ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА [греч. dialektike (techne)
- искусство вести беседу, спор, от dialegomai - веду беседу, спор], учение
о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутр. источник
к-рых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом
смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому
способу мышления, к-рый рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые
друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д.- это учение о развитии
в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение
об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся
материи. В истории Д. выделяются следующие осн. этапы: стихийная, наивная
Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистич. Д. нем.
классич. философии; Д. рус. рево-люц. демократов 19 в.; марксистско-ленинская
материалистич. Д. как высшая форма совр. Д. В философии марксизма получило
научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма
и Д.


Диалектич. мышление имеет древнейшее происхождение.
Древневост., а также антич. философия создали непреходящие образцы диалектич.
воззрений. Антич. Д., основанная на живом чувств. восприятии материального
мира, уже начиная с первых представлений греч. философии, формулировала
понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в
себе противоположности. Философы ранней греч. классики говорили о всеобщем
и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого
и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это
была универсальная Д. движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость
вещей как результат превращения какого-нибудь одного осн. элемента (земля,
вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Д.
тождества и различия. Гераклит и др. греч. натурфилософы дали формулы
вечного становления, движения как единства противоположностей .


Аристотель считал первым диалектиком Зенона
Элейского.
Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и
множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита
и элеатов в дальнейшем возникла чисто отриц. Д. у софистов, к-рые
в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий
увидели относительность человеч. знания и доводили Д. до крайнего скептицизма,
не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории Д. велика.
Именно они, отойдя от Д. бытия ранней классики, привели в бурное движение
человеч. мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины
в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными
мыслит, понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной,
разговорной теории Д., внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать
всю антич. философию и свойственную ей Д.


Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий,
или идей, как особую самостоят, действительность, Платон под Д.
понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ)
и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно
сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при
помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные
образцы этого рода античной идеалистич. Д. содержатся в диалогах Платона.
У Платона даётся Д. пяти основных категорий: движения, покоя, различия,
тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в
качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая
вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся
и подвижной в самой себе и относительно всего другого.


Аристотель, превративший платоновские
идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции
и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил Д. дальше. Аристотель
в учении о четырёх причинах - материальной, формальной, движущей и целевой-утверждал,
что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо
и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перво-двигателе, к-рый
мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом,
есть фрагмент всё той же Д. Называя "диалектикой" учение о вероятных суждениях
и умозаключениях или о видимости, Аристотель даёт здесь Д. становления,
поскольку сама возможность только и возможна в области становления. Ленин
говорит: "Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля
- а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит
вопрос именно о диалектике) сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски,
колебания, приемы постановки вопросов" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29,
с. 326).


Стоики определяли Д. как "науку правильно
беседовать относительно суждений в вопросах и ответах" и как "науку об
истинном, ложном и нейтральном", о вечном становлении и о взаимном превращении
элементов и т. п. Сильно выражена тенденция к материалистич. Д. у атомистов
(Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов
есть диалектич. скачок, поскольку каждая вещь несёт с собой новое качество
в сравнении с теми атомами, из к-рых она возникает.


В неоплатонизме (Плотин, Прокл и
др.) вполне диалектична осн. иерархия бытия: единое, числовая раздельность
этого единого; качеств, наполненность этих первочисел, или мир идей; переход
этих идей в становление и т. д. Важна, напр., концепция раздвоения единого,
взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности
космоса, о становлении и др. Диалектич. концепции неоплатонизма часто даются
в форме мистич. рассуждений и схоластич. систематики.


Господство монотеистич. религий в ср. века
перенесло Д. в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались
при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте.
У Николая Кузанского идеи Д. развиваются в учении о тождестве
знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении,
о совпадении противоположностей, о любом в любом и т. д.


Дж. Бруно высказывал идею и о единстве
противоположностей, и о тождестве минимума и максимума, и о бесконечности
Вселенной (трактуя, что её центр находится повсюду, в-любой её точке) и
т.д.


В философии нового времени учения Р. Декарта
о
неоднородном пространстве, Б. Спинозы о мышлении и материи или о
свободе и необходимости, Г. Лейбница о присутствии каждой
монады
во
всякой др. монаде несомненно содержат в себе диалектич. построения.


Классическую для нового времени форму Д.
создал нем. идеализм, начавший с её негативной и субъективистской трактовки
у И. Канта и перешедший через


И. Фихте и Ф. Шеллинга к
объективному идеализму Г. Гегеля. У Канта Д. является разоблачением
иллюзий человеч. разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания.
Т. к. науч. знанием, по Канту, является только знание, к-рое опирается
на чувств, опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума
(бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то Д., по Канту,
и обнаруживает те неминуемые противоречия, в к-рых запутывается разум,
желающий достигнуть абсолютной цельности. Эта чисто негативная трактовка
Д. у Канта имела огромное историч. значение, т. к. она обнаружила в человеч.
разуме его необходимую противоречивость. А это в дальнейшем привело к поискам
путей преодоления противоречий разума, что и легло в основу Д. в позитивном
смысле.


У Гегеля Д. охватывает всю область действительности,
начиная от чисто логич. категорий, переходя далее к сферам природы и духа,
и кончая категориальной диалектикой всего историч. процесса. Гегелевская
Д. представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная
картина общих форм движения (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 19).
Гегель делит Д. на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и
самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях
качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает
то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда
рождается категория сущности бытия; диалектич. синтез исходной сущности
и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у
него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель
исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе
одинаково и бытие, и сущность. Это - понятие. Гегель является абсолютным
идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия,
и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и
как абсолютную идею.


