ДИЗЕЛЬ

ДИЗЕЛЬ (Diesel) Рудольф (18.3. 1858,
Париж, - 29.9.1913), немецкий инженер, известен как создатель двигателя
внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (см. Дизель). В
1878 окончил высшую Политехнич. школу в Мюнхене. В патентах 1892 и 1893
Д. выдвинул идею создания двигателя внутр. сгорания, работающего по циклу,
близкому к идеальному Карно циклу, в к-ром наивысшая темп-pa достигалась
сжатием чистого воздуха до 25 Мг/м2 (250 кгс/см2).
В
1897 в Аугсбурге Д. построил двигатель, основанный на принципе предварительного
сжатия воздуха и самовоспламенения топлива, подаваемого в цилиндр в конце
такта сжатия. Двигатель отличался сравнительно высоким кпд, но работал
на дорогостоящем керосине, имел ряд конструктивных дефектов. После некоторых
усовершенствовании, внесённых в 1898-99, двигатель стал надёжно работать
на дешёвом топливе -нефти и получил широкое распространение в пром-сти
и на транспорте (см. Автомобильный двигатель, Судовой двигатель, Тракторный
двигатель, Дизельная электростанция).
Д. утонул в Ла-Манше.


Соч.: Theorie und Konstruktion eines ra-tionellen
Warmemotors zum Ersatz der Dampf-maschinen und der heute bekannten Ver-brennungsmotoren,
В., 1893; Die Entstehung des Dieselmotors, В., 1913.


Лит.: Радциг А. А., История теплотехники,
М.- Л., 1936; Гумилевский Л. И., Рудольф Дизель. [Биографический очерк],
М.- Л., 1938.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я