Таблица I">


Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Таблица I

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Таблица I

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Таблица I

К ст. Дега Э. 1. "Проездка скаковых
лошадей ". Пастель. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
2. Портрет Ашиля Дега. 1856. Национальная галерея искусства. Вашингтон.
3. "Абсент". 1876. 4. "Звезда". Пастель. 1878. 5. "После ванны". Пастель.
1884. Эрмитаж. Ленинград, 6. "Гладильщицы". Ок. 1884. 7. "Площадь Согласия"
(портрет виконта Лепика и его дочерей). Ок. 1875. (3,4,6- Музей импрессионизма,
Париж.)
Таблица II

К ст. Дейнека А. А. 1. "На балконе".
1931. Частное собрание. Москва. 2. "Механизируем Донбасс!". Плакат. 1930.3.
"Футболист.-. 1934. 4. "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года". 1941. Третьяковская
галерея. Москва. 5. "Бег". 1934. 6. "Донбасс. Обеденный перерыв". 1935.
Художественный музей Латвийской ССР. Рига. 7. "Дорога в Маунт-Вернон".
1935. Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева. 8. "У моря".
1956-57. (5, 8 - Русский музей, Ленинград.)
Таблица III
К ст. Декоративно-прикладное искусство.
1. Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость.
Древний Египет. Ок. 1350 до н.э. Египетский музей. Каир. 2. Костяной гребень
с резным "Благовещением".. Испания. 15 в. Национальный музей археологии.
Мадрид. 3. А. Б р и о с к о (Р и ч ч о). Чернильный прибор. Бронза. 16
в. 4. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург. 5. Фигурный
кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция. 6. Бра в
стиле П. Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. 7.
Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио.
8. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза,
олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж. 9. Кресло. Дерево, резьба,
золочение. Англия. Конец 18 в. 10. Камин. Сталь и золочёная медь. Тула.
Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон. 11. А. Я к о б с е н. Настольная
лампа.


Железо. 20 в. (3, 6, 9 - коллекция Уоллес,
Лондон.)
Таблица IV

К ст. Дели. 1. Здание парламента.
2. Административные здания на ул. Виджай Чаук. 3. Магистраль Раджпатх,
ведущая к президентскому дворцу. 4. Новое здание отеля в Новом Дели. 5.
Площадь Коннот-плейс. 6. Национальный музей Индии. 7. Радиоцентр.
Таблица V


К ст. Дели. 1. Крепость Лал-Кила
(Красный форт). 1639-48. 2. Главный корпус Международного центра (место
деловых встреч официальных представителей различных стран). Нач. 1960-х
гг. Архитекторы Д. А. Штейн, Д. Р. Бхала и др. 3. Район Дипломатик-Клайв.
1959-70. Общий вид. 4. Торговое здание. Конец 1930-х гг. 5. Национальная
физическая лаборатория. 1950-52. Архитектор А. Канвинде.
Таблица VI



К ст. Дерево. 1. Статуя царевича
Каапера. Сер. 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир. 2. Фигурка шамана.
Индейцы куна (Панама, провинция Дарьей). Музей американских индейцев. Нью-Йорк.
3. Маска. Япония. 7-8в.в. 4. А. Кано, П. де Мена. "Св. Антоний Падуанский
с младенцем Христом". 1653-57. Провинциальный музей изящных искусств. Гранада.
5. Карниз дома. Нижегородская губ. 2-я пол. 19 в. 6. Гребень. Королевский
музей Центральной Африки. Брюссель. 7. Ковш. Вологодская губ. 18 в. Русский
музей. Ленинград. 8. Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря
в Москве. 1683. Деталь. 9. "Богоматерь Одигитрия".. Барельеф. 15 в. Музей-заповедник
древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Москва. 10.< "Минерва".
Панно Летнего дворца Петра I в Ленинграде. Нач. 18 в. 11. С. Т. Конёнков.
"Степан Разин". 1918-19. Русский музей. Ленинград.
Таблица VII



