ДИАТОНИКА

ДИАТОНИКА (от греч. diatonikos,
букв.- растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от dia - через, вдоль
и tonos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены
по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные
лады,
включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор)
и эолийский (натуральный минор).


К области Д. принадлежат также лады и ладовые
образования, к-рые могут трактоваться как часть диатонич. звукоряда - пентатоника,
средневековые
гексахорды,
ряд
тетрахордов и три-хордов.
Все такие лады состоят только из
тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды,
к-рые могут быть образованы из звуков диатонич. ладов.


Д. составляет основу ладового мышления
в нар. и проф. европ. музыке. В более широком смысле к Д. относят любые
лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений осн.
ступеней. Это условно-диатонич. лады (гармонич. и мелодич. минор и
мажор
и
др.), переменно-диатонич. лады. В нек-рые из этих ладов наряду с тонами
и полутонами входит и увелич. секунда.


Недиатонич. элементы могут образовываться
не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных
диатонич. элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника).
Ладогармонич. мышление совр. композиторов часто бывает полидиато-ничным.


Лит.: Катуар Г. Л., Теоретический
курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Сохор А., О природе и выразительных возможностях
диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. - Л., 1965;
Тюлин Ю.Н., Учение о гармонии, 3 изд., М., 1966; Переверзев Н., Проблемы
музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии,
М., 1969; Б е р к о в В. О., Гармония, 2 изд., М., 1970; Vincent J., The
diatonic modes in modern music, Berk.-Los Ang., 1951. Ю. Н. Холопов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я