ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (позднелат. diversificatio
- изменение, разнообразие, от лат. diversus - разный и facio - делаю),
одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы
проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров
и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. В основе Д. -стремление
капиталистических фирм устоять в условиях неравномерного развития экономики:
быстрого роста одних отраслей, упадка или стагнации (застоя) других. Наибольшее
развитие процесс Д. получил начиная с середины 50-х гг. 20 в. Д. развивается
в промышленности, на транспорте, в строительстве, финанс. сфере США, стран
Зап. Европы, Японии. Характер Д. определяется социально-экономич. особенностями
данной страны. Вместе с тем на её развитие влияют и нек-рые общие факторы
(относящиеся ко всем странам): научно-технич. революция, борьба за высокие
прибыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений,
милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технич.
прогресса. В результате Д. фирмы, и в особенности монополии, приобретают
многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее
прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами -электронику, химию.
Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства -
производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает
расходы этих компаний, в частности и на исследования, к-рые часто приводят
к изобретениям, далёким от специализации фирм. Перелив капиталов из менее
доходных отраслей в более рентабельные происходит через Д., минуя традиционный
рынок капитала. Фупчция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые,
диверсифицируя своё производство, пытаются застраховать себя от возможных
неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей. Процесс
Д. ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний; число
таких поглощений в США в 1968 (2268) в 8 раз превысило среднее число их
за 1950-54. Большинство из них носило конгломератный характер. Концерны
США проникают в сферу услуг, в строительство, торговлю земельными участками,
в издательское дело, участвуют в разработке системы обучения, купле-продаже
информации, сдают оборудование в аренду. Рассчитывая получить гос. заказы,
они берутся за проектирование работ по сносу трущоб, планировке городов,
за очистку воздуха и воды населённых мест и др. Под влиянием Д. структура
фирм меняется: из специализированных они превращаются в многоотраслевые
комплексы. Так, стальные фирмы производят, помимо стали, другие металлы
и материалы, прежние производители жестяных банок изготовляют тару из разнообразных
материалов. Нек-рые фирмы ставят своей задачей внедрять новую технику,
заниматься изобретательством и использовать изобретения.


В результате поглощения большого числа
компаний в США образовались крупные фирмы - конгломераты, состоящие из
предприятий, не имеющих между собой никаких функциональных связей. Возникновение
их связано с различного рода спекуляциями, аферами и махинациями, в к-рых
участвовали многие банки и взаимные фонды. Кризис, разразившийся в 1969,
сказался на конгломератах, вынудив их распродать часть своих активов. Н.
И. Многолет.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я