ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ важнейший
принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских
партий, социалистич. гос-ва, управления социалистич. экономикой. Суть Д.
ц. состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их
самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчётности
массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства
большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим
в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистич.
обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном
конфликте, то в условиях социализма они выступают в ди-алектич. единстве.


Идея Д. ц. как основополагающего организац.
принципа строения революц. пролетарской партии была впервые выдвинута К.
Марксом и Ф. Энгельсом и нашла своё практич. выражение в организац. структуре
Союза
коммунистов
(осн. 1847) (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 524-29). В. И. Ленин, обобщая опыт
классовой борьбы пролетариата, развил принцип Д. ц. В его трудах "Что делать?",
"Письмо к товарищу о наших организационных задачах", "Шаг вперед, два шага
назад" и др. разработаны организац. принципы пролетарской партии нового
типа: членство в партии на основе признания её программы и обязательного
вхождения в одну из парт, орг-ции, железная дисциплина, одинаково обязательная
для всех членов партии, строжайшее выполнение парт, решений, подчинение
меньшинства большинству, низших орг-ции высшим, выборность и отчётность
парт, органов, развитие активности и самодеятельности парт. масс. Выработанные
Лениным нормы парт, жизни закреплены в Уставе партии, к-рый был принят
Вторым
съездом РСДРП
(1903), затем уточнялся и дополнялся последующими съездами
и конференциями. Первая конференция РСДРП (1905) признала бесспорным
принцип Д. ц. Четвёртый (Объединительный) съезд РСДРП (1906) впервые
внёс в Устав положение о том, что: "Все организации партии строятся на
началах демократического централизма" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд.,
т. 1, 1970, с. 182). Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) (1919)
признала Д. ц. "руководящим принципом организационного строения партии"
(там же, т. 2, с. 12).


Став после Окт. социалистич. революции
1917 правящей партией, Коммуни-стич. партия распространила осуществление
Д. ц. и в гос. строительстве. Против Д. ц. выступали троцкисты (см. Троцкизм),
т.
н. "левые коммунисты", "де-цисты" (см. Гриппа "демократического
централизма")
и
др. антипарт, группировки, стремившиеся под предлогом развития парт, демократизма
создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное
единство её рядов. Десятый съезд РКП(б)
(1921) решительно осудил
всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию
"О единстве партии".


Развёрнутое определение Д. ц. дано в Уставе,
принятом Семнадцатым съездом ВКП(6) (1934). Согласно действующему
ныне Уставу КПСС, Д. ц. означает: "... а) выборность всех руководящих органов
партии снизу доверху; б) периодическую отчётность партийных органов перед
своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую
партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную
обязательность решений высших органов для низших" (Устав КПСС, 1971, с.
22).


На основе Д. ц. КПСС действует как монолитная
орг-ция, спаянная едиными идейными, организац. и тактич. принципами, обязательными
для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра.
Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами
всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые,
областные, окружные, городские и районные орг-ции и их к-ты в своей деятельности
руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии,
организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных
вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы
к.-л. проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив
вышестоящих орг-ций. Строгое подчинение орг-ций центру, низших орг-ций
-высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность
и оперативность в её работе. Централизм органически связан с внутрипартийной
демократией (см. Демократия внутрипартийная).


Двадцатый съезд КПСС (1956) подчеркнул
необходимость строгого соблюдения принципов Д. ц. Их развитие после Октябрьского
(1964) пленума ЦК КПСС нашло своё выражение в дальнейшем укреплении принципа
коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов
парт, органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипарт.
информации.


По принципу Д. ц. построены и работают
в СССР Советы депутатов трудящихся, профессиональные союзы. Всесоюзный
Ленинский коммунистический союз молодёжи
и др. Д. ц. стал основой построения
органов Сов. власти, что означает: выборность всех органов гос. власти
в центре и на местах; подотчётность депутатов перед избирателями и право
последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование
органов гос. управления представительными органами. Все органы гос. власти
и гос. управления образуют единую систему и работают на основе подчинения
нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты сов.
гос. органов обязательны к исполнению на всей терр. деятельности данного
органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения
сов. гос. органов на основе Д. ц. закреплены в Конституции СССР (1936).


