ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ

ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ централизация (концентрация)
оперативного контроля и координация управления производств, процессами
с целью обеспечения согласованной работы отд. звеньев предприятия или группы
предприятий для достижения наивысших технико-экономич. показателей, выполнения
графиков работ и производственной программы. Д. направлена на обеспечение
равномерности загрузки всех звеньев предприятия,непрерывности, ритмичности
и экономичности выполнения всех процессов осн. производственного цикла,
бесперебойной работы вспомогательных и обслуживающих участков. Вследствие
изменения состава производимой продукции, корректив, вносимых в методы
и технологию её изготовления, разного уровня выполнения программы различными
рабочими и производств. участками, а также в связи с перебоями из-за ремонта
оборудования, нарушения графика поставки материалов и т. п. нарушаются
предварительно установленные пропорции и ритм. В задачу Д. входит регулирование
процесса произ-ва с целью восстановления действующих или установления новых
пропорций и ритма работы предприятия. Д. охватывает контроль и управление
технологич. процессами, контроль и оперативное распределение материальных
и энергетич. ресурсов, транспортных средств, учёт работы машин и механизмов,
повышает безопасность и точность движения транспорта. Способствуя предотвращению
простоев оборудования и потерь рабочего времени и выполнению заказов в
срок, Д. оказывает положит. влияние на экономику произ-ва.


Простейшая форма диспетчерской службы возникла
в период пром. революции 18-19 вв. в связи с переходом от кустарного и
полукустарного к фабрично-заводскому произ-ву. Первоначально осн. функцией
диспетчерской службы было распределение рабочей силы, сырья и материалов
и учёт готовой продукции. С развитием крупносерийного и поточно-массового
произ-в, с возникновением производств. связей между смежными предприятиями,
созданием крупных пром. и энергетич. объединений, а также быстрым совершенствованием
транспорта Д. стала необходимой для оперативного руководства сложным комплексом
технологич. процессов, взаимодействия отд. звеньев транспортных систем.
Примитивная диспетчерская служба уступила место совр. Д., основанной на
совершенных методах управления и контроля с применением новейших средств
связи, автоматики, пром. телевидения, телемеханики и вычислительной техники.
Д. стала одним из важнейших средств управления в пром-сти, энергетике,
на транспорте, в строительстве, с. х-ве, торговле и др. (см. Автоматизация
производства).



Структура Д. зависит от характера и масштаба
объекта управления. Простейшая в совр. понимании Д. осуществляется гл.
обр. с помощью диспетчерской двусторонней телефонной связи с объектами.
Небольшие предприятия, строит. площадки располагают обычно одним диспетчерским
пунктом.
На крупных объектах с разветвлённой или многоступенчатой структурой
(напр., энергосистема) действуют неск. местных диспетчерских пунктов и
один центральный, координирующий их деятельность.


Д. в энергетике осуществляет оперативное
управление электростанциями, подстанциями, линиями электропередачи и отд.
крупными установками потребителей. Диспетчерская служба призвана обеспечить
бесперебойность и надёжность работы энергосистемы, распределение электроэнергии
в соответствии с графиком нагрузки, поддержание установленных для энергосистемы
параметров (напряжение, частота в электросети, темп-pa и давление пара
и темп-pa воды в тепловых сетях), максимальную экономичность работы энергосистемы
в результате оптимального использования различных источников энергии: тепловых,
гидроэлектрич., атомных и др. электростанций, теплоэлектроцентралей, центральных
котельных и т. д. Диспетчер энергосистемы контролирует и координирует совместную
работу нескольких электростанций и электрических сетей в рамках одной энергосистемы.
В зависимости от масштаба системы управление ею может быть сосредоточено
на одном диспетчерском пункте либо на нескольких, деятельность к-рых координируется
с центрального диспетчерского пункта (см. Единая электроэнергетическая
система).
Любые изменения режима и состояния элементов энергосистемы
(включение и отключение линий электропередачи, остановка и пуск агрегатов
на электростанциях, покрытие пиковых нагрузок, доставка топлива, проведение
профилактич. работ и т. п.) возможны только с ведома и по указанию соответствующего
диспетчера. Информация о состоянии объектов поступает к диспетчеру от дежурных
операторов, инженеров, техников-смотрителей, контролёров либо собирается,
регистрируется и обрабатывается автоматизированными системами сбора и обработки
данных (см. Автодиспетчер).
Полученная информация отображается различными
средствами индикации и сигнализации на пульте диспетчера, на экранах контрольных
телевизионных установок и специализиров. устройств отображения. Диспетчерские
пункты крупных энергосистем, как правило, оснащаются электронными управляющими
машинами.


Пром. предприятия (группы предприятий)
с непрерывным производств. процессом, ход к-рого может быть описан математически,
используют логич. устройства или управляющие вычислит. машины для автоматич.
обработки поступающей информации. Несколько иные задачи Д. предприятий
с дискретным производств. процессом, гл. обр. потому что даже изделие средней
сложности содержит десятки, а иногда и тысячи деталей с различной технологией
изготовления. Математическое описание таких процессов с целью автоматизации
всего производств. цикла очень сложно. В этом случае в задачу диспетчерской
службы входит не только контроль работы конвейеров и поточных линий (выпуск
конечного продукта), но и обязательно координация деятельности всех участков,
цехов, отделов, лабораторий, складов, вплоть до вспомогат. служб, обеспечивающих
ритмичную, высокопроизводит. работу главного конвейера.


