ДИСТЕРВЕГ

ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф
Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия,- 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ.
В 1812-20 преподавал физику и математику в ср. школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне
и Эльберфельде, затем - директор учит, семинарии в Мерсе (1820-32) и Берлине
(1832-47). Д. стремился к объединению нем. учительства: в 1831-41 создал
в Берлине 4 учительских об-ва, в 1848 избран председателем "Всеобщего немецкого
учительского союза". Д. издавал пед. журнал "Rheinische Blatter fur Erziehung
und Unterricht" (1827-66) и ежегодник "Padagogisches Jahrbuch" (1851-66).
Выступал в нём против сословных и нац. ограничений в области образования,
против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания
юношества в духе религиозной нетерпимости. После подавления Революции 1848
был уволен прусским правительством в отставку за "опасное вольнодумство",
но продолжал лит. и общественно-политич. деятельность. В печати и с трибуны
палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Д. боролся
с изданными прусским правительством в 1854 реакц. школьными законами.


Д.- автор учебников и руководств по математике,
нем. яз., естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа
Д.-"Руководство к образованию немецких учителей" (2 тт., 1835).


А. Дистервег.


Последователь Пе-сталоцци, Д. творчески
развил его пед. учение и популяризировал его среди нем. учительства. Осн.
принципами воспитания Д. считал природосообраз-ность, культу росо-образность,
самодеятельность. Под природосо-образностью он понимал возбуждение врождённых
задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию.
Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики
господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал,
что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем
культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историч.
условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность
человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел
непременное условие всякого образования.


Д. разработал дидактику развивающего обучения,
сформулировав её осн. требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд
требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными
учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний,
воспитывающего характера обучения.


Пед. идеи Д., его учебники оказали положительное
влияние на развитие нар. образования в Германии и получили распространение
далеко за её пределами. Передовые рус. педагоги 60-х гг. 19 в. П. Г. Редкий,
Н.Ф.Бунаков, Н.А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали учение Д.


В ГДР учреждена медаль имени Д., к-рой
награждаются заслуженные учителя.


Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-1 0 (издание
продолжается), В., 1956-69; Schriften und Reden, Bd 1 - 2, В.-Lpz., 1950;
в рус. пер.- Руководство для немецких учителей, М., 1913; Избранные педагогические
сочинения, М., 1956.


Лит.: Пискунов А. И., Дидактические
взгляды Адольфа Дистервега, "Советская педагогика", 1956, №1; Соколова
М. А., Борьба А. Дистервега за единую школу и за освобождение школы от
надзора церкви, там же, 1960, № 10; Siebert H.Seine Bedeutung fur die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland.
В., 1953. В. А. Ротенберг.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я