ДЕТОНАЦИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

ДЕТОНАЦИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ наблюдается
в поршневых двигателях вы у тр. сгорания с искровым зажиганием и возникает
в результате образования и накопления в топливном заряде органич. перекисей,
являющихся первичными продуктами окисления углеводородного топлива. Если
при этом достигается нек-рая критич. концентрация перекисей в смеси, то
происходит детонация, характеризующаяся необычно высокой скоростью
распространения пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе
двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то
время как при детонации - со скоростью 1500-2500 м!сек. Д. м. т.
проявляется в металлич. "стуках", дымном выхлопе, вибрации и перегреве
двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению
подшипников, потере мощности двигателя.


Возникновение и интенсивность Д. м. т.
зависят от режима работы и особенностей конструкции двигателя и хим. состава
топлива. Горючие, содержащие много неразветвлённых парафиновых углеводородов,
детонируют легче, чем содержащие разветвлённые парафиновые и ароматич.
углеводороды, стойкие к детонации (см. Высокооктановые топлива). Детонационная
стойкость отдельных компонентов топлив зависит от состава топливно-воздушной
смеси (бедные или богатые смеси).


Детонационную стойкость бензинов для бедных
смесей характеризуют октановым числом, для богатых смесей - сортностью
бензинов.
Стойкость бензинов к детонации повышается при применении
антидетонаторов,
например
тетраэтил-свинца.


Лит.: Аксенов А. Ф., Авиационные
топлива, смазочные материалы и специальные жидкости, М., 1965; Папок К.
К., Рагозин Н. А., Технический словарь-справочник по топливу и маслам,
3 изд., М., 1963. В. В. Щекин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я