ДЕТСКИЙ ТЕАТР

ДЕТСКИЙ ТЕАТР 1) спектакли, разыгрываемые
силами детей. История Д. т. восходит к т. н. школьному театру, возникшему
в России в 17 в. В сов. время Д. т. представляет собой один из видов детской
художеств, самодеятельности, организуемой в дворцах и домах пионеров и
школьников, школах, клубах и т. п. (см. Детское творчество, Художественная
самодеятельность).
2) Театр для детей (театр юных зрителей - ТЮЗ) -
проф. театр, предназначенный для детской аудитории.


В дореволюц. России проф. театров для детей
не было. После Октябрьской революции создание их стало предметом заботы
государства. Сов. Д. т. складывался при активной поддержке и прямом содействии
первого нар. комиссара просвещения А. В. Луначарского (он возглавлял директорию
1-го Гос. театра для детей, Москва, 1920). Большой вклад в дело становления
и развития Д. т. внесли его первые деятели и руководители -А. А. Брянцев,
Н.
И. Сац, Ю. М. Бонди, Г. Л. Рошаль, А. И. Соломарский, С.
Я. Городисская, А. А. Такаишвили, Г. И. Шагаев и др. Первые Д. т. появились
в годы Гражд. войны в Петрограде, Москве, Саратове, Екатеринодаре, но просуществовали
недолго. В 1920-е гг. создаются театры во мн. городах страны: Театр для
детей в Харькове (1920, ныне ТЮЗ им. М. Горького во Львове), Московский
театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Ленинградский
театр юных зрителей
(1922), Киевский театр для детей (1924, ныне ТЮЗ
им. Ленинского комсомола), Московский театр юного зрителя (1924),
Русский и Грузинский ТЮЗы в Тбилиси (1927 и 1928), ТЮЗы в Горьком (1928,
см. Горъковский театр юного зрителя), Баку (1928), Ереване (1929),
Новосибирске (1930, см.


Новосибирский театр юного зрителя) и
др. К 1930 было уже 20 Д. т., играющих как на русском, так и на др. языках
народов СССР. Сеть их с каждым годом расширялась; одновременно росло и
количество кукольных театров. Зарождение сов, театра кукол как проф. театра
для детей также относится к 1918-19, когда возникли первые театры этого
типа (Театр петрушек и китайских теней Н. Я. и И. С. Ефимовых в Москве,
Театр марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде). В 1971 в стране
работало ок. 100 театров кукол, обслуживающих детей младшего школьного
возраста (см. Театр кукол).


Репертуар Д. т. первоначально составляли
гл. обр. инсценировки сказок и повестей, входящих обычно в круг детского
чтения ("Маугли" по Киплингу, "Соловей" по Андерсену, "Гайавата" по Лонгфелло,
"Том Сойер" и "Принц и нищий" по Твену, "Конёк-Горбунок" по Ершову и др.).
Свою специфику Д. т. искали не только в репертуаре, но и в сценич. решении
спектаклей, стремясь к особой красочности и синтетичности представления
или используя принципы детской игры ("Дон Кихот" по Сервантесу в Ленингр.
ТЮЗе, "Негритёнок и обезьяна" Н. И. Сац и С. Г. Розанова в Моск. т-ре для
детей).


В середине 1920-х гг. появляются первые
пьесы для детей на совр. темы: "Тимошкин рудник" Л. Ф. Макарьева, "Чёрный
Яр" А. Н. Афиногенова, "Аул Гидже" Н. Я. Шестакова, "Винтовка 492116" А.
А. Крона. Их героем становится сов. подросток. Сценич. воплощение подобных
ролей выдвинуло на первый план плеяду молодых актрис-травести. Среди них
В. А. Сперантова, А. А. Охи-тина, К. П. Коренева, Н. Н. Казарино-ва, Г.
В. Бурцева, С. А. Фомина, Г. Н. Купрашвили и др. С нач. 1930-х гг. сов.
драматургия заняла осн. место в репертуаре Д. т., способствуя воспитательной
работе школы и пионерской организации. В дальнейшем развитии в ней постепенно
преодолевалось слишком узкое понимание специфики Д. т., выражавшееся в
иллюстративности и дидактичности ряда детских пьес. Значительно расширился
круг авторов. Наряду с детскими писателями - А. Я. Бруштейн, В. А. Любимовой,
Е. Л. Шварцем, Л. А. Кассилем, С. В. Михалковым -в создании драматургии
Д. т. приняли участие К. А. Тренёв ("Гимназисты"), В. П. Катаев ("Белеет
парус одинокий"), И. В. Шток ("Дом № 5"), А. Н. Толстой ("Золотой ключик"),
М. А. Светлов ("Сказка" и "20 лет спустя"). Центром внимания Д. т. становится
проблема морального и обществ, облика подростка ("Серёжа Стрельцов" Любимовой,
"Брат героя" Кассиля, "Клад" Шварца), его способность к подвигу ("Единая
боевая" Бруштейн, "Хлопчик" М. Н. Даниэля). К сер. 1930-х гг. окончательно
складываются осн. идейно-художеств. и пед. принципы сой. Д. т. как театра
высокого проф. уровня, обслуживающего детей разного возраста, строящего
свой репертуар в соответствии с интересами и психологич. особенностями
той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывается
преим. жанр театр, сказки, в к-рой фантастика и фольклор сочетаются подчас
с элементами совр. действительности ("Снежная королева" Шварца, "Сказки"
и "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака, "В гостях у Кащея" В. А. Каверина
и др.); приключенческие, историко-революц. пьесы, комедии составляют основу
репертуара для подростков; спектакли с более углублённой проблематикой
(в т. ч. произв. отечественной и иностранной классич. драматургии, выбор
к-рых часто определяется школьной учебной программой) адресованы старшеклассникам.
В каждом Д. т. имеется пед. часть, осуществляющая связь со школой.


