ДЖАЗ

ДЖАЗ (англ, jazz), род профессионального
муз. искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов
двух муз. культур - европейской и африканской, осуществлённого неграми
США. Афр. элементы - полиритмичность, многократная повторяемость осн. мотива,
исполнение по схеме "зов и ответ", вокальная экспрессивность, импровизационность
- вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского муз. фольклора-обрядовыми
плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово * Д." первоначально
в сочетании "джаз-банд" стало применяться в сер. 1-го десятилетия 20 в.
в Юж. штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими
ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса,
ударных и фп.) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов
и популярных европ. песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих
к нью-орле-анскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер,
кларнетист Дж. Доде, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др.
Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, т. н. диксиленды,
перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей
во многом способствовало распространению Д. за пределы Юж. штатов. В 20-е
гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития
Д. перемещается в Чикаго, возникает т. н. чикагский стиль, отличающийся
более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов.
Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художеств,
ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские
исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг
(перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов,
создающая эффект ритмич. раскачки, англ, swing) с типичными для него большим
составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной
импровизации в пользу сольной, значит, усилением роли композитора-аранжировщика.


Среди крупнейших представителей свинга
- оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда.
Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гуд-мен, Т. Дорси, Г.
Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафо-нист Л. Хэмптон,
тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают
жанр камерного джаза. В нач. 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач
Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили
саму концепцию Д., отказавшись от танцеваль-ности, мелодич. симметрии,
живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным
словом "бибоп", принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически
сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию,
опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие совр. Д. происходит
в борьбе разных течений - т. н. коммерческого, составляющего часть бурж.
развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых
художеств, средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д.
с нар. истоками и традициями, одновременно используя различные элементы
классической и совр. музыки. К крупным мастерам совр. Д. принадлежат Дюк
Эллингтон, Г. Шул-лер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж.
Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В сер.
50-х гг. сплав отд. элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых
американцев, получивший название "рок-н-ролл" (англ. rock'n'roll - качайся
и катись), затем "бит-бит" (англ, big beat - большой удар), породил течение
т. н. поп-музыки (сокр. от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию
поп-музыки дельцами бурж. эстрады, отд. ансамблям ("Битлз", "Чикаго" и
др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.


Распространение Д. за пределами США началось
с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д.
на основе нац. традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под
рук. Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома
(Чехословакия), К. Эдельха-гена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.


Становление Д. в СССР относится к середине
20-х гг. и связано с коллективами под рук. В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана,
Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Гос. эстрадный
оркестр под упр. Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании сов.
стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность
завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера,
О. Н. Лундстрема. Другое направление сов. Д. развивают малые импровизационные
ансамбли, практика к-рых начинает складываться с кон. 50-х гг. Они стремятся
создавать произв. на материале песен-но-танц. фольклора народов СССР. Наибольший
вклад в это направление внесли ансамбли под рук. А. Е. Товмасяна, Н. Н.
Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Га-раняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Гсворгя-на,
А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные
в республиках Сов. Союза.


Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие
муз. иск-ва 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях мн. крупных композиторов
- К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского,
Д. Мийо, А. Коп-ленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в сов. музыке
- И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева,
А. П. Петрова и др.


Лит.: Джаз-банд и современная музыка.
Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; МысовскийВ., Феиертаг В., Джаз,
Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития
американской музыки, 2 изд., М., 1965; Ч е р-новА., Бялик М., О легкой
музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М.- Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь
в музыке, "Театр", 1965, № 10, 12; 1966, № 2, 3; П е-реверзев Л., Из истории
джаза, "Музыкальная жизнь", 1966, № 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia
of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Оjakaar V., Dzass-musika, Tallinn,
1966. Л. Б. Переверзев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я