В сов. многонациональном гос-ве Д. ц. сочетается
с социалистич. федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д. ц. не исключает,
а предполагает автономию и федерацию (см. Поля. собр. соч., 5 изд., т.
36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д. ц. является руководящая
роль Коммунистич. партии.


Принцип Д. ц. осуществляется и в др. марксистско-ленинских
партиях. Ленин, определяя условия приёма в Коминтерн, писал: "Партии, принадлежащие
к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического
централизма" (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего
класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора
трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение
коммунизма. Не случайно совр. ревизионисты с особой яростью нападают на
Д. ц., предлагая "отделить демократию от централизма", обеспечить свободу
фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т. д. Разрыв неделимого
принципа Д. ц. означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и,
в конечном итоге, бессилие политич. партии. "Левые"

ревизионисты отрицают демократию и стремятся
насаждать бюрократич. централизм.


Как показывает ист. опыт, какое бы то ни
было извращение принципов Д. ц., попытки противопоставления демократии
централизму, отрицание руководящей роли Коммунистич. партии ведут к серьёзным
последствиям и несут угрозу социалистич. строю. Решительно отметая ревизионистские
измышления, Совещание представителей Коммунистич. и рабочих партий в нояб.
1960 в своём Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают
неукоснительное соблюдение ленинских норм парт, жизни на основе принципа
Д. ц. непреложным законом своей деятельности. Хотя в междунар. Коммунистич.
движении в наст, время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская
партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно
выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания
коммунистич. и рабочих партий 17 июня 1969 "Задачи борьбы против империализма
на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий,
всех антиимпериалистических сил" отмечается, что "национальная и интернациональная
ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны" (Международное
Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага,
1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных
решений обеспечивает единство всего мирового коммунистич. и рабочего движения,
укрепляет его как ведущую политич. силу современности.

Л. В. Шириков.


Д. ц. в управлении народным хозяйством,
коренной принцип хозяйств, руководства при социализме, соответствующий
отношениям обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва. Принцип
Д. ц. охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение,
обмен и потребление материальных благ.


Демократич. характер экономич. управления
при социализме, предопределённый отношениями социалистич. собственности,
основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии
интересов управляющих и управляемых звеньев х-ва, в результате чего процесс
экономич. управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и
взаимопомощи между ними.


Основополагающие методологич. и те-оретич.
идеи относительно Д. ц. в управлении нар. х-вом выдвинуты и сформулированы
В. И. Лениным. "Наша задача теперь,- указывал Ленин,- провести именно демократический
централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение
в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги,
почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время
централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает
в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного
развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной
инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Своё дальнейшее развитие ленинское
учение о Д. ц. в хоз. строительстве получило в теоретич. и практич. деятельности
КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистич. стран, в работах экономистов-марксистов
оо экономич. управлении социалистич. х-вом.


Обществ, социалистич. собственность делает
необходимым и возможным централизовать в масштабе всего нар. х-ва важнейшие
функции экономич. управления. В то же время Д. ц. предполагает хоз. самостоятельность
отд. объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются
решения локальных экономич. задач, а также выработка конкретных форм и
методов проведения в жизнь директив органов общехоз. руководства. При социализме
интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают
с интересами социалистич. общества в целом. Это единство выражается в наличии
обществ, экономич. интереса, в неантагонистич. характере противоречий между
интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия
носителей разных обособленных интересов в масштабе всего х-ва. В то же
время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий
достижения единых, согласованных, централизованно установленных хоз. целей.
Отсюда необходимость разнообразить хоз. решения, самостоятельно выбирать
и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехоз. установок
в рамках единого нар.-хоз. плана.


Социализму присуще демократич. осуществление
централизации при решении экономич. задач. Централизация охватывает здесь
решение важнейших вопросов хоз. жизни общества: в первую очередь формирование
нар.-хоз. структуры и нар.-хоз. пропорций, определение направления и темпов
экономич. развития общества, координацию и увязку планов, составляемых
на местах, проведение единой гос. политики в области технич. прогресса,
капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов,
осуществление единой системы учёта и статистики, а также выработку системы
норм хоз. поведения для всех хоз. звеньев. Этим обеспечиваются ведущая
роль централизованного руководства х-вом и реальное подчинение действий
относительно обособленных хоз. звеньев интересам развития обществ, произ-ва
в целом. Хоз. самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих
из ведущей роли централизованного хоз. руководства.