В годы Великой Отечеств, войны 1941-1945
Д. т. (часть к-рых была эвакуирована в тыл) вели большую работу по обслуживанию
не только детского, но и взрослого зрителя. Особое значение в это время
приобрела тема патриотич. служения Родине (спектакли "Сказка о правде"
М. И. Алигер, "Сын полка" В. П. Катаева, "Город мастеров" Т. Г. Габбе и
др.). Со 2-й пол. 40-х гг. в спектаклях Д. т. всё большее внимание начинает
уделяться внутр. миру, формированию характера подростка и юноши, становлению
их этич. и гражд. самосознания ("Красный галстук" С. В. Михалкова, "Аттестат
зрелости" Л. Б. Гераскиной, "Два капитана" по В. А. Каверину). С утверждением
высоких нравственных идеалов сов. молодёжи связана драматургия В. С. Розова
("Её друзья", "В добрый час!", "В поисках радости"). О жизни совр. сов.
школы рассказывали пьесы А. Г. Хмелика ("Друг мой, Колька!"), Н. Г. Долининой
("Они и мы"). В пьесах "Именем Революции" М. Ф. Шатрова (1957, МТЮЗ), "Семья"
И. Ф. Попова (1960, Центр, детский театр), "Удивительный год" М. П. Прилежаевой
(1969, там же) на сцене Д. т. был воссоздан образ В. И. Ленина.


Большое значение для развития Д. т. имела
деятельность режиссёров и актёров Л. Ф. Макарьвва, И. С. Деевой,
Н. Я. Маршака, А. 3. Окунчикова, В. С. Колесаева, П. В. Цетнеровича, М.
О. Кнебель, Т. А. Шамирханя-на, В. Л. Витальева, Ю. П. Киселёва,
Р. Н. Капланянаи др.


В 1960-е гг. выдвинулись режиссёры 3. Я.
Корогодский, П. О. Хомский, А. Я. Шапиро, И. Унгуряну и др. Среди актёров
Д. т.- Л. Н. Князева, М. Г. Куприянова, И. Д. Воронов, В. Ф. Сингаевская,
Р. Ф. Лебедев, Е. И. Шевченко и др. В Д. т. начинали творч. деятельность
О. Н. Ефремов, Р. А. Быков, А. В. Эфрос. Для Д. т. работали художники
Н. А. Шифрин, В. Ф. Рындин, Б. Г. Кноблок, В. Л. Та-лалай, композиторы
Д. Б. Кабалевский, Н. М. Стрельников, И. Н. Ковнер и др.


В СССР в 1971 действовали 46 драматических
и один музыкальный (1965, рук. Н. И. Сац) Д. т.


Наряду с Д. т. спектакли для детей ставятся
также и в театрах для взрослых.


В социалистич. странах Д. т. широко пользуются
опытом и репертуаром сов. театра для детей, имеют гос. поддержку, располагают
стационарными помещениями. Д. т. созданы в Болгарии, Венгрии, ГДР ("Театр
дружбы" в Берлине, рук. И. Роденберг, "Театр молодого поколения" в Дрездене),Румынии, Чехословакии (Театр им. И. Волькера в Праге, рук. В. Адамек).
В капиталистич. странах Д. т. является делом частной инициативы или местной
общественности. Б. ч. это передвижные коллективы полу проф. характера.
В США спектакли для детей часто осуществляются силами студентов гуманитарных
ф-тов ун-тов и колледжей (в виде их летней практики). В числе видных деятелей
Д. т. за рубежом: Л. Шансерель (Франция), П. Слейд (Великобритания), Г.
Снюк (Нидерланды) и др.


В 1965 создана Междунар. ассоциация театров
для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом к-рой с 1968 является К. Я.
Шах-Азизов (руководитель Центр, детского театра, Москва), ген. секретарём
- Р. М. Бодуэс (Франция).


Илл. см. на вклейке, табл. X (стр. 176-177).


Лит.: Сац Н., Розанов С., Театр
для детей, М., 1925; Аронов С., Театр юного зрителя в СССР, М.- Л., 1940;
Театр для детей. Сб., М., 1955; Сац Н., Дети приходят в театр, [М., 1961];
Л ю б и н-ский И., Театр и дети, М., 1962; Рубина Ю., Театр и подросток,
М., 1970; Ш п е т Л., Советский театр для детей. Страницы истории, М.,
1971. Л.Г.Шпет.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я