ДИПЛОМАТИЯ

ДИПЛОМАТИЯ официальная деятельность
глав государств, пр-в и специальных органов внешних сношений по осуществлению
целей и задач внешней политики гос-в, а также по защите интересов гос-ва
за границей. Служит интересам господствующих классов (в социа-листич. гос-ве
- интересам всех трудящихся). В лит-ре нередко принято определять Д. как
"науку о внеш. сношениях", как "искусство ведения переговоров" и т. п.
Слово "Д." происходит от греч. слова diploma (в Др. Греции этим словом
назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся
посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их
полномочия). Как обозначение гос. деятельности в области внеш. сношений
слово "Д." вошло в обиход в Зап. Европе в кон. 18 в. Основные формы дипломатич.
деятельности: дипломатич. конгрессы, конференции, совещания; дипломатич.
переписка посредством заявлений, писем, нот, меморандумов и т. п.; подготовка
и заключение междунар. договоров и соглашений; повседневное представительство
государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями; участие
представителей гос-ва в деятельности междунар. орг-ций; освещение в печати
позиции пр-ва по тем или иным междунар. вопросам. Междунар. право запрещает
вмешательство дипломатич. представителей во внутр. дела страны пребывания
(в практике империалистич. Д., в особенности в полуколониальных и зависимых
странах, это правило постоянно нарушается). Органы и ответственные лица,
несущие дипломатич. службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными
правами и дипломатич. привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатич.
персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатич. закрытой
связи, право подъёма флага гос-ва, таможенные привилегии и др.).


Орг-ция и методы Д. обусловливаются задачами
той внешней политики, к-рую эта Д. осуществляет. Характер дипломатич. деятельности
тесно связан с политич. строем и социальной природой гос-ва. В рабовладельч.
обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей
силы, доминировали воен. средства осуществления внеш. политики. Дипломатич.
связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, к-рые направлялись
в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.


В условиях феод, раздробленности получила
распространение "частная" Д. феод. суверенов, к-рые в промежутках между
войнами заключали мирные договоры, вступали в воен. союзы, устраивали династич.
браки. Широкие дипломатич. связи поддерживала Византия. В сер. 15 в. с
развитием междунар. отношений постепенно появляются постоянные представительства
гос-в за границей.


Д. бурж. общества во многом сходна с Д.
феод. эпохи, поскольку и та и другая являются Д. эксплуататорского гос-ва.


Вместе с тем Д. капиталистич. гос-в приобретает
нек-рые новые черты, определяемые целями их внешней политики: борьбой за
завоевание рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономич.
и политич. господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы
дипломатич. деятельности; она используется гос-вом для создания опоры среди
более широких кругов господствующего класса в иностранных гос-вах и в своей
собственной стране, для установления контактов с теми или иными политич.
партиями, с представителями прессы, становится более динамичной. На домонополистич.
стадии развития капитализма Д. играла важную роль в борьбе за осуществление
целей нек-рых антифеод., демократич. и на-ционально-освободит. движений,
в образовании нац. гос-в в Лат. Америке и на Балканах, в объединении Германии,
Италии. Однако основным назначением Д. крупных капиталистич. гос-в всегда
было обслуживание экспансионистских агрессивных целей.


В эпоху империализма бурж. Д. развитых
капиталистич. стран служит влиятельным группам капиталистич. олигархии.
В их интересах Д. наряду с воен. средствами использовалась в межимпе-риалистич.
борьбе за колонии, а после 2-й мировой войны 1939-45 используется для проведения
политики неоколониализма. Предоставление кабальных займов, финанс. и экономич.
"помощи" другим странам (напр., "дипломатия доллара" -один из методов внешней
политики США) применяется Д. империалистич. гос-в наряду с методами воен.-политич.
давления, шпионско-диверсионной деятельностью. Д. империалистич. гос-ва
часто использует внутр. борьбу в других странах в качестве предлога для
дипломатич. и воен. вмешательства во внутр. дела этих стран (вмешательство
США в 1954 во внутр. дела Гватемалы, в 60-х гг. 20 в.-попытки агрессии
США против Кубы, их интервенция в Индокитае и др.). Будучи глубоко антинародной
по своему характеру, бурж. Д. была и остаётся тайной Д.