При производстве особо сложной продукции,
представляющей собой крупные агрегаты и пром. комплексы, в изготовлении
к-рых участвуют несколько самостоят. предприятий (смежных, кооперированных),
часто разных отраслей пром-сти при участии научно-исследовательских и проектных
организаций, возникла новая форма Д.- межзаводская. Такая диспетчерская
служба широко использует, наряду с обычной документацией и техникой, метод
сетевого планирования и управления. Одно из направлений развития Д. предусматривает
сочетание регулирования процессов с выбором оптимального распределения
операций по станкам, агрегатам, линиям, что позволяет снизить время переналадки
оборудования и повысить производительность труда. Любой перебой в произ-ве
фиксируется средствами Д., и ответственность за потери, связанные с нарушением
производств. процесса, возлагается на звенья, по вине к-рых возник этот
перебой. Дальнейшее совершенствование Д. позволит освободить руководителей
произ-ва (мастеров, начальников цехов) от трудоёмкой работы по обеспечению
произ-ва сырьём, материалами и полуфабрикатами, регулированию хода изготовления
продукции и т. п. и сосредоточить их внимание на работе с коллективом трудящихся,
решении технич., организационных и эконо-мич. задач.


Структура и организация диспетчерской службы
на автомобильном, воздушном, водном и ж.-д. транспорте вследствие специфики
отд. видов транспорта и различия в их технич. оснащённости значительно
отличаются от диспетчерской службы на пром. предприятии; имеет общую для
всех видов транспорта цель: обеспечить надёжность и бесперебойность перевозок
пассажиров и грузов. Особенность Д. на транспорте - непрерывное изменение
обстановки на линиях, на начальных и конечных пунктах, значит. изменяемость
графиков движения и загруженности транспортных средств в течение суток,
месяца, года, что связано с сезонностью в работе отд. отраслей пром-сти,
продолжительностью рабочего дня, периодом отпусков, дачным сезоном, загородными
поездками в выходной день, состоянием погоды на трассе и т. д. Осн. задачи
Д. на транспорте: непрерывный контроль состояния подвижного состава, его
технич. готовности, состояния графиков погрузочно-разгрузочных работ и
соблюдения расписания движения; обеспечение пассажиров билетами и необходимой
путевой информацией. На крупных ж.-д. узлах, в аэропортах, речных и морских
портах Д. предусматривает создание неск. диспетчерских пунктов, работа
к-рых координируется гл. диспетчером с центрального пункта, оснащённого
совр. средствами радио- и телефонной связи, автоматики, телемеханики и
вычислительной техники. Отд. диспетчерские пункты, как правило, организуют
в районе погрузочно-разгрузочных работ, при билетных кассах, в депо, гаражах,
на стоянках автобусов, при вспомогат. службах на пунктах связи и т. п.


Д. в строительстве осуществляется при помощи
совр. средств связи, автоматич. учёта и контроля. В задачи строит. диспетчерской
службы входят: контроль выполнения оперативных планов строительства и своевременного
обеспечения строительства рабочими, материалами, конструкциями, строит.
машинами, транспортом; согласование работы строит. участков и устранение
простоев рабочих и машин и др. неполадок. Диспетчерская система управления
строительством охватывает все элементы строит. произ-ва и его обслуживания.
Общая схема диспетчерской службы в строит. тресте включает гл. диспетчера
в центральном аппарате треста, участкового диспетчера в строит.-монтажных
управлениях и на участках, цеховых диспетчеров на производств. предприятиях,
трансп. и др. диспетчеров в обслуживающих хозяйствах. Каждый диспетчер
действует в пределах своего участка, общее оперативное руководство и контроль
в объёме всего треста осуществляются гл. диспетчером. Диспетчерские пункты
оборудованы совр. средствами связи, контроля, сбора и регистрации информации.
Здесь же сосредоточиваются все оперативно-учётные данные и имеется ряд
оперативных графиков и таблиц, по к-рым диспетчер может судить о состоянии
произ-ва на любой момент, комплексно охватывая весь ход работ по отд. строит.
участкам, управлениям и по тресту в целом.


Д. в сельском хозяйстве осуществляется
диспетчерской службой совхоза или колхоза и охватывает все производственные
участки х-ва, включая оперативное планирование, сбор и обработку производств.
информации, решение конкретных задач по материально-тех-нич. обеспечению,
устранение причин, нарушающих режим работы на полевых станах, фермах, в
звеньях и отделениях. В отд. крупных х-вах (отделениях, фермах, гаражах
и т. д.) в период напряжённых полевых работ могут создаваться диспетчерские
посты. Диспетчерский пункт обычно располагается в центральной конторе.
Д. в с. х-ве может охватывать целые р-ны и даже области для централизов.
контроля и управления с.-х. производством.


Лит.: Малов В. С., Мешков В. К.,
Диспетчерские пункты энергетических систем, М.- Л., 1955; Эйхенвальд А.
В., Сочинений А. Р., Оперативно-производственное планирование и диспетчирова-ние
на машиностроительном заводе, М., 1957; Буданцев Ю., Электронные помощники
диспетчера, М., 1963; Бабенко А. С., Диспетчерская служба в сельском хозяйстве,
М., 1967; Железные дороги, под ред. М. М. Филиппова, М., 1968; Технология
и организация строительного производства, под ред. И. Г. Галкина, М., 1969;
Вальденберг Ю. С., Белостоц-кий А. А., Абизов P.M., Вычислительная техника
на промышленном транспорте, М., 1970.


Г. И. Белов, С. Е. Каменицер,
Г. И. Попов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я