ДЕТСКИЙ САД

ДЕТСКИЙ САД учреждение для обществ,
воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют
в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе нар. образования
(см. Дошкольные учреждения).


Первое детское учреждение типа Д. с.-школа
для малышей - было организовано в 1802 в Нью-Ланарке (Шотландия) Р. Оуэном.
Впервые назв. "Д. с." было дано Ф. Фребелем дошкольному учреждению в Германии
в 1837. В России первые Д. с. были открыты в 60-х гг. 19 в. В 1914 их насчитывалось
150 (4000 детей). С первых дней существования Сов. гос-ва началась организация
Д. с. как массовых учреждений. За годы Сов. власти организована широчайшая
сеть Д. с. В Программе КПСС поставлена задача дальнейшего расширения сети
дошкольных учреждений с тем, чтобы удовлетворить потребности трудящихся
в обществ, воспитании детей. Д. с. открываются местными Советами депутатов
трудящихся, предприятиями, ведомствами, колхозами. С 1959 наряду с Д. с.
организуются ясли-сады для детей с 2 месяцев до 7 лет. Работой всех
дошкол-ьных учреждений руководят мин-ва просвещения и их местные органы.
На конец 1970 насчитывалось 83 100 Д. с. и яслей-садов, в к-рых воспитывалось
8099,7 тыс. детей.


Содержание воспитат. работы в Д. с. определяется
гос. "Программой воспитания в детском саду". Воспитание и обучение ведутся
на родном языке детей. В Д. с. осуществляется физическое, умственное, нравственное,
эстетическое и трудовое воспитание детей в соответствии с их возрастными
особенностями. Детей объединяют в группы по 20-25 чел. по возрастному принципу:
младшая группа - дети 4-го года жизни, средняя группа - дети 5-го года,
старшая группа -дети 6-го года, подготовительная группа к школе - дети
7-го года. Дети в Д. с. находятся 10 или 12 часов в день; для детей, родители
к-рых работают по сменам или работа к-рых связана с отъездами, имеются
интернатные Д. с., откуда детей берут домой только на выходные дни.


Уклад жизни детей в Д. с. организуется
в рамках рационального режима и чередования игр, занятий, посильного труда
и отдыха. Забота о здоровье и правильном физич. развитии детей - одна из
важнейших задач Д.с. Её решение обеспечивается правильным режимом дня,
рациональным питанием, закаливанием детского организма, профилактич. мероприятиями,
гимнастич. упражнениями, мед. надзором. В режиме Д. с. много времени отводится
разнообразным играм, в т. ч. дидактическим - на развитие речи, слуха, счёта,
на распознавание цвета, формы и т. д. (см. Игры детские). Торжественными
и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются рево-люц.
праздники и памятные даты.


На занятиях дети знакомятся с явлениями
природы и обществ, жизни, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению,
овладевают начатками грамоты и элементарными матем. представлениями. В
процессе занятий у детей развиваются речь и мышление, постепенно формируются
первонач. навыки уч. деятельности: умение слушать и понимать объяснения
воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца.
Детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к ней, уважение к
труду людей. Всей системой своей работы Д. с. готовит детей к школе.


В Д. с. детей воспитывают педагоги со спец.
пед. образованием. Воспитатели Д. с. тесно связаны с семьями детей, ведут
пропаганду пед. знаний среди родителей. Для дошкольных работников выпускаются
наглядные пособия (картины, альбомы, диафильмы, кинофильмы), методич. лит-pa,
справочники. Вопросы воспитания детей в Д. с. широко освещает журн. "Дошкольное
воспитание".


В др. социалистич. странах дошкольные учреждения
также входят в систему нар. образования и содержатся за счёт гос-ва.


В капиталистич. странах Д. с. существуют
гл. обр. на частные средства, а также на средства церковных и обществ,
организаций. В США имеются дошкольные учреждения, создаваемые родителями
на кооперативных началах. Содержание воспитат. программы Д. с. зависит
от пед. взглядов их организаторов и руководителей.


Илл. см. на вклейке, табл. IX (стр. 176-177).


Лит.: Программа воспитания в детском
саду, М., 1970; Дошкольное воспитание. Библиографический справочник, 2
изд., М., 1965; Справочник по дошкольному воспитанию, 2 изд., М., 1967.
М.
В. Залужская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я