Отход от Д. ц., забвение приоритета обществ,
интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению
Д. ц. "Мы стоим за демократический централизм,- указывал Ленин.- И надо
ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной
стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма"
(там же, с. 151).


Централизм бюрократический опасен тем,
что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению
и эффективному использованию резервов хоз. развития. Борьба с централизмом
бюрократическим - одна из гл. проблем совершенствования управления социалистич.
обществом. Д. ц. "...нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую
свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке
разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни,-
отмечал Ленин.-Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма
с бюрократизмом и с шаблонизацией" (там же, с. 151-52).


Не меньший вред социалистич. строительству
способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма,
не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование.
Анархо-синдикализм на практике ведёт к разрозненности действий, местничеству,
стремлению к необоснованной хоз. обособленности.


Конкретные соотношения централизации и
самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи
общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения
функций управления между разными органами управления и т. п.- всё это не
может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-историч. условий
развития х-ва. Круг централизованно решаемых проблем хоз. руководства может
изменяться - быть больше или меньше в зависимости от объективных условий
х-ва и хоз. задач, к-рые должно решить общество на том или ином этапе своего
развития. В то же время закономерности развития социалистич. общества таковы,
что, как бы ни менялся "механизм" управления нар. х-вом, Д. ц. должен неизменно
расширяться и углубляться. Как указано в Программе КПСС, "В рамках единого
народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность
и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую
роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий"
(1971, с. 86-87). Демо-кратич. характер социалистич. управления - преимущество
социалистич. строя, и реализуется он в интересах коммунистич. строительства.


СССР и др. страны социализма накопили большой
опыт хоз. руководства на основе Д. ц. В ходе ист. развития социалистич.
строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления
Д. ц. в управлении х-вом, как централизованное планирование и управление,
хоз. самостоятельность предприятий и объединений, сочетание терр. и отраслевого
принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности
в руководстве х-вом, хоз. дисциплина и ответственность, подконтрольность
управляющих управляемым, активное участие масс в управлении произ-вом и
т. п.


Все эти общие формы и принципы осуществления
Д. ц. получают новое конкретное развитие в ходе экономич. реформ, проводимых
с сер. 60-х гг. в СССР и др. социалистических странах. Совр. этап хоз.
развития требует повышения эффективности обществ, произ-ва. Решить эту
задачу можно путём всемерного развития хоз. самостоятельности предприятий,
объединений, отраслей, экономич. р-нов на основе и в рамках укрепляющегося
и совершенствующегося централизованного перспективного планирования и общехоз.
управления. В ходе реформы происходит расширение круга хоз. задач, самостоятельно
решаемых предприятиями, объединениями, отраслями, р-нами, и в то же время
сосредоточение центр, плановых

и управляющих хоз. органов на решении
ключевых проблем хоз. развития.

Б. В. Ракитский.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест
Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х же. Устав Союза Коммунистов,
там же; Ленин В. И., Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же,
Письмо к товарищу о наших организационных задачах, там же, т. 7; е г о
же, Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там
же, т. 8; его же, Свобода критики и единство действий, там же, т. 13; его
же, Как организовать соревнование ?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи
Советской власти, там же, т. 36; его же, Первоначальный вариант статьи
"Очередные задачи Советской власти", там же; его же, Детская болезнь "левизны"
в коммунизме, там же, т. 41; его же, Условия приема в Коммунистический
Интернационал, там же; его же, Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте
и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; его же, Первоначальный
проект резолюции X съезда РКП о единстве партии, там же, т. 43; его ж е,
Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям, там
же, т. 43; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1970; XXIII
съезд КПСС. Стенографический отчёт, т. 1 - 2, М., 1966; Программные документы
борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание
коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5 - 17
июня 1969 г., М., 1969; Пронин И. И. иСтепичев М. И., Ленинские нормы партийной
жизни, М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление
ЦК КПСС, М., 1956; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции.
Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; Решения партии
и правительства по хозяйственным вопросам, 1917 - 1969 годы, т. 1 - 7,
М., 1967 - 70; Положение о социалистическом государственном производственном
предприятии, М., 1965; Примерный устав колхоза, М., 1969; Положение об
органах народного контроля в СССР, М., 1969; Рубин А. М., Организация управления
промышленностью в СССР (1917 -1967 гг.), М., 1969; Венедиктов А. В., Организация
государственной промышленности в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я