Многообразны методы, применяемые империалистич.
Д. в отношениях с Сов. Союзом и с другими социалистич. странами: дипломатич.
подготовка антисоветской интервенции 1918-20, попытки добиться перерождения
Сов. власти методами экономич. давления (напр., на Генуэзской конференции
1922); политика "невмешательства", проводившаяся зап. дипломатией с целью
направить агрессию гитлеровской Германии против СССР, а с началом 2-й мировой
войны -вынужденная поддержка усилий по созданию антигитлеровской коалиции;
"холодная война" и политика "наведения мостов" с целью подрыва мировой
системы социализма; попытки использовать Лигу Наций против Сов. гос-ва,
а после 2-й мировой войны - Организацию Объединённых Наций против стран
социализма.


Советское гос-во с момента выхода на междунар.
арену противопоставило империалистич. Д. свою Д., целью к-рой является
обеспечение мира во всём мире, развитие человечества по пути прогресса.
Сов. Д. снискала уважение и поддержку широких слоев мировой прогрессивной
общественности (см. далее раздел Дипломатия в России и СССР).


Изменение соотношения сил между капиталистич.
и социалистич. системами в пользу системы социализма, рост демократич.
и социалистич. сил во всём мире, распад колон. системы империализма и образование
новых независимых гос-в побуждают бурж. Д. использовать всё более многообразные
приёмы в борьбе за сохранение позиций империализма. Всё более важное место
в деятельности современной бурж. Д. занимают идеологич. диверсии против
социалистич. гос-в, ведущиеся в самых различных формах с целью подрыва
социалистич. строя в этих гос-вах. Бурж. Д. широко использует пропаганду
антисоветизма, содействуя наращиванию воен. потенциала крупнейших капиталистич.
стран, развязыванию войн и созданию очагов военной опасности в различных
р-нах мира (на Бл. Востоке и др.). В то же время новая расстановка сил
на мировой арене, дипломатич. активность социалистических стран, прежде
всего СССР, заставляют бурж. Д. заключать соглашения, содействующие нек-рому
смягчению междунар. обстановки и урегулированию спорных вопросов. В бурж.
Д. всё более чётко выявляется борьба двух тенденций: к мирному урегулированию,
с одной стороны, и дальнейшему обострению междунар. напряжённости - с другой.


Бурж. Д. стремится удержать в фарватере
империализма внешнюю политику развивающихся стран. Этой политике противостоит
Д. тех развивающихся стран, особенно стран социалистич. ориентации, к-рые
направляют свои усилия на укрепление независимости и, преодолевая трудности,
освобождаются от остатков экономич. и политич. подчинения силам империализма.


Формы и методы Д. Сов. Союза и др. социалистич.
гос-в определяются теми внешнеполитич. задачами, к-рые они ставят. Важнейшие
из них - обеспечение мирных условий для построения ком-мунистич. общества
в СССР, укрепление мировой системы социализма, всемерная поддержка освободит.
борьбы народов. Одной из основ внешней политики социалистич. стран является
ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различными социально-политич.
системами. В основу отношений социалистич. стран между собой положен принцип
социалистич. интернационализма, братского союза и взаимопомощи. Не нуждаясь
в какой-либо маскировке своих целей, социалистич. страны отвергают тайную
Д. Будучи глубоко принципиальной, социалистич. Д. отличается в то же время
гибкостью, стремлением идти на определённые компромиссы в интересах укрепления
сил социализма и демократии, упрочения мира и безопасности. Д. социалистич.
гос-в постоянно разоблачает агрессивные замыслы империалистич. пр-в и маскирующие
их дипломатич. манёвры.


