ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502,
по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал гл. обр.
в Москве и среднерус. монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им
совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам
(фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467
и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Моск. Кремля, 1481; иконы
и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколам-ском монастыре,
после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования
рус. централизованного гос-ва во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось
значение церк. догм, когда гос-во, стремившееся использовать иск-во для
укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной
регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с иск-вом эпохи Андрея
Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности,
перед к-рыми несколько отступает психологич. выразительность образов. Иконам
Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными
фигурами, присущи нарядность и торжественность ["Богоматерь Одигитрия",
1482, "Спас в силах", "Распятие", обе 1500,- все три в Третьяковской гал.;
иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02 (по другим исследованиям -1502-03),
совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, гл. обр. в Рус. музее в Ленинграде
и в Третьяковской гал. ]. Д. приписывают также иконы "Митрополит Пётр в
житии" (Успенский собор Моск. Кремля), "Митрополит Алексий в житии" (Третьяковская
гал.) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова
монастыря близ г. Кириллова (1500-02, по др. исследованиям-1502-03) принадлежат
к числу наиболее совершенных образцов ср.-век. рус. монументального иск-ва,
где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные
и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой
и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными
тяжести фигурами и холодной колористич. гаммой, в к-рой преобладают светлые
оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного
и праздничного иск-ва Москвы, позже ставшего общерусским.


Дионисий. "Встреча Марии и Елизаветы".
Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовой монастыре.
1500-02 или 1502-03.


Илл. см. на вклейке к стр. 288.


Лит.: История русского искусства,
т. 3, М., 1955, с. 482-531; Дан ил о в а И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря,
М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, "Византийский временник",
т. 31, М., 1971, с. 175-187; Dani1оwa I. J., Dionissi,Dresden, 1970. Н.
К. Голейзовский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я