ДЕТСКОЕ КИНО

ДЕТСКОЕ КИНО , произведения киноискусства
- художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные
и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся
также фильмы для взрослых, по своему содержанию соответствующие задачам
воспитания подрастающего поколения. В СССР Д. к.-одно из активных средств
коммунистич. воспитания детей. Оно использует и: развивает традиции сов.
киноискусства, опыт, художеств, достижения сов. лит-ры и театра, следует
принципам сов. педагогики. При работе над детским фильмом учитываются возрастные
особенности юных зрителей, специфика их мышления, эстетич. восприятия.


Впервые Д. к. как особая область киноискусства
было создано в Сов. Союзе. В дореволюц. России в Петербурге, Москве и др.
городах иногда устраивались киносеансы для детей, на к-рых демонстрировались
экранизации рус. нар. сказок, классич. лит-ры, первые рус. мультипликационные
фильмы. В 1918 был выпущен первый фильм для юных зрителей ("Сигнал" по
рассказу В. Г. Гаршина, реж. А.А. Аркатов). С 1924 началось регулярное
производство детских фильмов. В 1927 состоялось совещание по вопросам детского
и школьного кино под председательством Н. К. Крупской, к-рое оказало большое
влияние на развитие Д. к. В крупных городах были открыты детские кинотеатры,
началась кинофикация школ, создан научно-методич. киносектор при Центр,
доме художеств. воспитания детей в Москве (в 1931), на студии "Союзкинохроника"
(Москва) стал выходить ежемесячный киножурнал "Пионерия" (по инициативе
реж. А. А. Ованесовой). В 1936-48 в Москве работала киностудия "Союздетфильм",
являвшаяся центром сов. детской кинематографии. В 1936 создана студия "Союзмультфильм",
выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 при киностудии
"Мосфильм" организовано объединение "Юность", в 1963 киностудия им. М.
Горького преобразована в Центр, киностудию детских и юношеских фильмов
им. М. Горького. Создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные
по жанрам, видам, тематике. Ставятся киноэпопея и сказка, драма и комедия,
новелла лирич. и сатирич., приключенческий фильм, экранизируются произведения
лит-ры. Фильм "Красные дьяволята" (1923, по повести П. А. Бля-хина, реж.
И. Н. Перестиани) по существу положил начало революционной теме в сов.
Д. к. Ярким, значит, явлением стал первый звуковой детский фильм "Рваные
башмаки" (1933, реж. М. А. Барская; повторно выпущен в 1970) о жизни детей
нем. рабочих в годы, предшествующие фашизму. Героике революции и Гражданской
войны, жизни и подвигам сов. детей и молодёжи во время Великой Отечеств,
войны 1941-45 посвящены мн. фильмы, в т. ч.: "Федька" (1937, реж. Н. И.
Лебедев), "Дума про казака Голо-ту" (1937, по "РВС" А. П. Гайдара, реж.
И. А. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по повести В. П. Катаева,
реж. В. Г. Легошин), "Жила-была девочка" (1944, реж. В. В. Эйсымонт), "Сын
полка" (1946, по повести В. П. Катаева, реж. В. М. Пронин), "Молодая гвардия"
(1948, по роману А. А. Фадеева, реж. С. А. Герасимов). Для сов. Д. к. с
самого начала его развития характерны широкий тематич. охват явлений современной
жизни, обращение к проблемам формирования характера ребёнка в сов. обществе,
долга и дружбы, морали и этики, жизни школы и т. д. На материале современности
построены фильмы: "Тимур и его команда" (1940, по повести Гайдара, реж.
А. Е. Разумный), "Алёша Птицын вырабатывает характер"(1953, по А. Л. Барто,
реж. А. М. Граник), "Васек Трубачёв и его товарищи" (1955), "Отряд Трубачёва
сражается" (1957) (по повести В. А. Осеевой, реж. обоих фильмов И. А. Фрэз),
"Друг мой, Колька!" (1961, реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта), "Добро пожаловать..."
(1964, реж. Э. Г. Климов), "Последний день каникул" (1964, реж. А. П. Жебрюнас),
"Звонят, откройте дверь" (1966, реж. Митта), "Доживём до понедельника"
(1969, реж. С. И. Ростоцкий) и др. В лучших фильмах проявилось стремление
ввести детей в реальный мир глубоких человеческих отношений, научить самостоятельно
мыслить и оценивать жизненные явления. Значит. часть фильмов для детей
составляют фильмы-сказки, мн. из к-рых основаны на фольклорном материале
или представляют собой экранизацию лучших произведений классич. и совр.
лит-ры. Большую популярность получили фильмы: "По щучьему велению" (1938),
"Василиса Прекрасная" (1940), "Конёк-Горбунок" (1941),"Кащей Бессмертный"
(1945)(реж. всех фильмов А. А. Роу), "Каменный цветок" (1946, по П. П.
Бажову, реж. А. Л. Птушко), "Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова и М.
Г. Шапиро) и др. В 60-е гг. в фильмы-сказки вводятся бытовые, реалистич.
черты, элементы пародии, стилизации, совр. разговорная речь ("Морозко",
реж. Роу, "Айболит-66", реж. Р. А. Быков, и др.). Сказочный жанр успешно
развивается в мультипликационных фильмах. В 30-х гг. выпущены "Новый Гулливер"
(1935), "Золотой ключик" (1939, по А. Н. Толстому) (реж. обоих фильмов
Птушко), где игра актёров сочетается с рисованной и объёмной мультипликацией.
Тематич. разнообразие, богатство изобразит, приёмов, высокий художеств,
вкус характеризуют фильмы: "Конёк-Горбунок" (1947, реж. И. П. Иванов-Вано),
"Федя Зайцев" (1948, реж. В. С. и 3. С. Брумберг), "Каникулы Бонифация"
(1966, реж. Ф. С. Хитрук), "Варежка" (1967, реж. Р. А. Качанов) и др.