Лит.: История дипломатии, 2 изд.,
т. 1 - 3, М,, 1959 -65; Тарле Е. В., О приемах буржуазной дипломатии, в
кн.: История дипломатии, т. 3, М. - Л., 1945, с. 701 - 64; Левин Д. Б.,
Дипломатия. Ее сущность, методы и формы, М., 1962; Дипломатия современного
империализма. Люди, проблемы, методы, М., 1969; БлищенкоИ. П., Дурденевский
В. Н., Дипломатическое и консульское право, М., 1962; Н и-кольсон Г., Дипломатия,
пер. с англ., М., 1941; его же, Дипломатическое искусство, пер. с англ.,
М., 1962; Камбон Ж., Дипломат, пер. с франц., М., 1946; Зал-лет Р., Дипломатическая
служба, пер. снем.,М., 1956; Сатоу Э., Руководство по дипломатической практике,
пер. с англ., М., 1961; Grаnеt P., L'evolution des methodes diplomatiques,
P., 1939; Niсоlson H., The evolution of diplomatic method, 3 ed., N. Y.,
1954; Wright Q., The study of international relations, N. Y., 1955; см.
также лит. к разделу Дипломатия в России и СССР. А. И. Иойрыш.

Дипломатия <в России и СССР. Д.
в России зарождается в период становления древнерусского государства -
Киевской
Руси.
Её договоры с соседними странами регламентировали вопросы войны
и мира, торговли, положения иностранцев и др. Киевская Русь обменивалась
с соседними гос-вами посольствами, важное место в её Д. занимали брачные
контракты с правящими домами Франции, Чехии, Норвегии, Польши и др. В период
феод, раздробленности рус. княжества обменивались посольствами между собой
и с соседними гос-вами. Практиковались съезды князей, смешанные комиссии
для разбора пограничных конфликтов, арбитраж и посредничество. В 13 - 1-й
пол. 15 вв. международные отношения Руси осуществлялись с Золотой Ордой,
Византией, Литвой, прибалтийскими княжествами. Активную дипломатич. деятельность
вели Александр Невский и Иван I Данилович Калита. В Моск. гос-ве Д. развивалась
успешно при Иване III (1440-1505). В России при Иване IV (1530-84) учреждён
Посольский
приказ
(1549), установлены дипломатии, ранги и выработан сложный дипломатич.
церемониал. В этот период деятельность рус. дипломатов способствовала образованию
и укреплению рус. централизованного гос-ва. Активную дипломатич. деятельность
вёл Петр I (1672-1725). При нём была учреждена Коллегия иностранных
дел
(1717), заменившая Посольский приказ. В 1802 было учреждено Мин.
иностр. дел. С конца 19 в. получил развитие ин-т консулов. Д. 18-19 и нач.
20 вв. в осн. служила великодержавным целям рус. царизма, интересам дворян,
помещиков, купцов и капиталистов.


Великая Окт. социалистич. революция положила
начало новой, социалистич. Д. Сов. гос-ва. Первым декретом и первым дипломатич.
документом Сов. власти был Декрет о мире [26 окт. (8 нояб.) 1917]. В нём
была выдвинута программа всеобщего демократич. мира и новых междунар. отношений
- без аннексий и контрибуций, без порабощения народов, терр. захватов и
тайной Д., на основе уважения права наций на самоопределение. Выдающуюся
роль в разработке принципов сов. Д. и в организации сов. дипломатич. службы
сыграл В. И. Ленин. 30 июня 1918 на совещании у Ленина были разработаны
вопросы организации и функций НКИД и зарубежных представительств Сов. гос-ва.
В условиях разделения мира на две общественные системы - социалистич. и
капиталистическую, сов. Д. стала осуществлять ленинскую политику мирного
сосуществования гос-в с различным общественным строем. Сов. Д. добилась
заключения Брестского мира в 1918 и выхода из империалистич. войны. Достижениями
сов. Д. были результаты Генуэзской конференции и заключение Раппаль-ского
договора с Германией в 1922, благодаря к-рым сов. Д. удалось прорвать антисов.
фронт капиталистич. гос-в, пытавшихся установить дипломатич. изоляцию Сов.
гос-ва.


