ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determine -определяю),
философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности
явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение
о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой
одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью
порождает, производит другое явление (следствие).


Совр. Д. предполагает наличие разнообразных
объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются
в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.
е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного
другим. Сюда входят пространств, и временные корреляции, те или иные ассоциации,
функциональные зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важными
в совр. науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке
стати-стич. распределений и статистич. законов (см. Вероятностей теория).
Однако
все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на
основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно
явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными),
в совокупности к-рых выявляются статистич. законы. Применительно к различным
областям знания общие принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физич.
Д., органич. Д., социальном Д. и т. п.).


Принципиальным недостатком прежнего, домарксистского,
Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью,
к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная
природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистич. связи
принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный
с метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован
в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался
бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное
проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диалектич. и
историч. материализму. Ядром марксистской концепции социального Д. является
признание закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает,
что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью.
Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не
предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В
обществ, жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление
к-рых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о.,
не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека
к выбору мотивов и целей деятельности.


Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся
от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой
формой отрицания Д. является идеалистич. телеология, провозглашающая,
будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального
"целеполагающего начала". Стимулом для оживления индетер-министич. воззрений
в 1-й четв. 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистич. закономерностей,
наличие к-рых было объявлено опровергающим причинность. Однако диалектико-материалистич.
трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности
и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной
причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток
использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для
отрицания Д.


Эволюц. теория Ч. Дарвина, давшая материалистич.
объяснение относит, целесообразности в живой природе, развитие кибернетики,
создавшей
учение о саморегулирующихся и самоуправляющихся системах, нанесли сокрушит,
удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении
и
подтвердили правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материалистич.
Д.


Принцип Д. служит руководящим началом во
всех областях научного знания, эффективным орудием постижения истины.


Лит. см. при ст. Причинность.

И. В. Кузнецов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я