К ст. Деревянная архитектура. 1.
Шатровая Успенская церковь в селе Варзуга Мурманской обл. 1674. 2. Клетская
Лазаревская церковь из Муромского монастыря. Конец 14 в. 3. Пятиглавая
кубовая церковь Вознесения в селе Кушерека Архангельской обл. 1669. 4.
Ветряная мельница. 19 в. 5. Надвратная башня ограды Николо-Карельского
монастыря. 1691-92. Музей-заповедник "Коломенское" в Москве, в. Ярусная
церковь Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова Ярославской обл. 1687
или 1689. 7. Улица в селе Сеймосово Архангельской обл. 8. Дом Сергеева
из деревни Логморучей Карельской АССР. Конец 19 в. 9. Интерьер дома Елизарова
из деревни Серёдка Карельской АССР. 1880. (2,4,8, 9 - Историко-архитектурный
музей-заповедник "Кижи".)
Таблица Vlll



К ст. Деревянная <архитектура.
1. Каркасный храм в Исе. Япония. Первые века н. э. 2. Церковь с двойным
каркасом в Боргуине. Норвегия. Ок. 1150. 3. Жилой дом. Суматра. 4. Трёхсрубная
Михайловская церковь с "заломами" в Мукачеве. Украинская ССР. 1777. 3.
Девятисрубный Троицкий собор в Новомосковске Днепропетровской обл. Украинская
ССР. 1773. Мастер Яхим Погребняк. в. Костёл в Поврожнике. Польша. 1643.
7. Хутор из Сетесдаля. Норвегия. Ок. 1700. Норвежский народный музей на
полуострове Бюгдё. Осло. 8. Амбар (патака) в Вайкотикоти. Новая Зеландия.
Фаянсовое блюдо из Нишапура. Иран. 9-10 вв. Археологический музей. Тегеран.


Составляя органич. часть предметной среды,
с к-рой повседневно соприкасается человек, произведения Д.-п. и. своими
эстетич. достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют
на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником
эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.


Эстетически насыщая среду, окружающую человека,
произв. Д.-п. и. в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются
во взаимосвязи с её архит.-пространств, решением, с входящими в неё др.
предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных
изделий). Поэтому идейное содержание произв. Д.-п. и. может быть понято
наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном)
об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.


Архитектоника предмета, обусловленная его
назначением, конструктивными возможностями и пластич. свойствами материала,
часто играет основополагающую роль в композиции художеств, изделия. Нередко
в Д.-п. и. красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая
структура служат единств. средствами воплощения эмоционально-образного
содержания изделия (напр., лишённые декора изделия из стекла или др. ничем
не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение
для Д.-п. и. чисто эмоциональных, неизобразит. средств художеств, языка,
использование к-рых и роднит Д.-п. и. с архитектурой. Эмоционально-содержат.
образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы
изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отд. элементами,
с к.-л. др. изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь
на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко
именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произв. Д.-п.
и. Обладая собственной эмоцион. выразительностью, своим ритмом и пропорциями
(нередко контрастными по отношению к форме, как, напр., в изделиях хохломских
мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись
поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно
видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художеств,
образе. В Д.-п. и. для создания декора широко привлекаются орнамент
и
элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразит, иск-ва (скульптура,
живопись, реже - графика). Средства изобразит, иск-в и орнамент служат
в Д.-п. и. не только для создания декора, но порой проникают и в форму
предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды
в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или
изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки,
кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор
с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практич.
и художеств, назначением приводит к трансформации изобразит, мотивов, к
условности трактовки и сопоставления элементов натуры (напр., сочетание
в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей
головы).


В единстве художеств, и утилитарной функций
изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразит, и тек-тонич.
начал проявляется синтетич. характер Д.-п. и. Произв. Д.-п. и. рассчитаны
на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры
и пластич. свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки
получают в Д.-п. и. значение особо активных средств эстетического воздействия.