В 20-30-х гг. сов. Д. сумела добиться признания
Сов. гос-ва большинством капиталистич. стран. Она успешно вела борьбу за
обеспечение наиболее благоприятных внешнеполитич. условий для социалистич.
строительства. В сложной междунар. обстановке боролась за установление
прочного мира, против развязывания войны со стороны империалистич. держав,
выступая в Лиге Наций с предложениями по всеобщему и полному разоружению,
созданию коллективной безопасности. В годы 2-й мировой войны 1939-45 сов.
Д. проявила инициативу и добилась создания антигитлеровской коалиции, к-рая
имела огромное значение для победы над фаш. Германией и милитаристской
Японией. Сов. Д. внесла большой вклад в определение основ после-воен. мира,
что нашло своё выражение в Уставе ООН, в послевоенных мирных договорах
и в системе мирного урегулирования.


С возникновением других социалистич. гос-в
сов. Д. оказала значительное влияние на укрепление и развитие социалистич.
международных отношений и социалистич. международного права, регулирующего
отношения между социалистич. странами. Это нашло выражение в системе двусторонних
договоров между ними (напр., договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи)
и в создании международных организаций социалистич. стран - прежде всего
Совета эко-номич. взаимопомощи (1949) и организации стран Варшавского договора
(1955). Обеспечение единства социалистич. стран, совместная защита и укрепление
суверенитета и независимости этих стран, дальнейшее развитие отношений
между ними на основе социалистич. интернационализма составляют содержание
Д. СССР в отношениях с др. социалистич. странами.


Д. Сов. гос-ва в послевоен. годы продолжала
осуществлять принцип мирного сосуществования гос-в с различным обществ.
строем. Сов. Д. использовала всевозможные междунар.-правовые формы и средства
борьбы за мир: договоры о дружбе и союзе, пакты о ненападении и нейтралитете,
договоры о взаимной помощи, об экономич. сотрудничестве, участие в междунар.
орг-циях, конференциях по разоружению, в создании системы коллективной
безопасности и т. п. Сов. пр-во выступало вместе с пр-вами других социалистич.
стран с инициативой всеобщего и полного разоружения, с предложением о создании
системы ев-роп. безопасности, системы безопасности в Азии. Советская Д.
сыграла огромную роль в заключении договоров о запрещении испытаний ядерного
оружия в космич. пространстве, в воздухе и под водой (1963), договора о
принципах деятельности гос-в по исследованию и использованию космич. пространства
(1967), договора о нераспространении ядерного оружия (1969) и др.


Сов. Д. добилась серьёзных успехов в разрядке
междунар. напряжённости и развитии отношений мирного сосуществования с
капиталистич. гос-вами [напр., отношения СССР с Афганистаном, Италией,
Ираном, Францией и др.; заключение договора с ФРГ (1970); заключение четырёхстороннего
соглашения по Зап. Берлину (1971).


Сов. Д. оказывает помощь нац.-освободит.
движению, молодым независимым гос-вам Азии, Африки и Латинской Америки.
По инициативе сов. Д. Генеральной Ассамблеей ООН приняты Декларация о предоставлении
независимости колониальным странам и народам (1960), Декларация о невмешательстве
во внутр. дела гос-в и народов, об ограждении их независимости и суверенитета
(1965) и т. д. Сов. Д. поддерживает героич. борьбу народов Индокитая против
агрессии США, борьбу арабских народов против агрессии Израиля и т. п.