Большое значение для воспитания детей имеют
выдающиеся сов. фильмы: "Мать" В. И. Пудовкина (по М. Горькому), "Чапаев"
бр. Васильевых (по Д. М. Фурманову), трилогия о Максиме Г. М. Козинцева
и И. 3. Трауберга, "Детство Горького" М. С. Донского (по М. Горькому) и
др.


В создании детских фильмов участвуют видные
писатели, художники, композиторы. К работе в Д. к. обращались реж. Л. О.
Арнштам, В. М. Петров, Г. Л. Рошаль, В. А. Шнейдеров, С. И. Юткевич и др.


Широко использует Д. к. возможности документального
и научно-популярного кино. Выпускаются научно-популярные киножурналы для
детей: "Звёздочка" (4 раза в год), "Хочу всё знать" и "Горизонт" (ежемесячно),
документальный киножурнал "Пионерия" (ежемесячно). Для научно-популярных
фильмов характерно сочетание гуманистич. направленности с занимательностью,
научного содержания с поэтичной сказочной формой ("Русачок", "Серая звёздочка",
"Как чайка догоняла грузовик", "Тук-тук-тук" и др.)


Мн. сов. фильмы для детей удостоены почётных
наград и премий на междунар. кинофестивалях: "Жила-была девочка" (реж.
Эйсымонт), "Чук и Гек" (реж. И. В. Лукинский и М. Н. Фёдорова), "Школа
мужества" (реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин), "Лурджа Магданы" (реж. Т.
Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Девочка ищет отца" (реж. Л. В. Голуб), "Дикая
собака Динго" (реж. Ю. Ю. Ка-расик)и др.


Комиссия Д. к. Союза кинематографистов
СССР поддерживает связи с деятелями зарубежного Д. к., проводит творч.
мероприятия, активизирующие процесс развития кино для детей. Вопросы теории
и практики Д. к. разрабатываются К. К. Парамоновой и др.


В др. социалистич. странах в Д. к. работают
режиссёры: К. Земан, К. Кахиня (ЧССР), Д. Петров, С. Шива-чев (НРБ), X.
Бальман, Г. Клейн, К. Пет-цольд, В. Бек, X. Каров, К. Георги (ГДР), Д.
Палашти, 3. Фабри (ВНР), Е. Бостан(СРР), Я.Насфетер (ПНР) и др. Ставятся
историко-революц. фильмы и фильмы о современности, игровые и мультипликационные,
экранизируются нар. сказки и произв. детской классич. и совр. литературы.
Выпускаются научно-популярные фильмы, киножурналы "Пионерский еженедельник"
(ГДР), "Наш журнал" (СРР) и др.


Во многих капиталистических странах производство
детских фильмов началось после 2-й мировой войны 1939-45.


Для лучших художественных-фильмов, выпускаемых
в Великобритании, характерны глубокое понимание внутреннего мира ребёнка,
поэтичность, немало фильмов посвящено дружбе детей и животных. Во Франции
вслед за поэтич. сказками-аллегориями "Белая грива" и "Красный шар" (реж.
А. Ламорис) появилась серия короткометражных фильмов-новелл о духовном
мире детей. В США известностью пользуются фильмы У. Диснея "Белоснежка
и семь гномов" (1938), "Бэмби" (1942). Экранизируются сказки, произведения
детской мировой классич. и совр. лит-ры, снимаются фильмы о дружбе детей
и взрослых с животными. В капиталистических странах (особенно США) Д. к.
нередко проповедует антигуманистические идеи, ведущие к развращению сознания
детей. Значительное явление Д. к. Швеции - серия фильмов "Малютка Червен,
Боцман и Мозес", "Червей и Скроллан", "Червен и Мю-зак" (по мотивам рассказов
А. Линд-грен, реж. У. Хельоом). В Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции
и др. странах имеются детские киноклубы, которые организуют спец. сеансы
для детей, проводят диспуты и конференции, выпускают бюллетени.


В 1958 при ЮНЕСКО создан Междунар. центр
фильмов для детей и молодёжи (Брюссель), к-рый координирует работу нац.
центров, организует ежегодные Междунар. фестивали детских фильмов (проводятся
с 1953), издаёт информационную лит-ру по Д. к.


Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 176-177).


Лит.: Б е г а к Б..Громов Ю., Большое
искусство для маленьких, М., 1949; Дол и некий И., Развитие детского кино,
в кн.: Очерки истории советского кино,т. 2, М., 1959; его же, Детское кино,
там же, т. 3, М., 1961; Парамонова К. К., Рождение фильма для детей, М.,
1962; её же, Образ-характер - роль в фильме для детей, М., 1966; её ж е,
В зрительном зале - дети, М., 1967. Н. И. Преснякова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я