ДИАЛОГ

ДИАЛОГ (от греч. dialogos - разговор,
беседа), диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуа-тивностью
(зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью
предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности
(незапланированным характером). Д. противопоставляется монологу. 2)
Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредств.
общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования
стимулирующих и реагирующих реплик. К осн. языковым особенностям Д. относятся:
обилие вопросит, и побудит, предложений среди стимулирующих реплик, наличие
повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксич. неполнота,
компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросит, реплики:
"А я откуда знаю?", "Откуда мне знать?", "А я знаю?", "Почему я знаю?"
- эквивалентные отрицат. ответу - "Я не знаю".


Д. в литературе и театре. Особенности художественно
обработанной диалогич. речи (или Д.) связаны с родом и жанром. В эпич.
прозе Д. непременно соотнесён с авторской речью, движущей и контролирующей
повествование, и нередко сопровождается изобразительным или оценочным авторским
комментарием. Проза не сразу достигла органической слитности повествования
с Д., к-рый первоначально вклинивался в авторскую речь в виде драматизиров.
кусков (напр., в рус. прозе 18 в.- повесть Н. М. Карамзина "Наталья боярская
дочь"). Реалисты 19 в. овладевают средствами естеств. включения Д. в повествование,
у них Д. наряду с авторским описанием приобретает важнейшую характерологич.
роль; в него широко вводятся экспрессивные, социально и индивидуально окрашенные
элементы. В романах Ф. М. Достоевского Д. получает особую конструктивную
и идеологич. нагрузку как средство само-сознат. становления персонажа (см.
кн. М. Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского", 1963). В прозе 20 в. Э.
Хемингуэй создал новую форму поэтически напряжённого Д. с известной долей
стилизации и упором на подтекст реплик.


В драме Д.- осн. способ изображения характеров
и развития сюжета. От Д. в прозе он отличается обязат. действенностью,
целенаправленно выявляющей конфликтные отношения персонажей, и ориентацией
на устное, сценич. воспроизведение. Драматич. Д. (наряду с ремаркой) берёт
на себя описат. и пояснит, функции авторской речи. В ходе ист. развития
драмы Д. получает преобладающее место в сравнении с монологом (главенствовавшем
в строе антич. трагедии) и существенно меняет структуру - от "диалогизированных
монологов" героев классицистич. пьес в сторону всё большей естественности
и насыщения невысказанным подтекстом, к-рый движет действие. В пьесах
А. П. Чехова Д. обогащается перекличкой лирич. тем, внутренне объединяющих
реплики. Д. как форма развития драматич. действия представляет собой основу
театрального искусства.


Д. существует и как самостоят, лит.-публицистич.
жанр, развитый уже в античности (филос. диалоги Платона, са-тирич. диалоги
Лукиана), а затем в эпоху Реформации и Просвещения (напр., "Племянник Рамо"
Д. Дидро). В России форму публицистич. Д. использовал В. Г. Белинский.


Лит.: Якубинский Л. П., О диалогической
речи, в кн.: Русская речь. Сб. статей, т. 1, П., 1923; Винокур Т. Г., О
некоторых синтаксических особенностях диалогической речи, в кн.: Исследования
по грамматике русского литературного языка, М., 1955; ШведоваН. Ю., Очерки
по синтаксису русской разговорной речи, М., 1960, с. 280 - 352; Волошинов
В. Н., Марксизм и философия языка, М., 1930; Виноградов В. В., О художественной
прозе, М.-Л., 1930; Волькенштейн В. М., Драматургия, М., 1960.

Н. Д. Арутюнова, М. Омарова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я