР) на экспорт, уголь и угольная
шихта, отправляемая в Херсон, Николаев и дальше на экспорт; в прибытии
- бокситы (импортные), к-рые переваливаются в Херсоне или Николаеве с морских
судов на речные. В 1970 грузы порта направлялись в морские порты Ялта,
Феодосия, Ильичёвск, Скадовск (минерально-строит. материалы), Измаил (шихта).


Херсонский порт (до 1946 -пристань) - на
прав, берегу Днепра, в 28 км от устья, на стыке речных и морских
путей. Отправляет бокситы, овощи и бахчевые, пром. и прод. товары; принимает
уголь, минерально-строит. материалы, зерно и пр. По количеству перевозимых
пассажиров (6,17 млн. пассажиров в 1970) порт занимает 1-е место в бассейне.
Н.Х.
Заика, Б. А. Мирошниченко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я