Теоретич. основой сов. Д. является марксистско-ленинское
понимание междунар. обстановки, законов обществ. развития, законов клас.
борьбы, марксистский анализ соотношения внутр. и междунар. сил с учётом
нац. и ист. особенностей развития каждой страны. Для Д. Сов. гос-ва характерны:
принципиальность, целеустремлённость и в то же время гибкость и манёвренность;
стремление решать спорные вопросы мирными средствами, путём переговоров,
на основе уважения суверенитета, невмешательства во внутр. дела, уважения
терр. целостности; верность взятым на себя обязательствам; уважение принципа
равноправия и самоопределения наций; широкое сотрудничество в целях развития
и укрепления независимости гос-в; осуществление принципов мира и мирного
сосуществования с гос-вами другой социально-эконо-мич. системы; помощь
и защита интересов гос-в, возникших в результате нацио-нально-освободит.
движения; борьба против империализма и колониализма во всех его проявлениях.


Дипломатич. связи со странами социалистич.
содружества Сов. Союз осуществляет на основе принципа социалистич. интернационализма
и братского сотрудничества во имя общих целей, при полном уважении суверенных
прав и нац. интересов каждой социалистич. страны.


Методы сов. Д. разнообразны и определяются
её сущностью. Это прежде всего: наступательный характер сов. Д. в борьбе
за укрепление и развитие мирных отношений, выражающийся в серии конструктивных
предложений; использование компромиссов в интересах мира и мирного сосуществования,
но не затрагивающих самой природы социалистич. строя, коммунистич. идеологии;
широкое использование метода переговоров; координация дипломатич. действий
между социалистич. гос-вами; использование междунар. орг-ций в целях сотрудничества
и развития мирных отношений и отношений мирного сосуществования в интересах
нар. масс всех стран.


Особенностью сов. Д. является организация
общественного мнения, объединение сил, борющихся против войны за поддержание
и укрепление мира, разоблачение и борьба с агрессией, против агрессивных
сговоров и объединений. Сов. Д. прилагает активные усилия к претворению
в жизнь принципа мирного сосуществования, развитию торговли, экономич.,
науч. и культурных связей со странами, к-рые проявляют готовность к этому.


Успехи сов. Д. определяются руководством
Коммунистич. партии Сов. Союза, к-рая разрабатывает научно обоснованные
направление, содержание и методы сов. Д. В Программе КПСС подчёркивается,
что гл. целью своей внешнеполи-тич. деятельности КПСС считает обеспечение
мирных условий для построения коммунистич. общества в СССР, развитие мировой
системы социализма и, вместе со всеми миролюбивыми народами, использование
всех средств для избавления человечества от мировой истребительной войны.
Для сов. Д. большое значение имеют решения 24-го съезда КПСС (1971), в
к-рых выдвинута программа борьбы против империалистич. агрессии, за мир,
междунар. безопасность и сотрудничество народов.


В 1971 гос. интересы СССР за границей в
политич. области были представлены 144 посольствами и консульствами; СССР
участвовал в работе св. 400 междунар. орг-ций; подпись представителей Сов.
Союза стояла более чем под семью тысячами действующих договоров и соглашений.


Лит.: История дипломатии, 2 изд.,
т. 1 -3, М., 1959-65; История международных отношений и внешней политики
СССР. 1917 -1967 гг. Сб. документов, т. 1 - 3, М-,1967; 50 лет борьбы СССР
за разоружение. 1917 -1967. Сборник документов, М., 196/; О современной
советской дипломатии. Сборник статей, М., 1963; Зорин В. А., Основы дипломатической
службы, М., 1964; Бахов А. С., На заре советской дипломатии. Органы советской
дипломатии в 1917 -1922 гг., М., 1966; Выгодский С. Ю., У истоков советской
дипломатии, М., 1965; Ковалев А. Г., Азбука дипломатии, 2 изд., М., 1968;
Блищенко И. П., Внешние функции социалистического государства, М., 1970;
Международные отношения. Библиографический справочник. 1945-1960, сост.
В. Н. Егоров, М., 1961. И. П. Блищенко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я