Возникнув в самую раннюю пору развития
человеческого общества, Д.-п. и. на протяжении мн. веков являлось важнейшей,
а для ряда племён и народностей осн. областью художеств, творчества. Древнейшим
(относящимся к доисторической эпохе) произведениям Д.-п. и., охватывавшим
самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключит,
содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого
труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция
удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также
Народные
художественные промыслы)
вплоть до наших дней. Но с началом классового
расслоения общества в стилевой эволюции Д.-п. и. ведущую роль начинает
играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих обществ,
слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение
приобретает в Д.-п. и. интерес к богатству материала и декора, к их редкостности
и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы
для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати),
в к-рых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют
бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до сер. 19 в.
мастера Д.-п. и. сохраняют цельность пластич. мышления и ясность представления
об эстетич. связях между предметом и средой, для к-рой он предназначен.
Становление, эволюция и смена художественных стилей в Д.-п. и. протекали
синхронно с их эволюцией в др. видах иск-ва. Тенденции эклектизма в художеств.
культуре 2-й пол. 19 в. приводят к постепенному оскудению эстетич. качества
и образно-эмоционального со держания Д.-п. и. Утрачивается связь между
декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным.
Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на Д.-п. и. массового
машинного произ-ва художники пытались противопоставить уникальные предметы,
изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса
в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) - или
фабричного (Немецкий Веркбунд) труда, возродить образно-эмоциональную
цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см.
"Модерн",
Югенд-стилъ).



Маски - подвески из слоновой кости. Бенин.
15 -16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон).


Бархат с золотыми и серебрян ыми нитями.
Генуя. Середина 16 в. Городской музей старинного искусства. Турин.


На новых идеологич. и эстетич. основах
эти попытки были развиты после Великой Окт. социалистич. революции, открывшей
перспективы создания художественно содержат, среды для труда и быта самых
широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в иск-ве
одно из действенных средств революционной агитации (напр., т. н. агитационный
фарфор 1918-25, см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова). Задача
создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитии, клубов,
столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места,
рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих
исканий конструктивистов в СССР (см. Производственное искусство), функционалистов
в Германии (см. "Баухауз") и др. странах, что во многом предваряло
появление дизайна. Возрождение нар. промыслов в СССР и пробудившийся
в 1930-е гг. интерес к рус. художеств, наследию сыграли видную роль в освоении
сов. мастерами Д.-п. и. лучших технологич. и художеств, традиций прошлого.
Однако подход к произв. Д.-п. и. с мерками станкового иск-ва, погоня за
парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после
Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие Д.-п. и. С сер.
1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и худо-жественно-выразит.
форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом,
художники заняты созданием уникальных произв., в к-рых эмоциональность
образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов,
со стремлением выявить всё богатство их пластин, и декоративных возможностей.
Такие произв. (так же как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности
произв. нар. Д.-п. и.) призваны служить зрительными акцентами в художественно
организованной среде, образуемой гл. обр. менее индивидуализированными
по форме художеств, изделиями заводского изготовления и предметами, к-рые
создаются на базе дизайнерского проектирования.


Об отдельных отраслях, разновидностях и
видах техники Д.-п. и. см. статьи: Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен,
Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки художественные,
Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная,
Сосуды
художественные, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани художественные,
Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалеры, Эмали, Ювелирное
искусство.



Илл. см. на вклейках - к стр. 56 и табл.
III (стр. 48-49).


Лит.: А р к и н Д., Искусство бытовой
вещи, М., 1932; Каган М., О прикладном искусстве, Л., 1961; Салтыков А.
Б., Избранные труды, М., 1962; Чекалов А. К., Основы понимания декоративно-прикладного
искусства, М., 1962; Мagne L., L'art applique aux metiers, v. 1 - 8, P.,
1913 - 28; Bossert H. T. [Hrsg.], Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten
und Volker, Bd 1-6, В., 1928 - 35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell'arredamento,
v. 1-3, Mil., 1951-52.

И. М. Глозман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я