ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА художественно
оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художеств.
жанров филос., ре-лиг., моральные и науч. знания и идеи. В эпохи идеологич.
нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм), напр, в первобытном
искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания
и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения спец. форм науч.
и филос. изложения, и особенно в новое время, художеств, форма в Д. л.
становится, по словам Г. Гегеля, лишь "прикрасой", придающей "радостный
характер серьёзному и сухому поучению".


Печать синкретизма сохраняют образцы собственно
Д. л.: в античности -морально-земледельч. эпос "Труды и дни" Гесиода, филос.
поэма Лукреция "О природе вещей", послание Горация "Наука поэзии"; в Древнем
Китае - филос. поэма Лао-цзы "Дао дэ цзин", в Иране - трактаты Зороастра,
на Руси - "Поучение Владимира Мономаха". Наряду с чисто Д. л. в древности
и ср. века создавались многочисленные произведения и даже спец. жанры,
проникнутые в той или иной мере дидактикой религ., нравств. и филос. характера
(напр., диатриба, притча, аполог, гномы, моралите, миракль; инд.
сборник басен, сказок, притч "Панчатантра"; "Спор с богом" перс,
поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактич. поэзии прибегали
Н. Буало ("Поэтическое искусство"), А. Поп ("Опыт о человеке"), И. В. Гёте
("Метаморфоза растений"), М. В. Ломоносов ("Письмо о пользе стекла"). С
19 в. понятие "дидактическое" применительно к искусству стало истолковываться
в отрицат. смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).

Д. П. Муравьёв.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я