Домарксистская Д. выступала, т. о., как
общее становление материи, природы, общества, духа (греч. натурфилософия);
как становление этих областей в виде логич. категорий (платонизм, Гегель);
как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики);
как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью
(Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях,
суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематич. разрушение всех
иллюзий человеч. разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности
и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистич. (Фихте),
объективистич. (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная
в становлении категорий.


В 19 в. к материалистич. Д. подошли русские
революц. демократы - В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г, Чернышевский.
В отличие от Гегеля, из идей вечного движения и развития они делали революц.
выводы: Д. была для них "алгеброй революции" (см. А. И. Герцен, Собр. соч.,
т. 9, 1956, с. 23). Бурж. философия после Гегеля отказывается от тех достижений
в области Д., к-рые имелись в прежней философии. Диалектина Гегеля отвергается
рядом философов как "софистика", "логическая ошибка" и даже "болезненное
извращение духа" (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве
марбургской
школы (Ко-ген, Наторп) Д. "абстрактных понятий" подменяется "логикой математич.
понятия о функции", что приводит к отрицанию понятия субстанции и "физич.
идеализму". Неогегельянство приходит к т. н. "отрицательной диалектике",
утверждая, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют
о нереальности, "кажимости" их объектов. Единство противоположностей заменяется
единством сосуществующих дополнительных элементов ради достижения цельности
знания (Ф. Брэдли). Д. выступает также как совмещение противоположностей
при помощи чистой интуиции (Б. Кроче, Р. Кро-нер, И. А. Ильин). У А. Бергсона
выдвигается требование иррационалистич. и чисто инстинктивного совмещения
противоположностей, трактуемого как "чудо". В экзистенциализме (К. Ясперс,
Ж. П. Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее случайная
структура сознания. Природа рассматривается как область "позитивистского
разума", тогда как общество познаётся "диалектич. разумом", к-рый черпает
свои принципы из человеч. сознания и индивидуальной практики человека.
Др. экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Бубер) теологически трактуют Д. как
систему вопросов и ответов между сознанием и бытием. Идеи "негативной"
Д., понимаемой как тотальное отрицание действительности, не приводящее
к новому синтезу, развивают Т. Адорно и Г. Маркузе.


Последовательно материалистич. истолкование
Д. было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом - основеположниками учения диалектического
материализма. Критически переработав достижения предшествующей Д., К. Маркс
и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политич.
экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения.
Выдающийся вклад в развитие материалистич. Д. принадлежит В. И. Ленину.
Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистич. Д. как учение
о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.


Материалистич, Д. выражается в системе
категорий и законов. Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс писал: "Главные
законы: превращение количества и качества - взаимное проникновение полярных
противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до
крайности,- развитие путем противоречия, или отрицание отрицания,-спиральная
форма развития" ("Диалектика природы", 1969, с. 1). Среди всех законов
Д. особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, к-рый
В. И. Ленин назвал ядром Д.


Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл
одним из осн. принципов Д. Отсюда методологич. вывод: чтобы действительно
знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосре-дования.
Характеризуя Д. как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие, как бы повторяющее
пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе
(„отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой
линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; -„перерывы
постепенности"; превращение количества в качество;-внутренние импульсы
к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций,
действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного
общества;- взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон
каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс
движения,- таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного
(чем обычное) учения о развитии" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55).


Диалектич. концепция развития, в противоположность
метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство
противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности
и взаимоотношение между ними. Д. видит в противоречии источник самодвижения
материального мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая единство субъективной
и объективной Д., диалектич. материализм отмечал, что Д. существует в объективной
действительности, а субъективная Д.- отражение объективной Д. в человеческом
сознании: Д. вещей создаёт Д. идей, а не наоборот. Д.- это учение об относительности
бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеч. знания. Материалистич.
Д.- последовательное критическое и революц. учение, она не терпит застоя,
не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает
исторически преходящий характер всех форм обществ, жизни. Неудовлетворённость
достигнутым - её стихия, революц. активность - её суть. "Для диалектической
философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого.
На всем ц во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может
у стоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения,
бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым
отражением этого процесса в мыслящем мозгу" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276).


Сознательное применение Д. даёт возможность
правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость,
изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только
диалектико-материа-листич. подход к анализу явлений природы, обществ, жизни
и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие
силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его
созидания. Д. несовместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный
диалектич. метод познания является революционным, ибо признание того, что
всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения
всего отжившего, мешающего историч. прогрессу. Подробнее о законах и категориях
материалистич. Д. см. в ст. Диалектический материализм.


Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Э н-гельс Ф., Анти-Дюринг,
там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Л е-нин В. И., Материализм
и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 3, § 3; его же,
Философские тетради, там же, т. 29; Копнин П. В., Диалектика как логика,
К., 1961; Кедров Б. М., Единство диалектики, логики и теории познания,
М., 1963; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1971; Cohn J., Theorie
der Dialektik, Lpz., 1923; Marck S., Die Dialektik in der Philosophic der
Ge-genwart, Tl 1 - 2, Tubingen, 1929 - 31; H e i s s R., Wesen und Formen
der Dialektik, Koln - В., 1959; Goldmann L., Recherches dialectiques, P.,
1959; A d о r-n о Т h. W., Negative Dialektik, Fr./M., 1966. См. также
лит. к ст. Диалектическая логика, Диалектический материализм.

А. Ф. Лосев,. А. Г. Спиркин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я